Введение
Глава 1. Ориентировочная деятельность в норме и у детей с нарушением интеллекта
1.1. Развитие ориентировочной деятельности на уроках ИЗО у учащихся 3-ого класса
1.2 Состояние ориентировочной деятельности у учащихся 3-ого класса с нарушением интеллекта на уроках ИЗО
Глава 2. Характеристика ориентировочной деятельности у учащихся 3-ого класса на уроках И.З.О.
2.1 Задачи, организация констатирующего эксперимента
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию ориентировочной деятельности у учащихся 3-ого класса на уроках И.З.О
Выводы
Список использованной литературы
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую многочисленную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня приходится констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих отклонения в развитии. В связи с этим, важной государственной задачей является создание для них специальных условий обучения, профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства, направленных на компенсацию пробелов в общеличностном развитии и обеспечение необходимых предпосылок для профессиональной и социальной адаптации.
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
В России большинство детей с умеренной умственной отсталостью находятся в домах-интернатах на государственном попечении, а затем по достижении 18 лет переводятся в психоневрологические интернаты для взрослых. В некоторых домах-интернатах дети обучаются по 5 дней, что дает им возможность свободное время и каникулы проводить с родителями, а это способствует расширению социальных связей ребенка и развитию элементарной ориентировочной деятельности. Открываются специальные классы для таких детей в структуре специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
У детей с нарушениями интеллекта крайне не развиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие самоконтроля. Одной из причин недоразвития является нарушение ориентировочной деятельности. У школьников с умственной отсталостью ориентировочная деятельность нарушена и выражается в отходе от поставленной задачи при встрече с трудностями и в отсутствии должного критического отношения к получаемым результатам. Это не может не сказаться на формировании двигательного образа и его контролирующей функции.
Нет сомнений в том, что уроки по изобразительному искусству обладают особой спецификой и несут огромное воздействие на подрастающую личность младшего школьника, да и любого другого ученика какой-либо образовательной системы, но лишь при правильной организации учебного процесса. Учитель средствами искусства способен повышать духовно-нравственный уровень детей, развивать живописные, графические и композиционные навыки, выполняя специальные упражнения и задания, демонстрируя работы великих мастеров.
На уроках изобразительного искусства (ИЗО) учащиеся должны овладеть, помимо практических навыков, видами и способами познавательной деятельности, выработанными в ходе культурно-исторического развития общества, позволяющие личности развивать интеллект и стать членом этого общества. Но далеко не все современные учителя в одинаковой степени уделяют внимание развитию практических навыков, духовности и нравственности, интеллекта и социально значимых качеств личности.
Целью работы является особенностей ориентировочной деятельности у детей с нарушением интеллекта на уроках ИЗО.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл ; Эксмо, 2003.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. — М. ; Л. : Учпедгиз, 1935.
- Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. //Под ред. Л.П.Носковой. – М.: «Просвещение» , 1984.
- Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А Грошенков. — М. : Изд. центр «Академия», 2002.
- Грошенков И.А. Занятии изобразительным искусством во вспомогательной школе. М.: «Просвещение», 1993.
- Грошенков И.А. Изодеятельность во вспомогательной школе. М.: «Просвещение», 1982.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание, Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта, Москва «Просвещение», 2005
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: «Педагогика», 1990.
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: «Просвещение», 1988.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.Н. Основы дефектологии. М.: «Просвещение», 1990.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В. И. Лубовский. — М. : Педагогика, 1978.
- Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер. — М. : Аркти, 2002.
- Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей / А. Р. Маллер. — М., 1990.
- Медведева Е. А. , Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М. : Педагогика, 2002.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М. : Педагогика, 1981.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: «Педагогика», 1981.
- Николаева Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПб. : Речь, 2006.
- Петров В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. М.: «Просвещение», 1986.
- Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственно отсталых. /Дефектология./ - 1994, № 11.