Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы.
Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей.
Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Ведущим направлением государственной политики в области экологии должно стать формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания. Особое внимание следует уделять экологическому воспитанию детей.
В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они формируются как личности - представители экосистемы "Человек - Природа - Общество".
В процессе экологического воспитания дети приспосабливаются к новым условиям природной и социальной среды.
Иными словами, одним из направлений социализации ребенка является экологизация его личности, которую следует понимать, как формирование экологической культуры. Поэтому не имеет смысла разделять экологическое образование и воспитание, т.к. оба эти процесса имеют одну цель - формирование экологической культуры.
Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы.
Объектом данного исследования является процесс экологического образования и воспитания.
Предметом данного исследования является процесс формирования экологической культуры в условиях детского оздоровительного лагеря.
Целью работы является изучение процессов формирования экологической культуры в условиях детского оздоровительного лагеря.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ и сущности экологического воспитания учащихся,
- определение целей и задач, методов и форм экологического воспитания школьников,
- изучение особенностей и основных направлений деятельности детских оздоровительных лагерей в плане экологического воспитания школьников.
Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных источников литературы.
В первой главе содержится информация о теоретических основах и сущности экологического воспитания школьников, раскрыты цели и задачи, определены методы и формы экологического воспитания школьников.
Вторая глава содержит информацию об особенностях и основных направлениях деятельности внешкольных учреждений в плане экологического воспитания школьников.
Заключение содержит выводы по исследуемой теме.
1.Теоретические основы экологического воспитания учащихся
1.1. Сущность экологического воспитания. Цели и задачи воспитания экологической культуры
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Экологическое воспитание детей имеет важное социальное значение для всего общества.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). [12, 216] Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Экологическое воспитание — система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами. [5, 59]
Каждый человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, должен предпринять действия, направленные на компенсацию и восстановление ее ценности.
Учитывая единство духовно-нравственных и рационально-практических аспектов отношения личности к природе, можно реально способствовать укреплению у школьников экологической ответственности. Это наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.
Задача экологии — искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, по и позволили существенно улучшить условия развития человека и всего живого на Земле.
Цели и задачи экологического воспитания школьников определяется целями и задачами воспитания в целом, требованиями учебных программ, уровнем нравственной экологической воспитанности детей, профессиональной подготовленностью педагогов. [5, 59] Они являются действенными только тогда, когда охватывают и побуждают к активной деятельности весь коллектив школы.
Исходя из этого целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.
В соответствии со всем вышесказанным, можно выделить следующие задачи экологического воспитания:
- сформировать у старших школьников навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества.
2.вооружить методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;
- развивать личностные качества;
- формировать умения практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношений с другими людьми.
- развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, других людей с их личными взглядами и интересами. [5, 59]
Экологическому воспитанию присущи свои специфические принципы:
- единство познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды
- взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода
- принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического образования организации непосредственного общения с окружающей средой.
-принцип непрерывности состоит в том, что накопление разносторонних экологических знаний происходит постепенно и неуклонно в течение всей жизни.
- принцип интегрированности предполагает включение в программы обучения факультативных курсов типа «Экология», «человек и природа». [20, 384] Они способствуют синтезированию экологических знаний, пониманию целостности природы.
По мере изучения тем о природе понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Эти знания позволяют учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире.
Экологическое воспитание конечной целью, которого является формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Конкретная цель экологического воспитания школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Основными задачами экологического воспитания является накопление в человека экологических знаний, воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности. [20, 384]
Таким образом, разработка системы экологического воспитания требует рассматривать каждого школьника как неповторимый микрокосмос. Эффективность системы экологического воспитания зависит от соответствия специфике возрастного этапа в развитии личности, социально-психологического портрета личности современного школьника, выявления факторов, способствующих либо препятствующих гармонизации взаимоотношений с окружающим миром.