Введение
Глава I. Теоретические аспекты инклюзивного образования.
1.1 Сущность и значение инклюзивного образования
1.2 История развития инклюзивного образования
1.3 Проектирование как технология социальной работы
Глава II. Нормативно-правовые аспекты социального проектирования в области инклюзивного образования.
2.1. Основные направления государственной политики в области инклюзии и инклюзивного образования
2.2. Нормативно-правовые аспекты реализации проектирования в области инклюзивного образования
Заключение
Библиографический список
Инклюзивное, или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Главным и важным аспектом инклюзивного образования является исключение всяческой дискриминации людей с определенными потребностями. Такое образование должно создавать особые условия, например, для детей, имеющих особые образовательные условия.
На самом деле, вопросы инклюзивного образования - актуальнейшая тема для нашей страны. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и трудностей, которые еще предстоит преодолевать.
Уже давно известно, что часть детей, обучающихся в общеобразовательных школах и имеющих индивидуальные образовательные потребности, как бы остается в стороне, выбывает, самоисключается из учебного процесса, т.к. не может получить знания доступными для них способами и методами. Тут можно привести пример с инвалидами, которые в силу определенных физических утрат не могут полноценно обучаться вместе со своими сверстниками.
Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время школы, к сожалению, в большинстве своем не способны организовать полноценное обучение таких детей. Их родители вынуждены искать специализированные учебные заведения.
Объектом исследования является – инклюзивное образование.
Предметом исследования – реализация инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования детей.
Цель работы – проанализировать деятельности в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.
Задачи:
• Рассмотреть понятие «инклюзивное образование»;
• Разобрать нормативные документы в области инклюзивного образования.
Структура работы:
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель и задачи.
В первой главе были раскрыты теоритические аспекты инклюзивного образования.
Во второй главе изучены нормативно-правовые аспекты социального проектирования в области инклюзивного образования.
Глава I. Теоретические аспекты инклюзивного образования.
1.1 Сущность и значение инклюзивного образования
Образование ребенка – это одна из главных проблем при его формировании. Особенно это важно тогда, когда в семье растет инвалид. В соответствии с Российским Законодательством, каждый из них имеет право на получение образования, а также на профессиональную ориентацию, социальную адаптацию и предоставление тех образовательных условий, которые выберут родители. Но на практике данная ситуация выглядит несколько иначе. Именно поэтому в психолого-педагогической практике не так давно оформилась новая система обучения – инклюзивное образование [19].
Оно подразумевает такую организацию учебного процесса, при которой он становится абсолютно доступным для всех. Это осуществляется за счет того, что инклюзивное обучение максимально приспосабливается ко всем нуждам каждого ребенка.
Право ребенка на образование имеет важное значение и несет в себе огромный потенциал. Признание государством принципа равных возможностей для всех детей, в том числе имеющих особенности в развитии, обеспечит включение образования детейинвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать себя востребованным и ощущать свою цельность и уникальность. Дать возможность каждому ребенку с учетом его интересов и потребностей полностью реализовать свой потенциал – это наша обязанность [4].
Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право посещать детский сад или школу радом с домом, где проживают. А образовательное учреждение, в свою очередь, создать для них необходимые комфортные условия. Кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то пандус и лифт, кому-то – тьютор. Если ребенок не может ходить на общий урок физкультуры, для него должен быть предусмотрен преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все соревнуются в беге на скорость, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.
При этом важно учитывать такие основные принципы, как равное отношение ко всем детям и отсутствие дискриминации, внимательное отношение к нуждам каждого воспитанника, гибкий подход к образованию и воспитанию, именно так можно обеспечить доступность образования для всех.
У детей с особенностями развития сегодня должен быть выбор – обучаться в специальных учреждениях или в обычной школе, где они смогут лучше адаптироваться к жизни. Здоровым же детям это позволит развить толерантность, ответственность, духовность, они научатся распознавать и принимать различие, а также приобретут знания о правах ребенка.
Проблема развития инклюзивного образования в России сейчас находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Именно родители «особых» детей настаивают на их включении в обычное детское сообщество.
1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва 14—16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2010. - 266 с
2. Изосимова Ю. С. Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ как эффективный метод психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4456–4460
3. Карасева С. Инклюзивное образование. Возможно ли оно в России? [Электронный ресурс]: Сайт ФБ.ру. - URL: http://fb.ru/article/32296/inklyuzivnoe-obrazovanie-vozmojno-li-ono-v-rossii(дата обращения: 11.12.2016).
4. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
6. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3., - С. 35-39.
7. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской» 2010.
8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.
10. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. - 2012. - № 5., - С 16-25.
11. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
12. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012.
14. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация СПб, 2012.