Курсовая работа|Педагогика

Фотография как исторический источник на уроке истории

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 50

Введение

Глава 1. Фотография как исторический источник: теоретический аспект

1.1 Исторический источник: понятие, классификация и основные тенденции развития визуальных источников

1.2 Фотография как исторический источник: понятие, классификация, специфика, основные этапы развития

Глава 2. Практический опыт использования фотографии как исторического источника на уроках истории в школе

2.1. Методические приемы и средства, использующиеся при изучении фотографии как исторического источника на уроках истории

2.2. Использование фотографии как исторического источника в проектной деятельности (краткое описание творческих проектов с применением фотографии в 5 - 6 классах общеобразовательной школы)

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

 

 

Современная российская школа последовательно трансформируется в школу информационного общества. Масштабная компьютеризация, широкое применение информационных технологий и дистантных форм обучения, участие преподавателей и учеников в разнообразных интернет-проектах и конкурсах, – всё это стимулирует переосмысление профессиональным сообществом целей, содержания, форм и методов обучения, определяющих сущность современного общего и высшего профессионального образования. Так, хороший школьный урок сегодня непременно предполагает учебно-исследовательскую деятельность, позволяющую ученикам научиться использовать в образовательной практике и повседневной жизни разнообразную информацию об окружающем мире, представленную в разных источниках и выраженную посредством различных знаковых систем. Развитие умений работать с информацией провозглашено Федеральными государственными образовательными стандартами одной из ключевых задач обучения, причем на всех ступенях – от начальной до высшей школы.

Особую актуальность проблема использования различных источников информации обретает при изучении гуманитарных дисциплин, особенно истории, интерес которой чаще всего обращен к прошедшим – ушедшим в прошлое – состояниям общества.

В данном контексте большое значение приобретает изучение фотографии как исторического источника. Поскольку именно изучение фотографии позволяет по иному оценить происходящее, визуально охарактеризовать и почувствовать то или иное событие истории.

Цель исследования – рассмотреть основные теоретические и практические аспекты использования фотографии как исторического источника на уроках истории в общеобразовательной школе.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и классификацию исторических источников, а также основные тенденции развития визуальных источников;

охарактеризовать фотографию как исторический источник, а именно, ее понятие, классификацию, специфику и основные этапы развития;

обозначить методические приемы и средства, использующиеся при изучении фотографии как исторического источника на уроках истории;

рассмотреть использование фотографии как исторического источника в проектной деятельности.

Библиография.

Все исследования, посвященные изучению фотографии как исторического источника на уроках истории, следует разделить на две группы.

Первая – работы, освещающие теоретические аспекты данной темы.

Прежде всего, большое значение для исследования имеет опыт разработки источниковедческих проблем изучения фотодокументов в специальной источниковедческой и музееведческой литературе.

Особую значимость среди работ, посвящённых источниковедческим проблемам изучения фотодокументов, имеет монография В.М. Магидова, в которой рассматривается историографическая традиция изучения фотодокументов, проблемы терминологии, классификации фотодокументов, вопросы выделения кинофотофонодокументального источниковедения. В историографии уделяется особое внимание понятию фотодокумента.

В музееведческой литературе, можно встретить различные понятия, обозначающие «фотодокумент». Исследователи, не давая практически никаких разъяснений, используют разную терминологию: «фотография», «фотодокумент», «фотографические материалы» и другие, часто используемые на уровне однозначного толкования.

Важнейшим этапом научного исследования является вопрос классификации фотодокументов. Так, Л.Н. Пушкарёва предлагает рассматривать как самостоятельный тип источников «кинофотодокументы».

Специалисты государственных архивов, рассматривают вопросы классификации источников в едином комплексе задач их комплектования, научной экспертизы, обеспечения сохранности

Как отмечала Н.А. Латухина, в музеях нет единого подхода к проблеме общей классификации фотоисточников. В ряде музеев фотоисточники классифицируются как документальные или изобразительные, в других - как самостоятельная группа источников.

При разработке методики изучения и формирования коллекций фотоисточников представляют интерес работы Д.А. Диментмана, посвящённые источниковедческому анализу фотографических коллекций из собрания Государственного Исторического музея.

Обобщению накопленного музеями опыта работы с фотографическими коллекциями были посвящены работы А.И. Михайловской, М.Е. Кучеренко, связанные с вопросами учёта и хранения, классификации, описания, каталогизации и атрибуции, а также целевой разработки единой методики изучения различных видов и жанров фотоисточников.

Вторая группа работ представлена методическими и практическими разработками по изучению фотографии как исторического источника. Все методические рекомендации предоставлены в общем контексте изучения исторических источников на уроках истории, использовании наглядности на уроках истории и применении визуальных материалов для исследования исторических событий на базе общеобразовательной школы.

Подведя итоги, можно сказать, что работа с фотодокументом - специфическим историческим источником – феноменом научно-технического прогресса, включает определённый круг исследований, анализ которых показал, что литература носит информационно-рекомендательный характер и требует дальнейшей разработки.

 

Глава 1.  Фотография как исторический источник: теоретический аспект

  1.1 Исторический источник: понятие, классификация и основные тенденции развития визуальных источников

Исторические источники  - весь комплекс документов и предметов материальной культуры,  на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе[1].

Роль и значение исторических источников в трактовке разного рода событий и явлений неоспоримо. Только комплексное использование источников позволяет сформировать объективную оценку действительности.

Существует несколько классификаций исторических источников.

Историк Л. Н. Пушкарёв подразделял исторические источники на типы, роды, виды. Отличительной чертой типа является сам принцип хранения. Пушкарёв выделил следующие три типа исторических источников: письменные, вещественные, этнографические.

Виды — еще более мелкая градация. Под видом Пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры, их внутренней формы»[2].

В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам:  вещественные источники; изобразительные источники; словесные источники, конвенционные источники; поведенческие источники; звуковые или аудиальные источники[3].

Варианты классификации источников не ограничиваются лишь выше обозначенными примерами. Особую актуальность и ценность на современном историческом этапе приобретают источники визуального восприятия.

С появлением новых комплексов исторических источников, таких как: фотография, кинохроника, графика, — потребовалось выработать новые методы исследования. История, являясь  частью интеллектуальной жизни общества, всегда опирается на те информационные технологии, которые поддерживаются культурными коммуникациями. Именно они определяют набор используемых историками методов работы с исторической информацией и способы её презентации.

Выделяют следующие этапы изучения визуальных источников: отбор визуального источника; сбор и анализ информации об авторе источника, его цели, времени, условии создания, общественном резонансе; просмотр источника с целью первого знакомства; повторный просмотр и анализ по намеченному исследовательскому плану; реконструкция исторической реальности на основе оценки образа, заложенного в источник. Верификация с другими источниками информации[4].

До недавнего времени число историков, которые серьезно воспринимали визуальные объекты – картины, скульптуры, архитектурные и мемориальные комплексы, карты, плакаты, открытки, фотографии и пр.,  и использовали  их как важные источники, было относительно невелико. Несмотря на то что изображения являются наиболее универсальным и доступным средством сохранения и передачи памяти о прошлом, лишенным, в отличие от писанного текста, многих социальных и культурных барьеров, визуалистика до сих пор остается областью, в которой более уверенно чувствуют себя не историки, искусствоведы, социологи культуры и этнологи. Количество же сугубо исторических работ, опирающихся на визуальную документацию, весьма невелико. При этом большинство членов международного исторического сообщества относится к визуальным источникам снисходительно и недоверчиво[5].

Среди историков по-прежнему широко распространено представление о ненадежности и вторичности изображений по сравнению с текстом, и если они используются в исторических трудах, то чаще всего как иллюстрация к тексту. В России исследование визуального в целом остается монополией культурологов и социологов. В отношении же российской истории XX в. визуальные источники используются и исследуются историками еще в меньшей степени, чем применительно к европейской истории. Между тем в нашей стране в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) сформировался «Центр визуальной антропологии и эгоистории» вокруг профессора В.М. Магидова. Фундаментальные исследования В.М. Магидова способствуют разрушению сложившихся среди историков предрассудков в отношении визуальных источников, демонстрируя потенциал, который таят для исследователей визуальные свидетельства российского прошлого XIX–XX столетий[6]. «Визуальный поворот» уже повлиял на исследовательскую стратегию и методологическую специфику философии, антропологии, культурологии.

Проблематизация визуального открывает широкие перспективы для исторических наук, не только прикладного, но и теоретического характера.

Визуальность является важнейшей составляющей коммуникационных процессов. Зрительные образы полисемантичны. В них воплощена социальная память, ментальность, политические стереотипы и социальный контекст эпохи.

Они позволяют изучать визуальные объекты как социальную и культурную практику, конструирующую действительность, и интерпретировать их как особый вид текста.

Визуальные образы могут отражать такие трудноуловимые в письменных источниках аспекты социальной действительности, которые кажутся современникам само собой разумеющимися, общеизвестными и именно поэтому не акцентируются в текстах. Искажение реальности, зависящее от воли создателя или потребителя изображения, тоже представляет собой источник для изучения менталитета эпохи или социума. Визуальное, таким образом, имеет значение для правильной интерпретации социально-политических процессов и является серьезным инструментом воздействия на общество.

Например, одна из «прикладных» функций визуальных образов в политической сфере связана с конструированием политической реальности и восприятием властных структур. Являясь одним из главнейших и убедительных средств пропаганды, зрительные образы способны придать власти вес и блеск, подчеркнуть ее силу и законность, оправдать политические программы и реформы, а также применение насилия. Они могут представить определенную политическую группу в выгодном свете, а ее противников лишить всякой привлекательности[7].

В XX в. роль визуальных средств еще более возросла в связи с необходимостью идеологической обработки масс, особенно в тоталитарных системах и обществах с низким уровнем грамотности. Изображение власти – будь то символы политических партий или государства, портреты и скульптуры государственных мужей, политические плакаты, карикатура, к которым в Новейшее время прибавились кино - и фотодокументалистика и экранизации на политические темы, – служили (и продолжают служить) объектом пристального внимания и манипулирования со стороны государства. В целом, можно констатировать, что визуалистика уверенно отвоевывает себе пространство в исторической науке.

 Это новое направление познания прошлого предоставляет широкое поле для развития междисциплинарных исследований, что также является одной из актуальных тенденций современной историографии. Для адекватного понимания прошлого нужна совокупность различных источников и различных методов их изучения.

[1] Медушевская О. М. Источниковедение : Теория, история и метод. — М., Изд-во РГГУ, 1996.; Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Издательство ТГУ, 1973.; Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. — М., Изд-во РГГУ, 1997 

[2] Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. — М.: Наука, 1975.

[3] Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. — М., Изд-во РГГУ, 1997.

[4] Визуальная история России XIX–XX вв.: Учебно-методическое пособие /авт.-сост. А.В. Костенко. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. С. 6

[5] Там же

[6] Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М., 2005. С. 67

[7] Сологубов А.М. Фотография и личное переживание истории // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. –Челябинск, Каменный пояс, 2008. – С. 75–103.

  1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе.   №1. С. 23-26.
  2. Алексеев Ю.Н. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Шубина А.В. «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс»/ Ю.Н. Алексеев - «1С», 2006. 123с
  3. Андреевская М.И. Изобразительный источник как музейный предмет. (Некоторые аспекты изучения) //Изучение музейных коллекций. Труды НИИ культуры. Вып.21. М., 1974.С. 45-89
  4. Апарович Г.Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе. / / Преподавание истории в школе. №1. С. 45-67
  5. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. / / Преподавание истории в школе. 2003. №9. С. 56-67
  6. Библиотека учителя истории [электронный ресурс] - http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/''Biblioteka_uchitelya_istorii''/_''BUI''.html
  7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. 256с
  8. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972. 289с
  9. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1998. 267с
  10. Визуальная история России XIX–XX вв.: Учебно-методическое пособие /авт.-сост. А.В. Костенко. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. 236с
  11. Вишленкова Е. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011. 289с
  12. Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. 2-е изд. М., 1980. 123с
  13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 289с
  14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: Просвещение, 1997. 245с
  15. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1971. 239 с
  16. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика, 2000. 255с
  17. Диментман Д.А. Коллекция фотодокументов А.А.Губарева (К источниковедческому анализу)//Труды ГИМ. Вып.87. М., 1995. С.343-347.
  18. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. N 6. С. 30-39.
  19. За Веру Царя и Отечество – Царская Россия в фотографиях – [электронный ресурс]- http://www. zaweru.ru›content/view/1534/.
  20. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Под ред. О.М. Хлытиной, В.А.Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 234с
  21. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998 678с
  22. Кадралиева М. А. Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся // Молодой ученый. №5.  С. 511-513.
  23. Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками// Преподавание истории и обществознания в школе № 10. С. 67-89
  24. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2008. №1. С. 3-8.
  25. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: ВЛАДОС, 2000. 345с
  26. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 204с
  27. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 289с
  28. Крайнева И.А. Фотодокументы как источник по истории Сибирской науки: на материалах фотоархива СО РАН//Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 136–139
  29. Кузин А.А. Кинофотофоноархивы. М., 1960 289с
  30. Кучеренко М.Е. Функциональный аспект в процессе изучения музейных предметов // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Научные труды Музея революции. Вып.24. М., 1995. С.5-17
  31. Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» «1С», 2006. 156с
  32. Латухина Н.А. Новое в экспозициях литературных музеев//Историко-революционные и литературные мемориальные музеи: Сб. науч. тр.//НИИ культуры. М., 1973. Т. 12. С.41-56
  33. Личные архивные фонды в хранилищах СССР. Т.3., М., 1980. С.84.
  34. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М., 2005 389с
  35. Марчук А.Г., Марчук П.А. Особенности построения цифровых библиотек со связанным контентом // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции : тр. XII Всерос. науч. конф. RCDL'2010; Казань, Россия 13–17 октября 2010 г. Казань : Казан. ун-т, 2010. С. 45-78
  36. Марчук А.Г., Марчук П.А., Крайнева И.А. Технологии исторической фактографии: Электронный фотоархив СО РАН // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеграция музеев Сибири в региональное социокультурное пространство и мировое музейное сообщество». Улан-Удэ, 2010. С. 67-89
  37. Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях. (Из опыта московских музеев) // Вопросы музейного дела. М., 1952. С.100-115.
  38. Морозов С.А. Искусство видеть М., 1963. 256с
  39. Морозов С.А. Очерки по истории фотографии. 1839-1917. 2-е изд. 1961. 289с
  40. Морозов С.А. Советская художественная фотография. 1917-1957. 1958 267с
  41. Нарский И.В. Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии (на примере детской фотографии 1966 г. из г. Горького) // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. –Челябинск, Каменный пояс, 2008. С. 61–84.
  42. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. 289с
  43. Озерский И.З. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989. 23с
  44. Основные правила работы государственных архивов кинофотофонодокументами //Главархив СССР. Всесоюз. НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) // Сост. В.М.Магидов, Л.А.Кобелькова, Е.П.Тараканова. М., 1980. 678с
  45. Пондопуло Г.К. Фотография и современность: проблемы теории. М., 1982. 267с
  46. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975. С.202,248, 252-255,260.
  47. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]- http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13049&ob_no=13097
  48. Сафразьян Л.Т. Музейный предмет как объект источниковедческого исследования // Актуальные проблемы советского музееведения. Сб. науч. тр. ЦМР СССР. М., 1987. С.27-39
  49. Сологубов А.М. Фотография и личное переживание истории // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. –Челябинск, Каменный пояс, 2008. С. 75–103.
  50. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.1. 289с
  51. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Как преподавать историю в современной школе. Лекция №5 П.4 [электронный ресурс]– //his.1september/ru/article.php?ID=200602110.
  52. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 289с
  53. Суринов В.М. Музейность источников. Методологический анализ проблемы // Актуальные проблемы советского музееведения. Сб. науч. тр. ЦМР СССР. М., 198. С. 17-24
  54. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010. № 1897
  55. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012. № 413
  56. Хорошилов П.В., Логинов А.В. Пикториальная фотография в России: 1890–1920-е годы. – М.: Арт-родник, 2002. 136 с.
  57. Царская Россия в фотографиях – [электронный ресурс]- http://www. forum-slovo.ru›index.php…
  58. Царская Россия в фотографиях – [электронный ресурс]- http://www. li-day.ru›post172916002/
  59. Центр визуальной антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова – [электронный ресурс]- http://visant.etnos.ru/
  60. Цуканова В.Н. Вопросы классификации музейных предметов// Музейное дело. Сб.науч. тр. Вып.25, М., 2000. 895с
  61. Цуканова В.Н. Музейный предмет и исторический источник. К вопросу о соотношении понятий Сб. науч. тр. ЦМР СССР. М., 1987. 256с
  62. Цуканова В.Н. Музейный предмет и исторический источник. К вопросу о соотношении понятий// Актуальные проблемы советского музееведения. Сб. науч. тр. ЦМР СССР. М., 198. С.9-17
  63. Цуканова В.Н. Фотодокументы в музее. Их свойства, проблемы изучения и использования // Музейное дело: музей - культура - общество. Сб. науч. трудов Музея Революции. Вып.21. М., 1992. С.39-57.
  64. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М., 1987. 289с
  65. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 475 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское