Курсовая работа|Логопедия

Развитие предпосылок предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2017 | Страниц: 43

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения предпосылок развития речи

1.1. Развитие речи в младенчестве и раннем детстве

1.2. Предметная деятельность у детей раннего возраста

1.3. Задержка в развитии речевой деятельности

Глава II. Изучение предпосылок предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

2.1.  Методика и условия проведения исследования

2.2. Результаты исследования

Глава III. Методические рекомендации развития предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития

Заключение

Список использованной литературы  

Современный этап развития специального образования предъявляет новые требования к организации и проведения коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития. Учитывая развитие системы дошкольного образования, проблема обучения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития очень актуальна.

Достаточный уровень развития речи ребенка предполагает формирование первичных произносительных умений и навыков, адекватное использование речи в конкретных ситуациях, применение речи для выражения собственных мыслей, желаний, усвоение культуры общения.

Нарушение речевого развития негативно влияет на формирование личности ребенка, что сказывается на процессах его социальной адаптации. Причины этого разнообразны: недостатки устной речи и неречевые нарушения, непосредственно и косвенно связаны с речью (нарушение корковой нейродинамики и ослабление тонких дифференциаций в языково-двигательном анализаторе, дискоординованисть, нечеткость в работе
подвижных органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, нарушение тонкой произвольной моторики пальцев рук, расстройства вегетативной нервной системы).

Ведущая деятельность - это та деятельность, от которой в наибольшей мере зависит развитие личности на данном возрастном этапе [17, с. 87]. Ведущей деятельностью в период раннего возраста является игра, которая формируется в несколько этапов:  1) знакомство с игрой, 2) закрепление игры путем большого количества повторов, 3) самостоятельная игра.

 Особенностями игры как ведущей деятельности у детей с задержкой речевой деятельности являются [17, с. 53]:

- Потребность во внешней организации игры: научиться имитировать действия, поступки;

- Потребность не только управлять событиями, но и создавать их;

- Игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, которые они совершают в реальной жизни;

- Развитие памяти, ассоциативное мышление и планирование, дает ребенку те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать  в свои собственные игры и игры с другими детьми;

- Игра улучшает возможности контакта со сверстниками.

Дидактическая игра - это практическое групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применения методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку [24, с. 15]. Дидактическая игра - игра, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков.

Таким образом, цель исследования является проблема развития предпосылок предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития.

Объектом исследования являются психологические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Предметом исследования является изучение предпосылок предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Гипотеза исследования - у детей раннего возраста с задержкой речевой деятельности слабо развита предметная деятельность.

Задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические основы изучения предпосылок развития речи (развитие речи в раннем возрасте, предметная деятельность, задержка в развитии речи);
  • исследовать предпосылки предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития;
  • предложить методические рекомендации развития предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития.

 

Глава I. Теоретические основы изучения предпосылок развития речи

1.1. Развитие речи в младенчестве и раннем детстве

В процессе эволюции общественного развития и человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков произошло выделение возрастных периодов, но возрастные границы детства были разными в разных культурах.

Для получения целостной картины онтогенеза рассмотрим периодизации жизненного цикла человека, имеют разные теориями зарубежных исследователей мировой психологии, а именно: американский психолог Стэнли Холл, сторонник биогенетической теории, выделял периоды младшего возраста, детства, подросткового возраста и юности; швейцарский психолог Ж. Пиаже, сторонник когнитивной теории развития, выделил 4 качественно отличных периода: сенсомоторный (от 0 до 2 - х лет) , дооперационный (от 2-х до 7-ми лет), конкретных операций и формальных операций; в классификации американского социолога Д. Бромлея (1966 ) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость; австрийский психолог З. Фрейд, с точки зрения психоаналитической теории, выделял пять стадий психического развития, как психосексуальных: оральную, анальную, фаллическую латентную генитальную стадии; американский психологи. Эриксон выделял возрастные этапы и стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенческого, или орально - сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия); французский психолог Р. Заззо определял: 0 -3 года раннее детство , 3-5 лет дошкольный возраст и другие; американский психолог Г. Крайг ( 2000) выделил следующие возрастные этапы: возраст - от рождения до 2 лет, раннее детство - от 2 до 6 лет , среднее детство - от 6 до 12 лет , подростковый возраст - от 12 до 19 лет и далее; немецкий психолог В. Штерн психологическим критерием периодизацииобрав собственную активность человека и в основу периодизации положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы драматизации; французский психолог А. Валлон исследу детей в норме и патологии выделяет следующие стадии: стадия внутриутробной жизни, стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.), эмоциональная стадия (от 6 мес. до 1 года), сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет), стадия персонализма ( от 3 д о 5 лет), стадия разрешения ( от 6 до 11 лет), стадия полового созревания и юношества; канадский психолог Ж. Годфруа жизненный цикл разделял на четыре больших периода: пренатальный, детство, подростковый возраст и зрелость.

Итак, возрастная периодизация развития человека в мировой психологии опирается на две противоположные точки зрения (наследственность и среда ) на развитие и поведение человека и различные критерии, определяющие полные периодизации развития и охватывают целостно человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями и неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует исследователя. По заключению Л. Обуховоизарубижни ученые жизненный цикл человека делили на периоды в соответствии собственных теоретических подходов и критериев, но все они отражают естественнонаучную парадигму исследований. Названия этапов детства совпадают, но возрастные границы разные.

  1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 109 с. : ил. (Сердце отдаю детям).
  2. Барсукова, Л. А. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л. А. Барсукова, Н. А. Румега, Н. Е. Земская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 316 с.: ил. (Начальная школа)
  3. Баряева Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопедия. – 2008. – № – С.11–21.
  4. Беккер К.П., Совак М. Логопедия: пер. с нем. - М.: Медицина, 2008.-288с.
  5. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.; Просвещение, 1988.
  6. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская // Логопедия. – 2009. – № – С.17–27.
  7. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / авт.-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2008. – 280 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшина. – М., 1983.
  9. Гаврилушкина, О. П. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Специальная дошкольная педагогика и психология: сб. программ норматив. курсов для вузов. - Москва, 2001. - С. 244-268
  10. Гадасина, Л. Я. Звуки на все руки : пятьдесят логопедических игр / Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. - 95 с. (Серия «Учительский портфель»).
  11. Голубева Г. Г. Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития /Г. Г. Голубева // Логопедия. – 2008. – № – С. 49–53.
  12. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: МедГиз., 2008.-299 с.
  13. Золотоверх В. Игротерапия как средство преодоления нарушений у детей с особенностями психофизического развития / / Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
  14. Калягин, В. А. Логопсихология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2008. - 320 с.
  15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 208 с.
  16. Лалаева Р. И. Нарушения речи у дитей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева. – Спб., 2008. – 189 с.
  17. Логопедия: практическое пособие / авт.-сост. В. И. Руденко. Изд. 10-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 287 с. (Библиотека логопеда).
  18. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: ВЛАДОС, 2009. - 703 с. : ил. (Коррекционная педагогика).
  19. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В. С. Кукушина. Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2009. - 368 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  20. Логопедия: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 2008.-528с.
  21. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. – 240 с
  22. Парамонова, Л. Г. Воспитание связной речи у детей: методическое пособие / Л. Г. Парамонова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 176 с. (Серия «Методический кабинет»).
  23. Переслени Л. И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой развития / Л. И. Переслени, Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2008. – № – С.17–23.
  24. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 448 с.
  25. Практикум по детской логопедии: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. И. Селиверстов [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. Москва : ВЛАДОС, 2008. - 272 с. : ил.
  26. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под редакцией А.А.Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 651с.
  27. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
  28. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.
  29. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.-560 с.
  30. Фомичева, М. Ф. Введение в логопедию: материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М. Ф. Фомичева, Е. В. Оганесян. Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 88 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское