Развитие информационных систем управления начинается с АСУ 60-х годов. Основные функции, которые они выполняли изначально, были функции учета, затем зона их ответственности была распространена на функции планирования. В настоящее время деловая среда стремительно меняется: расширяются внешние и внутренние связи компаний, увеличивается скорость самих бизнес-процессов. Требования к информационным технологиям повышаются, что способствует быстрому развитию систем. В конечном в итоге ИТ становятся одним из важнейших инструментов управления, способствующее развитию новых бизнес-моделей.
Каждое предприятие обладает информационной системой - независимо от уровня его автоматизации (различается уровень развития системы, архитектура и используемые технологии). При этом эффективность работы всей организации часто находится в прямой зависимости от эффективности функционирования ее ИСУ.
В современных условиях переход на новый уровень управления предприятия не может осуществляться без комплексного развития самой информационной системы. Поэтому в качестве одного из основных условий усовершенствования системы управления стратегией бизнеса стоит рассматривать процесс развития его ИСУ.
Стратегия развития информационной системы для каждого предприятия является индивидуальной и определяется, в первую очередь, целями ее функционирования, а также существующими возможностями и ограничениями бизнеса. Данные цели, возможности и ограничения лежат в основе системы стратегического развития всего предприятия. Таким образом, необходимо совместно разрабатывать стратегию бизнеса и стратегию развития ИСУ.
Вопросы определения сущности развития информационной системы фирмы, методов идентификации и направления развития информационных систем нашли отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных учёных, среди которых можно выделить А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, Д. Дебелака, К. Хелдмана внесших существенный вклад в данное исследование. Также можно отметить В. Винокурова, П.В. Забелина, Н.К. Моисееву, А.Н. Люкшинова, Г.Н. Ронову и др.
Целью исследования является анализ и раскрытие сущности стратегии развития информационной системы фирмы, а также определение выбора оптимального варианта развития информационной системы управления.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы стратегического управления информационных систем;
- изучить методы идентификации и направления развития информационных систем;
- оценить эффективность системы управления АО «Елецгидроагрегат».
Объектом исследования является стратегия развития информационной системы организации.
Предметом исследования является предприятие АО «Елецгидроагрегат»
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам определения сущности и проблем совершенствования стратегии развития информационной системы фирмы.
1 Теоретические основы стратегического управления информационных систем
Стратегическое управление развитием информационных систем нацелено на удовлетворение информационных потребностей бизнеса и основной деятельности организаций, а также на создание новых конкурентных преимуществ в условиях возрастающих требований рынков и социальной среды.
Разработка ИТ–стратегии исходит из миссии и бизнес-целей организации, в связи с чем необходимо, прежде всего, охарактеризовать основную деятельность организации. Во многих случаях служба ИТ в недостаточной степени осознает важность понимания интересов этой деятельности, что влечет за собой ее оторванность от интересов организации и, как следствие, несоответствие используемых информационных систем реальным потребностям. В свою очередь это приводит к снижению значимости самой службы в глазах высшего руководства.
Напомним назначение миссии, целей и задач организации:
- Миссия организации – это то, что она дает обществу.
- Цели организации – это то, чего она хочет достичь для себя.
- Задачи организации – это то, что нужно сделать для достижения поставленных целей.
В свою очередь, цели разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, которые отличаются планируемым периодом их достижения. Краткосрочные цели обычно ставятся на год, среднесрочные – на 2-3 года, а долгосрочные могут потребовать 5 – 7 лет для своего осуществления[1]. Примерами целей могут быть:
- Краткосрочные цели - выполнение существующих финансируемых контрактов с отчислением части средств для реализации средне- и долгосрочных целей.
- Среднесрочные цели - удержание позиций на рынке авиационной техники путем развития научно-технического потенциала и повышения эффективности его использования за счет предложения на рынок новых модификаций изделий и заключения новых контрактов.
- Долгосрочные цели - расширение ниши на рынке авиационной техники за счет новых программ разработки авиационной техники, включая диверсификацию производства и кооперацию с российскими и зарубежными партнерами.
В конечном счете, главной целью любой организации является рост удовлетворенности ее владельцев, руководителей и сотрудников, как с точки зрения их финансового состояния, так и с точки зрения морального комфорта.
Понятно, что можно занимать хорошую позицию и получать достойную компенсацию, но при этом можно испытывать моральный дискомфорт от несоответствия человеческого окружения и чуждой корпоративной культуры.
Существуют четыре основные категории задач, решение которых необходимо для реализации миссии и целей любой организации:
- Управленческие задачи:
- разработка стратегии развития бизнеса – ключевая задача, решение которой по существу определяет будущее организации;
- формирование портфеля продуктов и услуг – составная, но достаточно самостоятельная часть бизнес – стратегии;
- снижение затрат – постоянная задача управления операционной деятельностью, решение которой связано, в первую очередь, с идентификацией источников сокращения затрат и с определением спектра мероприятий по снижению их активности.
- каналы продвижения на рынок – решение этой задачи нацелено на выбор и обоснование наиболее адекватных каналов взаимодействия с рынком в зависимости от вида продукции или услуг, а именно партнеров, информационных средств, Интернет – технологий и др.
- развитие и управление партнерской сетью – решение этой задачи имеет двоякий характер: определение критериев выбора партнеров (например, профиль партнера, регион его деятельности) и определение политики и формы взаимодействия (например, полное или частичное приобретение партнера, создание совместного предприятия, партнерское соглашение о продвижении продуктов или услуг в форме дилерского или дистрибьютерского соглашения, а также соглашение о взаимном привлечении сторон для выполнения комплексных проектов в случае, когда ни одна из сторон не обладает полным набором необходимых компетенций или ресурсов);
- определение и управление реализацией политики PR – что, с кем и в каких формах выносить на информирование рынка и общественности[2].
- Организационные задачи:
- совершенствование организационной структуры – постоянный процесс управления операционной деятельностью организации и реализации бизнес – стратегии;
- оптимизация бизнес-процессов – также постоянный процесс управления операционной деятельностью;
- внедрение процедур и регламентов их выполнения – важная задача «наведения порядка в своем доме» и контроля качества исполнения;
- управление персоналом и его обучение – постоянная задача управления в любой организации, предполагающая определение кадровой политики, требований к квалификации всех категорий персонала,
принципов мотивации и корпоративной культуры.
- Финансово - экономические задачи:
- внедрение и использование системы ключевых показателей – решение этой задачи необходимо для организации управления эффективностью бизнеса или основной деятельности организации. В любой организации ведется бухгалтерский учет, учет финансовых показателей, объема производства и сбыта продукции, но эти данные далеко не в полной мере отражают реальное состояние бизнеса, что препятствует принятию обоснованных управленческих решений;
- постановка управленческого учета и процесса консолидации отчетности – следствием внедрения системы ключевых показателей является необходимость решения этой задачи, в результате которого должна возникнуть прозрачная система управленческого учета и консолидации отчетности, что особенно важно для холдинговых структур и привлекаемых ими инвесторов;
- формирование и контроль исполнения бюджета – далеко не во всех организациях существует отлаженный механизм бюджетирования и исполнения бюджета. Даже в тех случаях, когда бюджет существует, он реально не связан как с целями бизнеса, так и с фактическими видами доходов и расходов. Главной целью решения этой задачи является формирование бюджета, ориентированного на получение значимых для бизнеса или основной деятельности результатов.
- оптимизация налогообложения – очевидная для любой компании задача, решение которой позволяет существенно сократить затраты;
- управление контрактами (договорами) – деятельность любой организации осуществляется в форме договоров, в которых она выступает либо как заказчик, либо как исполнитель. В крупных организациях различных отраслей количество одновременно выполняемых договоров может измеряться тысячами. Недостаточно эффективный контроль за ходом исполнения договорных обязательств может привести к прямым финансовым потерям, вызванным либо штрафными санкциями со стороны заказчика, либо потерей дохода от несвоевременного выставления счетов со стороны исполнителя, либо от срыва обязательств перед своими заказчиками со стороны исполнителя;
- управление инвестициями – любая организация так или иначе вовлечена в процесс инвестирования в виде осуществления инвестиционных проектов самого разного содержания. Создание системы управления инвестиционными проектами, формирования и управления их портфелем есть критически важная задача, решение которой позволяет обеспечить требуемый уровень возврата инвестиционных средств[3].
- Технологические задачи:
- своевременное обновление производственных мощностей – решение этой задачи направлено на обеспечение надежного функционирования оборудования, предназначенного для производства основных видов продукции, включая своевременное проведение ремонтно-профилактических работ;
- внедрение инновационных технологий – решение этой задачи связано с определением целесообразности внедрения новых технологических решений для сохранения конкурентных преимуществ;
- обеспечение качественного функционирования средств телекоммуникаций – любая организация использует средства телекоммуникаций для взаимодействия с внешней бизнес и социальной средой. Решение этой задачи направлено на определение видов необходимых телекоммуникационных средств и организацию их эффективной эксплуатации;
- обеспечение эффективной эксплуатации ИТ и их развития – ИТ пронизывают и поддерживают все виды операционной деятельности организаций и являются необходимым элементом реализации бизнес – стратегии и создания конкурентных преимуществ. Решение этой задачи должно постоянно находиться в поле зрения высшего руководства.