Курсовая работа|Педагогика

Характеристика трудовых навыков у старших дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты трудового воспитания

1.1 Понятие труд и трудовое воспитание

1.2 Методы ознакомления детей с трудом взрослых

1.3 Ознакомления детей с трудом в разные возрастные периоды

2. Характеристика трудовых навыков у старших дошкольников

2.1. Организация и методическое обеспечение исследования

2.2. Анализ результатов

Заключение

 

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. Причины этого сводятся к следующему:

Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. Воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов (самопознание, самоотношение, саморегуляция, саморазвитие и т.д.) и их роли в развитии личности. Овладеть этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно практикам довольно сложно.

Развитие социально-личностных навыков целесообразно проводить в процессе трудового воспитания, приобщения ребенка к труду. Образовательный процесс в детском саду предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых. Ознакомление с работой взрослых и воспитание уважения к ней - один из способов формирования у детей социальных навыков. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель имеет возможность сообщить им конкретные задачи о труде, сформировать определенные представления о ней и на этой основе воспитать чувство уважения к труду взрослых, научить ценить труд, пробудить у детей интерес и любовь к ней, вызвать стремление к трудовой деятельности, желать работать добросовестно, старательно. Таким образом, данная тема является актуальной.

Проблема социально-личностного развития дошкольников представляет собой интегрированную область знаний таких наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология.

Данной проблемой занимались в области социально-личностного развития (В.И. Журавлев, В.И. Загвязивский, М.Н. Скаткин и др.), специальные исследования, посвященные специфике детей дошкольного возраста (Л.И. Божович Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.).

Психолого-педагогические аспекты социально-личностного развития в различных видах деятельности раскрыты в трудах В.В. Абраменковой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Петровского и др.

В данное время получили признание работы ученых, которые раскрывают возможности социокультурной деятельности, которые влияют на развитие личности (А.В. Андреев, М.Е. Дуранов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, О.В. Лешер и др.).

Данная проблема затрагивается и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные государственные требования (далее ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

Трудовое воспитание входит в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Цель работы: исследовать особенности социально-личностного развития дошкольников и выявить влияние труда на социально-личностное развитие.

Объект исследования: социально-личностное  развитие дошкольника

Предмет исследования: труд как средство социально-личностного развития

Задачи:

Изучить современные проблемы социально-личностного развития детей

Выявить приобщение детей к труду с целью социально-личностного развития дошкольников

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

 

Теоретические аспекты трудового воспитания

1.1 Понятие труд и трудовое воспитание

В связи с приоритетом воспитания в концепции детского сада возрастает роль трудового воспитания.

Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда.

Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности[1].

В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»[2]. А.С. Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта»[3]. По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда»[4].

Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Испытать радость труда дошкольники смогут, ощутив его общественную значимость. Поэтому именно общественно-полезный труд занимает в системе дошкольного воспитания главное место. Он включает в себя такие виды

В системе образования на сегодняшний день остро стоит вопрос о нехватке квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. В этом плане трудовое воспитание, и сопутствующая ему грамотная профессиональная ориентация может повысить среди дошкольников интерес к рабочим специальностям (на основании сформированного у детей положительного отношения к труду). Ведь непопулярность рабочих специальностей кроется не только в их низкой оплачиваемости (что тоже в действительности не всегда так): причина заключается в изначально несформированном отношении к труду у ребёнка, или неправильно сформированном. Боязнь и неприятие трудового усилия — проблема не новая для педагогики. Вот что думает по этому поводу А.С. Макаренко: «Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть хоть какой-нибудь смысл»[5]. То есть задачей педагога является привитие ученикам ориентировки, прежде всего, на результат труда, а не на его внешнюю форму: при осознании полезности работы легче переносить её кажущуюся неприятность. Достичь этого можно правильной организацией труда, о чём пойдет речь ниже.

Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации. А.С. Макаренко говорит о социальной значимости труда следующее: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу»[6]. С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в коллективе.

Проблема трудового воспитания также актуальна на современном этапе интегрированного обучения. Трудовое воспитание в коррекционно-педагогической работе учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности[7].

И, наконец, развитие творческих способностей детей также возможно, благодаря трудовому воспитанию: многообразие способов выполнения трудового поручения (задания) и предоставление ученикам своды в выборе такого способа способствует их творческому развитию.

Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в детском саду не менее важен, чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения дошкольников к самообслуживающей деятельности в детском саду: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на территории[8] .

[1] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. —С. 306.

[2] Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — С. 134.

[3] Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — С. 288.

[4] Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974

[5] Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — С. 228.

[6] Там же

[7] Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. — С. 212.

[8] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. — С. 314.

  1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000. - 32с.
  2. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2004. – 345 с.
  3. Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983. — 420 с.
  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. — 450 с.
  5. Козлова А.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2004. – С. 112.
  6. Крухлет М.В.//Дошкольник и рукотворный мир, “Детство-Пресс” Санкт- Петербург, 2000. – С. 102.
  7. Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. – С. 98.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2009. — 470 с.
  9. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 289 с.
  10. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 390 с.
  11. Мирский С.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательных школ в новых экономических условиях // Дефектология. - 2004. - №4. - С. 23.
  12. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000. – 450 с.
  13. Пешкова В.Е. Педагогика. Курс лекций. -Майкоп: АдыгГУ, 2010. – 390 с.
  14. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников //Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе: Сб. тр. VI Международной конф. - Самара, 2000. – 480 с.
  15. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: 2007. – 390 с.
  16. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. —650 с.
  17. Трудовое воспитание. Разработки занятий. Подготовительная группа. – М.: Корифей, 2009. – 165 с.
  18. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974. – 380 с.
  19. Федоренко В.В. Формирование представлений о профессиях посредством сюжетных игр // http://www.osadik.ru
  20. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Гардарики, 2009. - 420 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское