Курсовая работа|Педагогика

Электронные средства обучения на уроках технологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 46

Введение

Глава 1. Современные средства обучения, применяемые на уроках технологии

1.1 Классификация средств обучения

1.2 Использование электронных средств обучения на уроках технологии

1.3 Рекомендации по использованию ИКТ – технологий в образовательном  процессе.                                                                                                           

Глава 2. Методические рекомендации по использованию электронных средств обучения на уроках технологии при изучении раздела «Технология обработки древесины»

2.1 Программа раздела «Технология обработки древесины»

2.2 Планы-конспекты занятий при изучении раздела «Технология обработки древесины»

Заключение

Список литературы

Приложение

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов биологии, химии , физики, мматематике и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к  требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.

Процесс трудового обучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки - одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ.

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итого длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна вторая составляющая.

Таким образом, сложилось противоречие между стремлением педагога довести весь программный материал до учащихся и выбором современных электронных средств обучения, применения на уроках технологии.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных методов использования электронных средств обучения.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Методика использования электронных средств обучения на уроках технологии».

Объект исследования – электронные средства обучения.

Предмет исследования – использование электронных средств обучения на уроках технологии.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных средств обучения на уроках технологии и разработка методической системы использования электронных средств обучения.

Анализ теоретических исследований по проблеме и изучение педагогического опыта использования электронных средств обучения в массовую школьную практику позволили выдвинуть гипотезу исследования, которая состоит в предположении, что использование современных электронных средств в учебно-воспитательном процессе по технологии повысит качество знаний и умений учащихся по данному предмету, будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы, если разработана специальная методика использования электронных средств при обучении технологии.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи:

Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить современное состояние проблемы в психолого-педагогической, методической и специальной литературе.
  2. Определить состояние применения электронных средств обучения в практике преподавания технологии.
  3. Выявить психолого-педагогические и технические методы использования электронных средств при обучении технологии.
  4. Разработать методику использования электронных средств при обучении по разделу «Технология обработки древесины».

Теоретико-методологическую основу исследования составили: - на методологическом уровне: системный, личностно-ориентированный, ценностно-деятельностный: Н.Д. Андреева, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Ефимов, и др.

- на психолого-педагогическом уровне: Е.Д. Божович, Н.Е. Кузнецова, В.В. Сериков, И.Э. Унт, И.С. Якиманская;

- на частно-методическом уровне П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, Б.Д. Коммисаров, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, В.В. Половцов;

Для решения поставленных задач использован теоретический метод анализа психолого-педагогической литературы.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что разработана и научно обоснована методика проведения уроков технологии с использованием электронных средств. Практическая значимость данной работы заключается в создании и реализации методики использования электронных средств при обучении технологии; разработке программно-методического комплекса "Технология обработки древесины", ориентированного на широкое использование в практике школьного курса технологии. Даны рекомендации по применению электронных средств обучения в общеобразовательных учреждениях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы 35 страниц компьютерного текста (без приложения).

 

Глава 1. Современные средства обучения, применяемые на уроках технологии

1.1 Классификация средств обучения

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.

Сложные средства 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю. Главные среди них - учебники. Следует напомнить, что функция учебника не только предъявить информацию, но и управлять познавательной деятельностью, работой с ней. Среди словесных средств большое значение имеют раздаточные материалы. Они имеются по всем основным предметам и представляют набор заданий, упражнений, схем.

Основная функция визуальных средств - демонстрация явлений, процессов. Демонстрировать можно реальные объекты. Так, в Лондоне учебный отдел на знаменитом лондонском мосту знакомит с ним школьников. Любое производство, объект, где возможна экскурсия, является средством обучения. Но подавляющее большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача - обеспечить восприятие информации и стимулировать учебную деятельность.

Среди сложных средств (ТСО) группы 3,4,5 представляют механические и электротехнические устройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их применения в изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеют большие возможности не только в демонстрации материала, но и в организации учения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем еще недостаточно изучены.

Шестая группа средств обучения, по В.Оконю, представляет сложные электронные устройства и телекоммуникационные сети. Развитие информатики, их создание и быстрый прогресс дали толчок информатизации образования и породили направление в науке - педагогическую информатику. Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины 20 века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования.

C точки зрения управления учебным процессом все обучающие системы можно разделить на два класса:

  1. класс: обучающие системы, в которых управление процессом обучения возложено на пользователя. Содержит изложение учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с ее логикой на машинном носителе в текстовом и графическом форматах. Обучающие системы данного класса отличаются между собой функциональностью, свойствами, способами их реализации и делятся на следующие подклассы:

1.1. Электронные учебник или методическое пособие с последовательной структурой – можно рассматривать как электронную копию традиционного печатного учебника или пособия. Структура представления материала на машинном носителе является последовательной.

1.2. Электронные учебник или методическое пособие с гипертекстовой структурой – Представление учебной дисциплины на машинном носителе имеет гипертекстовую структуру.

1.3. Полнотекстовая база данных - Имеется возможность обращения по ссылкам в авторском изложении учебной дисциплины к оригинальным текстам других авторов. Как авторский текст, так и тексты других авторов могут иметь гипертекстовую структуру представления на машинном носителе.

1.4. Электронная библиотека – система, управляющая комплексом электронных учебно-методических материалов различного класса по различным учебным дисциплинам, позволяющая обучаемому выполнять поиск информации (поиск по ключевым словам, поиск по предметной области) пространство поиска должно допускать расширение, причём необходима организация взаимодействия с соответствующей библиографической системой.

1.5. Мультимедийные электронные учебник или методическое пособие – Изложение учебной дисциплины полностью выполнено или дополнено изложением в аудио, видео форматах. Данная система позволяет обучаемому наблюдать динамику изучаемых явлений и изменять параметры этой динамики. Система может обладать всеми или несколькими свойствами полнотекстовых баз данных.

  1. Большая Совеᶥтская Энциклопеᶥдия (ᶥВ 30 томах)ᶥ Т.15. Ломбард - Меᶥзитос М.: Изд-во «Совеᶥтская Энциклопеᶥдия», 1976.,- 600с. с 27л. илл., 3л. карт.
  2. Грабеᶥцкий А.А. и др. Использованиеᶥ среᶥдств обучеᶥния на уроках теᶥхнологии. – М.: Просвеᶥщеᶥниеᶥ, 1988. – 160с.
  3. Ильина Т.А. Пеᶥдагогика: Курс леᶥкций. Учеᶥб. Пособиеᶥ для студеᶥнтов пеᶥд. ин-тов. – М.: Просвеᶥщеᶥниеᶥ, 1984. – 496 с.
  4. Кларин М.В. Интеᶥрактивноеᶥ обучеᶥниеᶥ – инструмеᶥнт освоеᶥния нового опыта // Пеᶥдагогика.2000.№7 С.32-35.
  5. Комеᶥнский Я.А. Веᶥликая дидактика. – Избр. пеᶥд. соч. – М.: Учпеᶥдгиз, 1955. с. 168-182.
  6. Концеᶥпция модеᶥрнизации российского образования за пеᶥриод до 2010 года.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.
  7. Кузнеᶥцова Н.Е. Пеᶥдагогичеᶥскиеᶥ теᶥхнологии и теᶥхнологии преᶥдмеᶥтного обучеᶥния. – СПБ.: Образованиеᶥ, 1995
  8. Леᶥрнеᶥр И.Я. Дидактичеᶥскиеᶥ основы меᶥтодов обучеᶥния. – М.: Пеᶥдагогика, 1981. – 342 с.
  9. Маркова А. К. Психология труда учитеᶥля: Кн. для учитеᶥля. — М.: Просвеᶥщеᶥниеᶥ, 1993. — 192 с. - (ᶥПсихол. наука — школеᶥ)ᶥ.
  10. Ожеᶥгов С.М. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под реᶥд. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Швеᶥдовой.-19-еᶥ изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.
  11. Пеᶥдагогичеᶥский словарь (ᶥВ 3 томах)ᶥ. Т. 2. Реᶥдакторы Г.М. Воловникова и др. Издатеᶥльство АПН РСФСР, Москва, 1961г.-264с.
  12. Подласый И.П. Пеᶥдагогика: Новый курс: Учеᶥбник для студ. высш. учеᶥб. завеᶥдеᶥний: В 2 кн. – М., 2003. – Кн.1: Общиеᶥ основы. Процеᶥсс обучеᶥния. – 376 с.
  13. Психолого- пеᶥдагогичеᶥский словарь для учитеᶥлеᶥй и руководитеᶥлеᶥй общеᶥобразоватеᶥльных учреᶥждеᶥний – Ростов на Дону.: изд-во «Феᶥникс», 1998. – 544 с.
  14. Садовничий В.А. Размышлеᶥния о Доктринеᶥ развития образования в России // Веᶥстник Меᶥждународной Акадеᶥмии наук высшеᶥй школы.-2000.-№1.-с.9-19
  15. Смолкин А.М. Меᶥтоды Активного обучеᶥния. – М., 1991. – 142 с.
  16. Совреᶥмеᶥнныеᶥ способы активизации обучеᶥния: Учеᶥб. Пособиеᶥ для студ. высш. Учеᶥб. Завеᶥдеᶥний / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под реᶥд. Т.С. Паниной. – М.: Издатеᶥльский цеᶥнтр «Акадеᶥмия», 2006. – 176 с.

17.Тагариеᶥв Р.З. Теᶥхнологичеᶥскоеᶥ образованиеᶥ. – М.: Изд-во РАЕ, 2002.

18.Теᶥхнология 5. Под реᶥд. Симонеᶥнко В.Д. (ᶥМ.:Просвеᶥщеᶥниеᶥ)ᶥ –  2009.

19.Теᶥхнология 6. Под реᶥд. Симонеᶥнко В.Д. – Брянск, 2002.

20.Тхоржеᶥвский А.Д. Меᶥтодика трудового обучеᶥния с практикумом. – М., 2001.

21.Чеᶥреᶥпахина А.Н. История художеᶥствеᶥнной обработкеᶥ издеᶥлий из дреᶥвеᶥсины. М., «Высшая школа», 1987.

22.Шамова Т.И. Активизация учеᶥния школьников. – М., 1982. – 168 с.

23.Щукина Г.И. Активизация познаватеᶥльной деᶥятеᶥльности учащихся в учеᶥбном процеᶥссеᶥ: Учеᶥб. пособиеᶥ для студ. пеᶥд. институтов. – М.. 1979. – 164 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское