Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. Причины этого сводятся к следующему:
Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. Воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.
Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.
В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов (самопознание, самоотношение, саморегуляция, саморазвитие и т.д.) и их роли в развитии личности. Овладеть этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно практикам довольно сложно.
Развитие социально-личностных навыков целесообразно проводить в процессе трудового воспитания, приобщения ребенка к труду. Образовательный процесс в детском саду предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых. Ознакомление с работой взрослых и воспитание уважения к ней - один из способов формирования у детей социальных навыков. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель имеет возможность сообщить им конкретные задачи о труде, сформировать определенные представления о ней и на этой основе воспитать чувство уважения к труду взрослых, научить ценить труд, пробудить у детей интерес и любовь к ней, вызвать стремление к трудовой деятельности, желать работать добросовестно, старательно. Таким образом, данная тема является актуальной.
Проблема социально-личностного развития дошкольников представляет собой интегрированную область знаний таких наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология.
Данной проблемой занимались в области социально-личностного развития (В.И. Журавлев, В.И. Загвязивский, М.Н. Скаткин и др.), специальные исследования, посвященные специфике детей дошкольного возраста (Л.И. Божович Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.).
Психолого-педагогические аспекты социально-личностного развития в различных видах деятельности раскрыты в трудах В.В. Абраменковой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Петровского и др.
В данное время получили признание работы ученых, которые раскрывают возможности социокультурной деятельности, которые влияют на развитие личности (А.В. Андреев, М.Е. Дуранов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, О.В. Лешер и др.).
Данная проблема затрагивается и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные государственные требования (далее ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.
Трудовое воспитание входит в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Цель работы: исследовать особенности социально-личностного развития дошкольников и выявить влияние труда на социально-личностное развитие.
Объект исследования: социально-личностное развитие дошкольника
Предмет исследования: труд как средство социально-личностного развития
Задачи:
Изучить современные проблемы социально-личностного развития детей
Выявить приобщение детей к труду с целью социально-личностного развития дошкольников
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Теоретические аспекты трудового воспитания
1.1 Понятие труд и трудовое воспитание
В связи с приоритетом воспитания в концепции детского сада возрастает роль трудового воспитания.
Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда.
Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности[1].
В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»[2]. А.С. Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта»[3]. По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда»[4].
Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Испытать радость труда дошкольники смогут, ощутив его общественную значимость. Поэтому именно общественно-полезный труд занимает в системе дошкольного воспитания главное место. Он включает в себя такие виды
В системе образования на сегодняшний день остро стоит вопрос о нехватке квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. В этом плане трудовое воспитание, и сопутствующая ему грамотная профессиональная ориентация может повысить среди дошкольников интерес к рабочим специальностям (на основании сформированного у детей положительного отношения к труду). Ведь непопулярность рабочих специальностей кроется не только в их низкой оплачиваемости (что тоже в действительности не всегда так): причина заключается в изначально несформированном отношении к труду у ребёнка, или неправильно сформированном. Боязнь и неприятие трудового усилия — проблема не новая для педагогики. Вот что думает по этому поводу А.С. Макаренко: «Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть хоть какой-нибудь смысл»[5]. То есть задачей педагога является привитие ученикам ориентировки, прежде всего, на результат труда, а не на его внешнюю форму: при осознании полезности работы легче переносить её кажущуюся неприятность. Достичь этого можно правильной организацией труда, о чём пойдет речь ниже.
Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации. А.С. Макаренко говорит о социальной значимости труда следующее: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу»[6]. С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в коллективе.
Проблема трудового воспитания также актуальна на современном этапе интегрированного обучения. Трудовое воспитание в коррекционно-педагогической работе учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности[7].
И, наконец, развитие творческих способностей детей также возможно, благодаря трудовому воспитанию: многообразие способов выполнения трудового поручения (задания) и предоставление ученикам своды в выборе такого способа способствует их творческому развитию.
Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в детском саду не менее важен, чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения дошкольников к самообслуживающей деятельности в детском саду: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на территории[8] .
[1] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. —С. 306.
[2] Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — С. 134.
[3] Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — С. 288.
[4] Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974
[5] Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — С. 228.
[6] Там же
[7] Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. — С. 212.
[8] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. — С. 314.