Введение
1.Теоретические основы формирование читательской самостоятельности младших школьников
1.1.Развитие методической науки в области внеклассного чтения
1.2.Специфика
1.3.Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности
1.4.Начальный этап в формировании читательской самостоятельности
1.5.Основной и заключительный этапы формированиячитательской самостоятельности
2. Опытно -
Заключение
Литература
Приложение
Тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
Цель: Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников в условиях обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО
Объект исследования: процесс формирования основ читательской компетентности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников.
Задачи:
Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.
Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.
Начальный этап в формировании читательской самостоятельности
Основной и заключительный этапы формированиячитательской самостоятельности
Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
1.Теоретические основы формирование читательской самостоятельности младших школьников
1.1. Развитие методической науки в области внеклассного чтения
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).
Вместе с тем, в общем рейтинге стран-участниц Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA- 2009) средний балл российских учащихся по уровню грамотности чтения составил 459 по 1000 балльной шкале, что ниже среднестатистического по странам ОЭСР (493). По уровню функциональной грамотности Россия заняла 41-43 место среди 65 государств участников. Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения», рассчитанной на 14 лет, до 2020г. Это свидетельствует о том, что значительная доля школьников не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя и интереса к чтению, и как результат, оказывается не готовой к требованиям мирового информационного сообщества и возможности самоопределиться в жизни.
К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.
Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.
В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе - развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности. Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека:
- высокий уровень его интеллектуальных способностей,
- самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман).
Обозначенная проблема рассматривалась в «Стратегии модернизации содержания общего и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.), в работах, посвященных реализации компетентностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и др.), в работах ученых-педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно-читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе-Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать:
степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников, не разработана технология продуктивного чтения и структура уроков самостоятельной читательской деятельности.
1.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения./ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
2.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
4.Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений .- 2-е изд., исправл. - М. : Академия, 2002.- 464 с.
- Джежелей О.В., Сергеева В.А., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М., 1997
- Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
7.Рыбкина Е.А. Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению // Начальная школа -2009.-№2 .с14-17.
- Рамзаева Е.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ Е.Г. Рамзаева - М.: Просвещение,1979.- 431 с.
- Ефросининой Л.А. Омороковой М.И. Литературное чтение в свете современных требований. // - 2010 .- №11. - 73 -77 с.
- Львов М.Р. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. - М.: Академия, 2007. - 462 с.
- Львов М.Р. Рамзаева Т.Г. Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р.Львов - М., 1987. - 401с.
- Лебедева Н.Н. Это наша с тобой судьба… // Начальная школа -2010.-№6. С. 7-9.
- Майдангалиева Ж.А. Литературное развитие школьников как методическая система / Начальная школа - 2010.- №4. -С. 84-86.
- Марданова Е.У Формирование навыков использования информационной среды/ Начальная школа - 2010.- №4. -С. 21-24.
- Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа - 2010.-№11.-С. 29-31.
- Никулина Н.В. Особенности уроков литературного чтения в рамках УМК «Начальная школа XXI века» // Начальная школа -2010. -№6. -С.36-38.
- Строганова Л.В. Методика работы над образным сроем художественных текстов в начальной школе » // Начальная школа -2010. -№11. - С. 23-28.
18 . Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа -2003.-№1.-С. 11-18.
- Светловская Н.Н. «Детская книга пришла в школу» // Начальная школа - 2009. - №1.-С.
- Светловская Н.Н. Как обучить чтению, или как разорвать замкнутый круг // Начальная школа - 2010. - №3.- С. 8-13.
- Строганова Л.В. Методика работы над образным сроем художественных текстов в начальной школе // Начальная школа - 2010. - №11.- С. 23-28.
- Светловская Н.Н. Пиче -оол Т.С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности / Н.Н.Светловская. - М.: Академия, 1999. - 160с.
23.Светловская Н.Н. Пиче - оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н.Светловская. - М.: Академия, 1999. - 248с.
24.Светловская Н.Н. Пиче - оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская. - М.: Академия, 2001. - 282с.
- Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской самостоятельности / Светловская Н.Н.- М.: Академия,1978. - 380с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288с.