Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образования.
В современных условиях экономика России требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения.
Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении.
Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного выпускника напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения.
В соответствии с видами профессиональной деятельности перед выпускником стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности [6].
Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в техникум, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы среднего профессионального образования – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе профессионального образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Выполнение стандартов среднего профессионального образования третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентноспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности – это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по техническим дисциплинам (электротехника).
Для достижения результата требуется выполнить следующие задачи:
рассмотреть содержание понятий «профессиональные компетенции», «компетенция», «компетентность»;
проанализировать возрастные психологические особенности старшего подросткового возраста;
изучить особенности развития профессиональных компетенций на занятиях по техническим дисциплинам.
Объектом исследования являются особенности развития профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по техническим дисциплинам (электротехника).
Предметом исследования выступает процесс развития профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по техническим дисциплинам (электротехника).
Методологической основой исследования являются:
классические положения философии, психологии, педагогики, теории и методики профессионального образования, позволяющие рассматривать развитие профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по техническим дисциплинам (электротехника) – как процесс и результат их сознательной деятельности;
– идеи системного, деятельностного, аксиологического подходов, позволяющие раскрыть развитие профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по техническим дисциплинам (электротехника).
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Развитие профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по техническим дисциплинам
1.1 Содержание понятий «профессиональные компетенции», «компетенция», «компетентность»
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. В конце XX века многие исследователи вместо понятий «знания», «умения», «навыки» стали употреблять термины «компетенция» и «компетентность» как результат деятельности образовательного учреждения [3].
В современной научной литературе имеются различные подходы к определению этих понятий, а также перечень ключевых компетенций, которыми должен владеть специалист.
В настоящее время в педагогической литературе широко используются понятия «компетенция», «компетентность», но их отличительные признаки не обозначены четко, что приводит иногда к рассмотрению их как синонимичных.
Оба термина получили распространение в педагогической науке относительно недавно, хотя первое упоминание слова «компетенция» было зафиксировано в словаре Webster еще в 1596 году.
До сих пор между исследователями не достигнуто единства мнений в трактовке терминов «компетенция» и «компетентность». Английские слова «competence» и «competency», «competencies» в большинстве словарей используются как синонимы, и поэтому в ряде научных работ по проблемам компетентностного подхода к обучению они нередко чередуются. Однако в последнее время наметилась тенденция разделять эти два понятия: компетентность стали рассматривать как личную категорию, а компетенции превратились в единицы учебной программы и стали составляющими компетентности.
Существует большое количество определений понятий «компетенция», что свидетельствует о его многостороннем характере. Компетенция – (от лат. Competentis – способный) как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» – является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и видение мира. Язык также является хранителем культурных ценностей – в лексике, грамматике, фольклоре, в формах письменной и устной речи.
Термин «компетенция» был введен Н. Хомским с ссылкой на В. Гумбольда в связи с исследованием проблем генеративной грамматики. Первоначально обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественной языковой деятельности в родном языке (Хомский, 1965).
Компетенция – сфера отношений, существующих между знаниями и действием в человеческой практике. (B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков). Компетенция – интегративное целое, состоящее из знаний, умений и отношений (Ф. Кортаген).
Компетенция – уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности (Т.М. Балыхина).
Компетенция – определенная область окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (Т.В. Иванова).
В современном «Толковом словаре иноязычных слов» компетенция трактуется как «осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания», а «компетентностный» – как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области», «обладающий компетентностями».
Компетенция – обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности, по сути это требования, предъявляемые к уровню подготовки будущих специалистов. Зимняя И.А. отмечает, что само понятие «компетенция», являясь составной частью других понятий (умения, способность, мастерство), содержательно пока не имеет точного определения [7].
На основе анализа научной литературы мы сочли важным выделить два подхода в определении терминов «компетенция» и «компетентность». Первый подход характеризуется разграничением этих двух понятий, компетентность характеризуется как более широкое понятие, общая характеристика личности, включающая в себя ряд ключевых компетенций. Компетенция здесь некая открытая система знаний, действующая и пополняющаяся в процессе решения профессиональных и личностных задач.
При втором подходе авторы не проводят строгого разделения понятий «компетенция» и «компетентность».
Зачастую они используются как синонимы при определении содержания и классификации компетенции / компетентности.
Понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Вероятно, это связано с тем, что высвечивается грань нашей быстро меняющейся реальности [11].
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности (М.А. Холодная).
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (A.B. Хуторский).
Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующий компетенций (Р.П. Мильруд).
Зимняя И.А. под компетентностью понимает актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, опыт его жизнедеятельности. Третьяков П.И. определяет компетентность как опережающую профессиональную жизнедеятельность специалиста, понимая под этим особое состояние, социальный и профессиональный опыт, обеспечивающий личностную ситуационную адаптацию к социуму.
Мы будем придерживаться первой точки зрения, где компетентность рассматривается как более широкое понятие, т.к. компетентность отражает целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне.
Итак, понятия «компетентность» и «компетенция» стали основой научных подходов: компетентностного и компетенциального, которые обеспечивают трансформацию процесса современного профессионального образования. Здесь и возникает необходимость введения понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция».
Профессиональная компетентность понимается как определенная интеграция профессиональных компетенций (знания, умения, обобщенные способы профессиональных действий и профессионально важных качеств).
Другой взгляд. Компетентность включает такие элементы, как личностные ценности, базовую подготовку (знания, способы действий, опыт творчества), компетенции (коммуникация, сотрудничество, лидерство, новаторство) как комплексы разнородных личностных качеств (когнитивных, аффективных, волевых).
1 Бондаревская, Е.В. Педагогическое образование – фундамент строительства будущего / Е.В. Бондаревская // Высшее образование в России. – 2014. – № 6 – с. 111 – 115.
2 Гаврилов, Б. Я. Современная образовательная политика в России: монография / Б. Я. Гаврилов. – М.: Проспект, 2016. – 208 с. – ISBN 978-5-482-01964-1.
3 Гагарин, А.В. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебник для вузов / А.В. Гагарин. – МЭИ, 2015. – 640 с. – ISBN 978-5-383-00540-8.
4 Громкова, М.Т. Основы научных педагогических исследований: учебник для вузов / М.Т. Громкова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 448 с. – ISBN 978-5-238-02236-9.
5 Гриненко, А. В. Педагогика: учебник для вузов / А. В. Гриненко. – М.: Норма, 2016. – 568 с. – ISBN: 978-5-468-00158-5.
6) Дуюнов, В. К. Педагогика: учебник для вузов / В. К. Дуюнов. – М.: РИОР, 2015. – 256 с. – ISBN 978-5-369-00714-3.
7) Иванов, Н. Г. Педагогика и психология: учебник для вузов / Н. Г. Иванов. – М.: Юрайт, 2015. – 560 с. – ISBN 978-5-9916-3052-8.
8) Капинус, О. С. Педагогика: учебник для вузов / О. С. Капинус. – М.: Юрайт, 2015. – 540 с. – ISBN 978-5-9916-4523-2.
9) Качалов, В. И., Качалова, О. Педагогический практикум: учебник для вузов / И. В. Качалов, О. Качалова. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 389 с. – ISBN: 978-5-466-00576-9.
10) Клепицкий, И. А. , Бриллиантов, А. В. , Караханов, А. Н. Практикум педагогике: учебник для вузов / И. А. Клепицкий, А. В. Бриллиантов, А. Н. Караханов. – М.: Велби, 2016. – 312 с. – ISBN 978-5-392-01141-4.
11) Лобунов В.А. Содержание понятий «профессиональные компетенции», «компетенция», «компетентность» в концепции модернизации современного образования / В.А. Лобунов // Наука и образование. – 2016. – № 4. – с. 9 – 16.
12) Мазаева, Н. Н. Педагогика: учебник для вузов / Н. Н. Мазаева. – М.: Феникс, 2016. – 248 с. – ISBN 978-5-406-00679-2.
13) Медведев, М. Ю. Педагогика: учебник для вузов / Ю. М. Медведев. – М.: Юрист, 2014. – 680 с. – ISBN 5-8401-0009-9.
14) Молчанов, Д. М. Актуальные проблемы педагогики: учебник для вузов / Д. М. Молчанов. – М.: Проспект, 2015. – 244 с. – ISBN 978-5-392-14320-7.
15) Розанова Д.Н. Диагностика профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования / Д.Н. Розанова // Мир науки и образования. – 2016. – № 2. – с. 10 – 14.
16) Ступич, М.А. Компетентностный подход в гражданском воспитании студенческой молодежи / М.А. Ступич // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 5. – с. 12 – 14.
17) Самойлов, В.Д. Научное педагогическое исследование: учебник для вузов / В.Д. Самойлов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 506 с. – ISBN 978-5-238-02416-5.
18) Сорокопуд, Ю.В. Основы педагогики: учебник для вузов / Ю.В. Сорокопуд. – М.: Феникс, 2016. – 544 с. – ISBN 978-5-222-17781-5.
19) Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебник для вузов / М. Ф. Шкляр. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 408 с. – ISBN 978-5-394-02518-1.
20) Шеремет П.Т. Развитие профессиональных компетенций при реализации дисциплины «Электротехника» / П.Т. Шеремет // Мир науки и образования. – 2016. – № 1. – с. 11 – 21.