Современная российская школа последовательно трансформируется в школу информационного общества. Масштабная компьютеризация, широкое применение информационных технологий и дистантных форм обучения, участие преподавателей и учеников в разнообразных интернет-проектах и конкурсах, – всё это стимулирует переосмысление профессиональным сообществом целей, содержания, форм и методов обучения, определяющих сущность современного общего и высшего профессионального образования. Так, хороший школьный урок сегодня непременно предполагает учебно-исследовательскую деятельность, позволяющую ученикам научиться использовать в образовательной практике и повседневной жизни разнообразную информацию об окружающем мире, представленную в разных источниках и выраженную посредством различных знаковых систем. Развитие умений работать с информацией провозглашено Федеральными государственными образовательными стандартами одной из ключевых задач обучения, причем на всех ступенях – от начальной до высшей школы.
Особую актуальность проблема использования различных источников информации обретает при изучении гуманитарных дисциплин, особенно истории, интерес которой чаще всего обращен к прошедшим – ушедшим в прошлое – состояниям общества.
В данном контексте большое значение приобретает изучение фотографии как исторического источника. Поскольку именно изучение фотографии позволяет по иному оценить происходящее, визуально охарактеризовать и почувствовать то или иное событие истории.
Цель исследования – рассмотреть основные теоретические и практические аспекты использования фотографии как исторического источника на уроках истории в общеобразовательной школе.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию исторических источников, а также основные тенденции развития визуальных источников;
охарактеризовать фотографию как исторический источник, а именно, ее понятие, классификацию, специфику и основные этапы развития;
обозначить методические приемы и средства, использующиеся при изучении фотографии как исторического источника на уроках истории;
рассмотреть использование фотографии как исторического источника в проектной деятельности.
Библиография.
Все исследования, посвященные изучению фотографии как исторического источника на уроках истории, следует разделить на две группы.
Первая – работы, освещающие теоретические аспекты данной темы.
Прежде всего, большое значение для исследования имеет опыт разработки источниковедческих проблем изучения фотодокументов в специальной источниковедческой и музееведческой литературе.
Особую значимость среди работ, посвящённых источниковедческим проблемам изучения фотодокументов, имеет монография В.М. Магидова, в которой рассматривается историографическая традиция изучения фотодокументов, проблемы терминологии, классификации фотодокументов, вопросы выделения кинофотофонодокументального источниковедения. В историографии уделяется особое внимание понятию фотодокумента.
В музееведческой литературе, можно встретить различные понятия, обозначающие «фотодокумент». Исследователи, не давая практически никаких разъяснений, используют разную терминологию: «фотография», «фотодокумент», «фотографические материалы» и другие, часто используемые на уровне однозначного толкования.
Важнейшим этапом научного исследования является вопрос классификации фотодокументов. Так, Л.Н. Пушкарёва предлагает рассматривать как самостоятельный тип источников «кинофотодокументы».
Специалисты государственных архивов, рассматривают вопросы классификации источников в едином комплексе задач их комплектования, научной экспертизы, обеспечения сохранности
Как отмечала Н.А. Латухина, в музеях нет единого подхода к проблеме общей классификации фотоисточников. В ряде музеев фотоисточники классифицируются как документальные или изобразительные, в других - как самостоятельная группа источников.
При разработке методики изучения и формирования коллекций фотоисточников представляют интерес работы Д.А. Диментмана, посвящённые источниковедческому анализу фотографических коллекций из собрания Государственного Исторического музея.
Обобщению накопленного музеями опыта работы с фотографическими коллекциями были посвящены работы А.И. Михайловской, М.Е. Кучеренко, связанные с вопросами учёта и хранения, классификации, описания, каталогизации и атрибуции, а также целевой разработки единой методики изучения различных видов и жанров фотоисточников.
Вторая группа работ представлена методическими и практическими разработками по изучению фотографии как исторического источника. Все методические рекомендации предоставлены в общем контексте изучения исторических источников на уроках истории, использовании наглядности на уроках истории и применении визуальных материалов для исследования исторических событий на базе общеобразовательной школы.
Подведя итоги, можно сказать, что работа с фотодокументом - специфическим историческим источником – феноменом научно-технического прогресса, включает определённый круг исследований, анализ которых показал, что литература носит информационно-рекомендательный характер и требует дальнейшей разработки.
Глава 1. Фотография как исторический источник: теоретический аспект
1.1 Исторический источник: понятие, классификация и основные тенденции развития визуальных источников
Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе[1].
Роль и значение исторических источников в трактовке разного рода событий и явлений неоспоримо. Только комплексное использование источников позволяет сформировать объективную оценку действительности.
Существует несколько классификаций исторических источников.
Историк Л. Н. Пушкарёв подразделял исторические источники на типы, роды, виды. Отличительной чертой типа является сам принцип хранения. Пушкарёв выделил следующие три типа исторических источников: письменные, вещественные, этнографические.
Виды — еще более мелкая градация. Под видом Пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры, их внутренней формы»[2].
В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам: вещественные источники; изобразительные источники; словесные источники, конвенционные источники; поведенческие источники; звуковые или аудиальные источники[3].
