Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников
1.1 Эстетическая культура и эстетическое воспитание младших школьников
1.2 Декоративно-прикладное искусство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства
2.1 Изучение учебных программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства
2.2 Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников
Заключение
Список источников и литературы
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Предметы декоративно-прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от натуралистичности, излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему. Знакомясь с разнообразными изделиями народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к создателям этих необыкновенных вещей. Их волнует и радует волшебство золотой Хохломы, яркость городецкой росписи, поэтичность синих переливов Гжели.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в школе.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников.
Цель исследования: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;
3. Провести работу по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников и на этой основе доказать эффективность одной из программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.
База исследования: МОУ СОШ № 41 города Белгорода.