Актуальность. Улучшение качества системы управления организацией может быть достигнуто при проведении анализа всех сторон деятельности, включая в себя диагностику, как управляемой системы, так и управляющих подсистем, а именно анализ сильных, слабых сторон организации, процесса производства и сбыта, финансового состояния, персонала, маркетинга.
Система управления организацией состоит из элементов, которые обобщены целью функционирования, при этом очень важно выделять субъект и объект управления, базовые элементы системы управления. Каждый элемент подлежит анализу, чтобы обеспечить общность анализа системы управления.
Управление означает некоторый процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью достигнуть конкретных итогов деятельности, о чем говорят Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин.
Нужно подчеркнуть, что управление и его развитие обусловлено в первую очередь разработкой миссии, стратегии, ценностей организации на базе диагностики прошлого опыта и видения будущего, а это является главным требованием для создания эффективной системы управления предприятием, о чем говорят Ю. Лехто, А. Матвеенко.
Актуальность разработки новых подходов усиливается рядом причин, среди которых, во-первых, общемировые тенденции возрастания роли людей, их потенциальных возможностей в социально- экономическом развитии общества; во-вторых, коренные изменения в отношениях собственности, которые воздействует на мотивацию, стимулирование труда, на реализацию экономических интересов работников и работодателей.
Предметом изучения является функции аппарата управления.
Объект исследования – ООО «Прогрессэнерго».
Цель работы – основные функции аппарата управления и их совершенствование.
Задачи:
- рассмотреть функции аппарата управления;
- показать методы исследования внешней и внутренней среды организации;
- охарактеризовать специфику функций аппарата управления в ООО «Прогрессэнерго»;
- показать пути совершенствования функций управления в ООО «Прогрессэнерго».
Вопросы менеджмента исследовались учеными России и многих зарубежных стран. К таким исследователям, прежде всего, следует отнести Бланка И.А., Богиню Д.П., Веснина В.Р., Виханского О.С., Герасимчук В.Г., Герчикову И.Н., Грачева М.В., Дятлова В.А., ЕгоршинаА.П., Ефремова В.С., Кибанова А.Я., Мазараки А.А., Мордвина С.К., Наливайко А.П., Немцова В.Д., Павленко А.Ф., Пономаренко В.А., Пугачева В.П., Травина В.В.
Методы исследования. В процессе решения поставленных задач применялись различные методы научного познания, такие как наблюдение, анализ и синтез, сравнение.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе дано понятие функций управления.
Во второй главе произведен показаны методы управления внешней и внутренней средой компании.
В третьей главе произведена оценка функций аппарата управления.
В четвертой главе показаны направления повышения эффективности реализации функций аппарата управления компании.
1. Содержание функций аппарата управления предприятия
Слово «управление» очень многогранно и трактуется во многих сферах человеческой деятельности. Классический менеджмент дает следующее определение «управление представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы определить и достичь цели организации»[1].
Другие ученые в области управления полагают, что управление - «интеграционный процесс, с помощью которого компетентные сотрудники создают компании и управляют ими через формулирование целей и разработку методов их достижения».
Таким образом, можно сделать вывод, что управление - это неотъемлемый элемент системы т.е процесс влияния, который стремится сохранить ее структуру, сохранить внутренние и внешние отношения для воплощения поставленных целей через принятие решений.
Основные функции аппарата управления определяют суть управления:
- диагностика и оценка,
- организация (выдвижение задач сотрудникам, организация взаимодействия),
- регулирование (контроль принятых решений и т.д.),
- учет (сбор информации о ходе реализации решений для следующего анализа),
- контроль (наблюдение за реализацией решений).
Соединение функций - центр системы управления (рис. 1).
Рис. 1. Место категории «функции аппарата управления» в управленческом процессе
Функции управления определяют конкретный состав видов деятельности управленческой деятельности, которые характеризуются однотипностью целей, действий или объектов их воздействия.
Группировка функций аппарата управления показана в таблице 1.
Таблица № 1
Классификация функций управления[2]
Направления классификации
|
Функции управления
|
1 Управленческая деятельность
|
Прогноз и планирование
|
|
Координация
|
|
Мотивация
|
|
Контроллинг
|
|
Регулирование
|
|
Диагностика
|
2 Организационная деятельность
|
Функции объединения
|
|
Функция разделения
|
3 Направление деятельности
|
Направленность на внутреннюю среду
|
|
Направленность на внешнюю среду
|
4 Область развития организации
|
Регулирование экономических процессов
|
|
Регулирование социально-психологическими процессов
|
|
Регулирование технологических процессов
|
5 Производственный процесс
|
Координация процесса производства
|
|
Регулирование материально-технического обеспечения
|
|
Регулирование процесса реализации товара
|
6Временной период
|
Стратегическое
|
|
Текущее
|
|
Оперативное
|
7 Базовыеусловия производственного процесса
|
Управление продуктом
|
|
Управление работниками
|
|
Управление сведениями
|
Принципы аппарата управления представляют собой базовые идеи, правила, и нормы поведения, которыми руководствуются управленцы. На практике принципы разделяют на общие, частные и организационно-технологические принципы.
Общие принципы. Системность - основной принцип управления. Системность обеспечивает и улучшает структурное и функциональное единство системы. Чем сложнее задачи, стоящие перед организацией, тем большую актуальность приобретает принцип обратной связи системы.
Принцип достаточности информации означает, что при росте объемов сведений большую роль играет усиление информационных процессов.
К частным принципам управления относятся так же принципы законности, централизации в сочетании с рациональной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.
Организационно-технологические принципы управления - база организационной и распорядительной, административной и исполнительной работы руководства. К ним относятся принципы: единоначалия, конкретизации, разделения труда, делегирования полномочий и др.
Особо выделяют принцип единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллективность управления, а с другой стороны предполагает установление личной ответственности за исполнение обязанностей.
Суть принципа разделения труда состоит в том, что вся работа по организации управления делится на простейшие операции, реализация которых делегируется определённым структурам системы управления.
Принцип делегирования полномочий представляет собой передачу задачи из области деятельности руководства подчиненному. Также передаются и права для их реализации, а сотрудник принимает на себя ответственность за них[3].
Революцию в управлении сделали идеи японской модели управления, главные элементы которой заключаются в следующем:
- исчерпывающее внимание к сотрудникам – основной элемент японской системы управления;
- пожизненный найм сотрудников;
- личное продвижение по принципу «старшинства»;
- система целенаправленной подготовки сотрудников при помощи регулярной ротации или смены видов деятельности;
- коллективные ценности и высокая трудовая этика;
- метод принятия решений - групповой;
- ориентировка на качество;
- общение;
[1] Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. С.178
[2] Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 3- е изд. — М.: ИНФРА- М, 2011. С.123
[3] Турова О.Г. Организация производства и управление предприятием: Учебник М. : КНОРУС., 2011. С.123