Варианты классификации источников не ограничиваются лишь выше обозначенными примерами. Особую актуальность и ценность на современном историческом этапе приобретают источники визуального восприятия.
С появлением новых комплексов исторических источников, таких как: фотография, кинохроника, графика, — потребовалось выработать новые методы исследования. История, являясь частью интеллектуальной жизни общества, всегда опирается на те информационные технологии, которые поддерживаются культурными коммуникациями. Именно они определяют набор используемых историками методов работы с исторической информацией и способы её презентации.
Выделяют следующие этапы изучения визуальных источников: отбор визуального источника; сбор и анализ информации об авторе источника, его цели, времени, условии создания, общественном резонансе; просмотр источника с целью первого знакомства; повторный просмотр и анализ по намеченному исследовательскому плану; реконструкция исторической реальности на основе оценки образа, заложенного в источник. Верификация с другими источниками информации[4].
До недавнего времени число историков, которые серьезно воспринимали визуальные объекты – картины, скульптуры, архитектурные и мемориальные комплексы, карты, плакаты, открытки, фотографии и пр., и использовали их как важные источники, было относительно невелико. Несмотря на то что изображения являются наиболее универсальным и доступным средством сохранения и передачи памяти о прошлом, лишенным, в отличие от писанного текста, многих социальных и культурных барьеров, визуалистика до сих пор остается областью, в которой более уверенно чувствуют себя не историки, искусствоведы, социологи культуры и этнологи. Количество же сугубо исторических работ, опирающихся на визуальную документацию, весьма невелико. При этом большинство членов международного исторического сообщества относится к визуальным источникам снисходительно и недоверчиво[5].
Среди историков по-прежнему широко распространено представление о ненадежности и вторичности изображений по сравнению с текстом, и если они используются в исторических трудах, то чаще всего как иллюстрация к тексту. В России исследование визуального в целом остается монополией культурологов и социологов. В отношении же российской истории XX в. визуальные источники используются и исследуются историками еще в меньшей степени, чем применительно к европейской истории. Между тем в нашей стране в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) сформировался «Центр визуальной антропологии и эгоистории» вокруг профессора В.М. Магидова. Фундаментальные исследования В.М. Магидова способствуют разрушению сложившихся среди историков предрассудков в отношении визуальных источников, демонстрируя потенциал, который таят для исследователей визуальные свидетельства российского прошлого XIX–XX столетий[6]. «Визуальный поворот» уже повлиял на исследовательскую стратегию и методологическую специфику философии, антропологии, культурологии.
Проблематизация визуального открывает широкие перспективы для исторических наук, не только прикладного, но и теоретического характера.
Визуальность является важнейшей составляющей коммуникационных процессов. Зрительные образы полисемантичны. В них воплощена социальная память, ментальность, политические стереотипы и социальный контекст эпохи.
Они позволяют изучать визуальные объекты как социальную и культурную практику, конструирующую действительность, и интерпретировать их как особый вид текста.
Визуальные образы могут отражать такие трудноуловимые в письменных источниках аспекты социальной действительности, которые кажутся современникам само собой разумеющимися, общеизвестными и именно поэтому не акцентируются в текстах. Искажение реальности, зависящее от воли создателя или потребителя изображения, тоже представляет собой источник для изучения менталитета эпохи или социума. Визуальное, таким образом, имеет значение для правильной интерпретации социально-политических процессов и является серьезным инструментом воздействия на общество.
Например, одна из «прикладных» функций визуальных образов в политической сфере связана с конструированием политической реальности и восприятием властных структур. Являясь одним из главнейших и убедительных средств пропаганды, зрительные образы способны придать власти вес и блеск, подчеркнуть ее силу и законность, оправдать политические программы и реформы, а также применение насилия. Они могут представить определенную политическую группу в выгодном свете, а ее противников лишить всякой привлекательности[7].
В XX в. роль визуальных средств еще более возросла в связи с необходимостью идеологической обработки масс, особенно в тоталитарных системах и обществах с низким уровнем грамотности. Изображение власти – будь то символы политических партий или государства, портреты и скульптуры государственных мужей, политические плакаты, карикатура, к которым в Новейшее время прибавились кино - и фотодокументалистика и экранизации на политические темы, – служили (и продолжают служить) объектом пристального внимания и манипулирования со стороны государства. В целом, можно констатировать, что визуалистика уверенно отвоевывает себе пространство в исторической науке.
Это новое направление познания прошлого предоставляет широкое поле для развития междисциплинарных исследований, что также является одной из актуальных тенденций современной историографии. Для адекватного понимания прошлого нужна совокупность различных источников и различных методов их изучения.
[1] Медушевская О. М. Источниковедение : Теория, история и метод. — М., Изд-во РГГУ, 1996.; Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Издательство ТГУ, 1973.; Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. — М., Изд-во РГГУ, 1997
[2] Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. — М.: Наука, 1975.
[3] Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. — М., Изд-во РГГУ, 1997.
[4] Визуальная история России XIX–XX вв.: Учебно-методическое пособие /авт.-сост. А.В. Костенко. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. С. 6
[5] Там же
[6] Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М., 2005. С. 67
[7] Сологубов А.М. Фотография и личное переживание истории // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. –Челябинск, Каменный пояс, 2008. – С. 75–103.