ВВЕДЕНИЕ
1Теоретическая основа преподавания курса
1.1Основные методики формирования знаний на уроках окружающего мира
1.2Теоретическая основа использования детских литературных текстов на уроках окружающего мира
2 Использование литературных произведений как источников знаний
2.1 Основные технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира
2.2 Прямое использование литературных текстов на уроках
2.2.1 Изучение растительного мира на уроках «Окружающий мир»
2.2.2 Изучение природных зон России на уроках «Окружающий мир
2.2.3 Источники географических знаний на уроках «Окружающий мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Младшие классы являются важной ступенью интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Одним из главных учебных умений, которым должен овладеть младший школьник, является работа с текстом. Именно на этом основываются новые образовательные стандарты. В начальной школе ученик должен научиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. Несомненно, работа с текстом является первоочередной задачей на уроках литературного чтения, их методика преподавания богата различными видами заданий по работе с художественными текстами. Но не стоит забывать и о том, что в начальных классах есть еще один предмет, на котором ученики получают знания, читая и анализируя тексты - это окружающий мир. На уроках «окружающего мира» ученик впервые сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как экология, биология, география, история, обществознание, химия, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Ознакомление с окружающим миром имеет большое воспитательное значение. Огромная широта предмета изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить учеников с самыми разнообразными явлениями.
Ознакомление с окружающими миром рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят диалектическое единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях.[1]
Ученикам младших классов легче дается мышление образами, следовательно, в начальных классах целесообразно делать упор на образование у учеников конкретных представлений. Образное, эмоциональное мышление ученика позволяет активно использовать на уроках литературные тексты.
В настоящее время, использование литературных текстов на уроках окружающего мира остается самым актуальным вопросом, так как оперирование образами и эмоциями ребенка способствует лучшему усвоению и систематизации обширного материала.
Проблемой исследования является то, что министерство образования понимает всю важность использования литературных текстов на уроках окружающего мира, потому что они эффективным способом влияют на мышление, эмоциональный мир ученика с целью усвоения нового материала, но в настоящее время нет разработанной единственной методики по использованию и предъявлению детской литературы на уроках.
Целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование эффективности использования литературных текстов при изучении предмета «Окружающий мир».
Объектом исследования является процесс обучения учениками младших классов.
Предмет исследования: педагогические методики использования литературных текстов на уроках «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Теоретическая основа формирования знаний в начальной школе.
2. Анализ использования литературных текстов на уроках «Окружающего мира».
[1] Кириллова М. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования / М.П. Кириллова. - М.: Просвещение, 2013. 275 с.
[2] Захлебный, А. Л. О формах организации экологического образования и воспитания школьников / А.Л. Захлебный // Биология в школе, 2011. № 3. С. 68.
[3] Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание / И.Д. Зверев // Воспитание школьников, 2012, № 6, С. 34
[4] Охрана окружающей среды: учеб. пособие для вузов / С.В. Белов [и др.]. – М.: Педагогика, 2010. 316 с.
[5] Камалов Л.Н. Методические аспекты природоохранительного образования / Л.Н. Камалов //География в школе., 2011. № 1. С. 38
[6] Лаптев И. Д. Экологическая культура: сущность и проблемы формирования / И.Д. Лаптев // Теория и практика идеологической работы: межвуз. сб. науч. тр. / под ред.: М. А. Сиротининой. - М.: Наука, 2014. Вып. 4. С. 47-48
[7] Алексеева А. В. Преподавание в начальных классах: Психолого – педагогическая практика: учебно-методическое пособие. / А.В.Алексеева, Е. Л., Бокуть Т. Н. Сиделева. – М.: ЦГЛ, 2013. – 108 с
[8] Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие студентов сред. пед. учеб. Заведений / Л.П. Симонова. - М., 2013. -105 с.
[9] Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения / Н.Ф. Винограддова. - М.: Вентана-Граф. 2012. 296 с.
[10] Пизов А.В. Использование литературных текстов на уроках окружающего мира / А.В. Пизов, О.С.Бекиш // Начальная школа, - 2014. - № 8. – С. 64-67
[11] Занков Л. В. Избранные педагогические труды: в 3 т./ Л.В. Занков; вступ. ст. Миронова А.В. — М.: Дом педагогики, 2011.
[12] Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 357 с.
[13] Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии / Л.С. Ульченко // География в школе. - 2011. - №7. – С. 27-28
[14] Петров К.М. Экология и культура: учебное пособие для вузов / К.М.Петров: - СПб., Питер, 2013. 119 с.