ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический подход к проблеме развития исследовательских навыков младших школьников на уроках русского языка
1.1. Проблема исследовательской деятельности учащихся в трудах отечественных и зарубежных педагогов
1.2. Условия и методы развития исследовательской культуры на уроках русского языка
Глава 2. Практическая реализация методов формирования исследовательских навыков младших школьников на уроках русского языка
2.1. Анализ требований ФГОС с целью развития исследовательских навыков,
2.2. Формирование исследовательских навыков при работе с лексикой и грамматикой на уроках русского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформулированных в образовательных стандартах. Совершенствование методики преподавания русского языка сегодня осуществляется системно по нескольким направлениям: в содержании образования, использовании актуальных методов обучения, изменении форм организации деятельности учителя и учеников на уроке. Акценты современной методики преподавания русского языка перемещаются на «общающегося человека, языковую личность, т.е. человека, способного создавать и понимать тексты, речевые произведения, значимые для его жизнедеятельности и характеризующие уровень его развития (интеллекта), культурологической и профессиональной компетенции, определяющие его способности задумывать и реализовывать тексты с учётом целого ряда внелингвистических условий и тем самым влиять на процессы, происходящие в действительности».
Усилению связи языка и речи при изучении школьного курса будет способствовать организация исследовательской деятельности учащихся, осуществляемая в рамках уроков русского языка.
Цель данного исследования – изучить методы формирования исследовательских навыков младших школьников на уроках русского языка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие исследовательской деятельности, понятие исследовательских навыков ребенка;
Изучить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка;
Проанализировать методы формирования исследовательских навыков на уроках русского языка.
Объект исследования – исследовательские навыки учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования – формы и методы формирования исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка.
Гипотеза исследования – если учебную деятельность школьников на уроках русского языка построить в соответствии с этапами развития исследовательских навыков, их компонентным составом и характерными для каждого этапа способами работы педагога и ученика, то будет происходить развитие исследовательской деятельности.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных педагогов и психологов, которые исследовали теоретические аспекты развития исследовательской деятельности (Савенков А.И. [18], Обухов А.С. [13] и др.), разрабатывали вопросы фиксации, классификации и диагностики исследовательских навыков (Худякова Л.А. [21], Шумакова М.Б.[23]), указывали факторы, влияющие на развитие познавательной и исследовательского интереса (власенков А.И. [6] и др.), выделяли этапы развития познавательного интереса (Осмоловская И.М. [14]), выявляли этапы работы при развитии исследовательских навыков (Алексеев Н.Г. [1]); 6) представляли отдельные способы, обеспечивающие развитие исследовательских навыков (Алексеева О.В. [2] и др.).
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.