ВВЕДЕНИЕ
1. Экологический кружок как средство формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
1.1. Познавательные универсальные действия в соответствии с ФГОС НОО
1.2. Особенности содержания работы экологического кружка как одной из формы внеурочной деятельности
1.3. Возможности формирования познавательных УУД у младших школьников посредством их участия в работе экологического кружка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Основной целью современного образования учащихся младших классов считается развитие личности. Достижения этой цели осуществляется путем гуманизации обучающего процесса с созданием устойчивого развития школьника. Составляющей частью данного потенциала является экологическое воспитание.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Основные проблемы нашего времени, которые несут в себе угрозу всей цивилизации, испытывают острую потребность в повышении уровня экологического образования. Необходимо искать пути дружеского взаимодействия общества и природы, которые способны привести к активации процесса экологизации культуры человечества, а в дальнейшем к формированию необходимого уровня экологического образования. Проверенные многочисленные исследования данной проблемы философами позволили выяснить новый аспект в экологическом просвещении. Экология относится к наукам, которые изучают отношения растительных и животных организмов, а также образуемых вследствие этого взаимоотношений с окружающей средой.
Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей младшего школьного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются работы таких известных педагогов и психологов, как: Агапова И.Ю., Агеева Г.А., Алябьева Е. А., Антонова Л.В., Бабанова Т.А., Бурменская Г.Ф., Горячев А.В., Грунина С.О., Иглина Н.И. Казакова Н. М., Клепинина З.А., Коробкин В.И., Лопатина А.А., Салеева Л.П., Усова А.А., Ушинский К.Д., Шорыгина Т.А. и многих других.
Объект исследования: Формирование познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: Экологический кружок как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.