Курсовая работа|Педагогика

Экологическое воспитание в рамках летних оздоровительных лагерей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 30

Введение 

1.Теоретические основы экологического воспитания учащихся 

1.1. Сущность экологического воспитания. Цели и задачи воспитания экологической культуры 

1.2.Методы и формы экологического воспитания 

2.Экологическое воспитание в рамках летних оздоровительных лагерей 

2.1.Особенности деятельности внешкольных заведений 

2.2. Основные направления деятельности внешкольных учреждений в плане экологического воспитания школьников 

Заключение 

Список используемой литературы 

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы.

Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей.

Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.

Ведущим направлением государственной политики в области экологии должно стать формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания. Особое внимание следует уделять экологическому воспитанию детей.

В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они формируются как личности - представители экосистемы "Человек - Природа - Общество".

В процессе экологического воспитания дети приспосабливаются к новым условиям природной и социальной среды.

Иными словами, одним из направлений социализации ребенка является экологизация его личности, которую следует понимать, как формирование экологической культуры. Поэтому не имеет смысла разделять экологическое образование и воспитание, т.к. оба эти процесса имеют одну цель - формирование экологической культуры.

Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы.

Объектом данного исследования является процесс экологического образования и воспитания.

Предметом данного исследования является процесс формирования экологической культуры в условиях детского оздоровительного лагеря.

Целью работы является изучение процессов формирования экологической культуры в условиях детского оздоровительного лагеря.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучение теоретических основ и сущности экологического воспитания учащихся,

- определение целей и задач, методов и форм экологического воспитания школьников,

- изучение особенностей и основных направлений деятельности детских оздоровительных лагерей в плане экологического воспитания школьников.

Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных источников литературы.

В первой главе содержится информация о теоретических основах и сущности экологического воспитания школьников, раскрыты цели и задачи, определены методы и формы экологического воспитания школьников.

Вторая глава содержит информацию об особенностях и основных направлениях деятельности внешкольных учреждений в плане экологического воспитания школьников.

Заключение содержит выводы по исследуемой теме.

 

1.Теоретические основы экологического воспитания учащихся

1.1. Сущность экологического воспитания. Цели и задачи воспитания экологической культуры

 Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Экологическое воспитание детей имеет важное социальное значение для всего общества. 

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). [12, 216] Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Экологическое воспитание — система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами. [5, 59]

Каждый человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, должен предпринять действия, направленные на компенсацию и восстановление ее ценности.

Учитывая единство духовно-нравственных и рационально-практических аспектов отношения личности к природе, можно реально способствовать укреплению у школьников экологической ответственности. Это наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.

Задача экологии — искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, по и позволили существенно улучшить условия развития человека и всего живого на Земле.

Цели и задачи экологического воспитания школьников определяется целями и задачами воспитания в целом, требованиями учебных программ, уровнем нравственной экологической воспитанности детей, профессиональной подготовленностью педагогов. [5, 59] Они являются действенными только тогда, когда охватывают и побуждают к активной деятельности весь коллектив школы.

Исходя из этого целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.

В соответствии со всем вышесказанным, можно выделить следующие задачи экологического воспитания:

  1. сформировать у старших школьников навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества.

2.вооружить методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;

  1. развивать личностные качества;
  2. формировать умения практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношений с другими людьми.
  3. развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, других людей с их личными взглядами и интересами. [5, 59]

Экологическому воспитанию присущи свои специфические принципы:

- единство познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды

- взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода

- принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического образования организации непосредственного общения с окружающей средой.

-принцип непрерывности состоит в том, что накопление разносторонних экологических знаний происходит постепенно и неуклонно в течение всей жизни.

- принцип интегрированности предполагает включение в программы обучения факультативных курсов типа «Экология», «человек и природа». [20, 384] Они способствуют синтезированию экологических знаний, пониманию целостности природы.

По мере изучения тем о природе понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Эти знания позволяют учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире.

Экологическое воспитание конечной целью, которого является формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Конкретная цель экологического воспитания школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Основными задачами экологического воспитания является накопление в человека экологических знаний, воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности. [20, 384]

Таким образом, разработка системы экологического воспитания требует рассматривать каждого школьника как неповторимый микрокосмос. Эффективность системы экологического воспитания зависит от соответствия специфике возрастного этапа в развитии личности, социально-психологического портрета личности современного школьника, выявления факторов, способствующих либо препятствующих гармонизации взаимоотношений с окружающим миром. 

  1. Андрейкин А.А. Детский оздоровительный лагерь. Воспитательное пространство, М.2014 - 96с.
  2. Барканов С.В. Отдых и оздоровление детей и подростков. М. 2013 -216с.
  3. Баскакова Н.В. Рекомендации по организации детских профильных лагерей экологической тематики. М.: 2015. -98с.
  4. Буркина Е. Памятка педагогу. 2014. - 20 с.
  5. Грачикова С.А. Психологическое обеспечение временного коллектива в условиях загородного лагеря. Оренбург. 2015. -59с.
  6. Грушин Б.А. Свободное время, актуальные проблемы. М.: Мысль, 2014.
  7. Додонов Б.И. Теоретико-методологические основы Экологического воспитания. - М.: ИТТП и МИО РАО, 2014. -149 с.
  8. Ерасов Б.С. Экологическое воспитание. М.: Аспект Пресс, 2014. - 591 с.
  9. Жарков А.Д. Технология культурно - досуговой деятельности. М.: 2014. - 248с.
  10. Клейберг Ю.А. Молодежь - досуг - культура. - Кемерово “Каноне” КГИК, 2014. - 109 с.
  11. Коваль М.Б. В сфере детского досуга. - 2014. - C. 107
  12. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. ГИЦ «Владос». М.: 2014.-216с.
  13. Куприянов Б.В. Взрослые игры детей. ГИЦ «Владос». М.: 2014.-216с.
  14. Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. Тамбов, 2015, 31 с.
  15. Марзоева Э.В. Всероссийский детский центр «Океан». Владивосток. 2014. -120с.
  16. Марзоева Э.В. Рекомендации по организации профильной смены «Сильные люди». Владивосток. 2014. - 41 - 57с.
  17. Мижериков В.А. Словарь - справочник по педагогике. - под ред. П.И. Пидкасистого, М.: 2015.
  18. Побережная Л.А. Игротека. Педагогические технологии. Н. Новгород, 2012.
  19. Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыты профильных смен. Липецк: 2012 -176с.
  20. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Липецк 2012. -384с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское