Введение
Глава I. Теоретические основы изучения предпосылок развития речи
1.1. Развитие речи в младенчестве и раннем детстве
1.2. Предметная деятельность у детей раннего возраста
1.3. Задержка в развитии речевой деятельности
Глава II. Изучение предпосылок предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
2.1. Методика и условия проведения исследования
2.2. Результаты исследования
Глава III. Методические рекомендации развития предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития
Заключение
Список использованной литературы
Современный этап развития специального образования предъявляет новые требования к организации и проведения коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития. Учитывая развитие системы дошкольного образования, проблема обучения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития очень актуальна.
Достаточный уровень развития речи ребенка предполагает формирование первичных произносительных умений и навыков, адекватное использование речи в конкретных ситуациях, применение речи для выражения собственных мыслей, желаний, усвоение культуры общения.
Нарушение речевого развития негативно влияет на формирование личности ребенка, что сказывается на процессах его социальной адаптации. Причины этого разнообразны: недостатки устной речи и неречевые нарушения, непосредственно и косвенно связаны с речью (нарушение корковой нейродинамики и ослабление тонких дифференциаций в языково-двигательном анализаторе, дискоординованисть, нечеткость в работе
подвижных органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, нарушение тонкой произвольной моторики пальцев рук, расстройства вегетативной нервной системы).
Ведущая деятельность - это та деятельность, от которой в наибольшей мере зависит развитие личности на данном возрастном этапе [17, с. 87]. Ведущей деятельностью в период раннего возраста является игра, которая формируется в несколько этапов: 1) знакомство с игрой, 2) закрепление игры путем большого количества повторов, 3) самостоятельная игра.
Особенностями игры как ведущей деятельности у детей с задержкой речевой деятельности являются [17, с. 53]:
- Потребность во внешней организации игры: научиться имитировать действия, поступки;
- Потребность не только управлять событиями, но и создавать их;
- Игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, которые они совершают в реальной жизни;
- Развитие памяти, ассоциативное мышление и планирование, дает ребенку те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми;
- Игра улучшает возможности контакта со сверстниками.
Дидактическая игра - это практическое групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применения методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку [24, с. 15]. Дидактическая игра - игра, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков.
Таким образом, цель исследования является проблема развития предпосылок предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития.
Объектом исследования являются психологические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Предметом исследования является изучение предпосылок предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования - у детей раннего возраста с задержкой речевой деятельности слабо развита предметная деятельность.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы изучения предпосылок развития речи (развитие речи в раннем возрасте, предметная деятельность, задержка в развитии речи);
- исследовать предпосылки предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития;
- предложить методические рекомендации развития предметной деятельности раннего возраста у детей с задержкой речевого развития.
Глава I. Теоретические основы изучения предпосылок развития речи
1.1. Развитие речи в младенчестве и раннем детстве
В процессе эволюции общественного развития и человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков произошло выделение возрастных периодов, но возрастные границы детства были разными в разных культурах.
Для получения целостной картины онтогенеза рассмотрим периодизации жизненного цикла человека, имеют разные теориями зарубежных исследователей мировой психологии, а именно: американский психолог Стэнли Холл, сторонник биогенетической теории, выделял периоды младшего возраста, детства, подросткового возраста и юности; швейцарский психолог Ж. Пиаже, сторонник когнитивной теории развития, выделил 4 качественно отличных периода: сенсомоторный (от 0 до 2 - х лет) , дооперационный (от 2-х до 7-ми лет), конкретных операций и формальных операций; в классификации американского социолога Д. Бромлея (1966 ) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость; австрийский психолог З. Фрейд, с точки зрения психоаналитической теории, выделял пять стадий психического развития, как психосексуальных: оральную, анальную, фаллическую латентную генитальную стадии; американский психологи. Эриксон выделял возрастные этапы и стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенческого, или орально - сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия); французский психолог Р. Заззо определял: 0 -3 года раннее детство , 3-5 лет дошкольный возраст и другие; американский психолог Г. Крайг ( 2000) выделил следующие возрастные этапы: возраст - от рождения до 2 лет, раннее детство - от 2 до 6 лет , среднее детство - от 6 до 12 лет , подростковый возраст - от 12 до 19 лет и далее; немецкий психолог В. Штерн психологическим критерием периодизацииобрав собственную активность человека и в основу периодизации положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы драматизации; французский психолог А. Валлон исследу детей в норме и патологии выделяет следующие стадии: стадия внутриутробной жизни, стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.), эмоциональная стадия (от 6 мес. до 1 года), сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет), стадия персонализма ( от 3 д о 5 лет), стадия разрешения ( от 6 до 11 лет), стадия полового созревания и юношества; канадский психолог Ж. Годфруа жизненный цикл разделял на четыре больших периода: пренатальный, детство, подростковый возраст и зрелость.
Итак, возрастная периодизация развития человека в мировой психологии опирается на две противоположные точки зрения (наследственность и среда ) на развитие и поведение человека и различные критерии, определяющие полные периодизации развития и охватывают целостно человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями и неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует исследователя. По заключению Л. Обуховоизарубижни ученые жизненный цикл человека делили на периоды в соответствии собственных теоретических подходов и критериев, но все они отражают естественнонаучную парадигму исследований. Названия этапов детства совпадают, но возрастные границы разные.