Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», что означает «общий»: передатчик информации пытается установить «сообщество» с получателем информации. Следовательно, общение можно определить как передачу не только информации, но и смысла или значения посредством символов.
Актуальность выбранной темы видится в том, что коммуникации имеют большое значение для успеха организации и представляют собой одну из самых сложных проблем в управлении. Роль офисных коммуникаций очевидна как для малых предприятий, так и для крупных корпораций и корпораций. Будущее не только организации как экономического субъекта на рынке, но и людей, которые работают в этой организации, и на глобальном уровне, и благополучие всей страны в целом зависит от эффективности коммуникационные связи и взаимодействия.
Целями курсовой работы являются: определение понятий «офис», «коммуникация», изучение особенностей внутренней коммуникации в организации, Типы и формы коммуникации в организации. Анализируются коммуникационные системы и процессы, а также их влияние на управление персоналом в администрации городского округа Коломна.
Цель курсовой работы – изучить содержание и роль офисных коммуникаций в управлении организацией.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы познания: анализа, нормативно-логический, системноправовой и другие методы.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовые документы, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме.
Предметом исследования курсовой работы выступает оценка влияния коммуникационных процессов на управление персоналом на примере администрации Коломенского городского округа.
Объектом курсовой работы являются процессы коммуникации в администрации Коломенского городского округа.
Исследованию теории коммуникации в управлении организацией посвящены работы следующих авторов: В.М. Березина, А.Э. Бинецкого, С.В.Бориснёва, О.Д.Волгоноговой, О.С. Гилязовой, О. Л. Гнатюк, Н.Н. Григорьевой, М.О.Гузиковой, Г.А. Доброзраковой, А.Т. Зуб, Е.В.Камневой, С. М. Качаловой, Л. П. Крысина, Г.Минцберг, А. Л.Свенцицкого, Т.В.Слотиной, А.В. Соколова, Е.В. Старостиной, П.Ю.Фофановой, Н.Г. Шаповаловой, Г.М. Шеламовой, Г.Р.Черновой, И.П.Яковлева и др. авторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ̆
1.1 Сущность и функции коммуникации
Коммуникация - это способ обмена информацией между участниками в организации и между организациями, который позволяет оптимально использовать информационный ресурс для достижения целей организации.
Офисная коммуникация подразделяется, прежде всего, на прямую и опосредованную различными способами передачи информации.
Термин «офис» вошел в обиход в российском бизнесе в начале 90-х годов. прошлого века и изначально воспринималась как англоязычный аналог понятий «офис», «офис». В другом смысле офис - это представительство организации. Таким образом, современный офис рассматривается не только как аналог понятия «административная служба» или «офис», не только как помещение для ведения бизнеса, но и как символ престижа компании[1].
В современном понимании термин «офис» включает не только помещение, но и весь персонал, работающий в нем. В данном случае термин «офис» идентичен понятиям «аппарат», «орган управления организации» (компании, предприятия, фирмы, учреждения), без которых они не смогут эффективно функционировать. Важной особенностью работы офиса является то, что он является источником не только конечных информационных услуг, но и решений, регулирующих поведение людей или распределение материальных ресурсов. Офис - это отдельная административная единица, организующая управление организацией, предназначенная для размещения административного и управленческого персонала, а также оказания ряда информационных, консультационных, коммуникативных, рекламных услуг с привлечением квалифицированных специалистов. Современный офис - это сложная система, которая синтезирует несколько компонентов:
- рабочие помещения;
- офисная техника;
- документация и информационная поддержка;
- кадры сотрудников.
Основная задача офиса - оптимальное использование и согласование всех ресурсов организации (капитала, зданий, сооружений, оборудования, сырья, материалов, рабочей силы, информации) для достижения поставленных целей. Основная деятельность офиса направлена на выполнение этой задачи: обеспечение работы менеджеров и специалистов, управление документооборотом, обеспечение представительства (включая дизайн экстерьера и интерьера).
Коммуникация пронизывает все аспекты жизни общества, социальных групп и отдельных лиц. Человек информационной эпохи живет в пространстве коммуникаций, сотканном из образов, образов, сообщений, символов, мифов, стереотипов. Появился даже термин «информационное лицо»; для него способность получать, обрабатывать и передавать информацию, независимо от ее содержания, является главным ценностным ориентиром.
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:
1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);
2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);
4) сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
5) массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.
В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как:
1) средства связи любых объектов материального или духовного мира;
2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).
Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы.
Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «masscommunication») ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули в 20е гг. прошлого века. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени» .
Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация – это то, что связывает любой организм воедино» .
В широком смысле социальная коммуникация понимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационнознаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъектсубъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов».
Коммуникация – это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных)».
Профессор А.В. Соколов, автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации, социальную коммуникацию определяет как «движение смыслов в социальном пространстве и времени», т. е. как «движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве».
И.П. Яковлев рассматривает коммуникацию как информационную связь между объектами и субъектами. Социальную коммуникацию он определяет как «социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронномеханических носителях». Презентационные каналы коммуникации – это естественные каналы (жесты, мимика, голос); репрезентационные, искусственные каналы – книги, картины; электронномеханические носители – телефон, радио, телевидение.
С.В. Бориснев определяет коммуникацию как необходимый элемент взаимодействия между людьми, группами, нациями, государствами, в ходе которого передаются и передаются информация, чувства, оценки, смыслы, значения, ценности, занимающие преобладающее место в социальных процессах .
Основоположник кибернетики Норберт Винер определил понятия «коммуникация» и «контроль». Н. Винер был первым, кто объяснил важность механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникативных процессов сложных систем, включая общество, организацию, организм . Обратная связь - это реакция на полученное сообщение: в технических системах это означает хорошее качество связи; в гуманитарных науках предполагает запоминание (количество информации) и понятность (качество) полученной информации; в массовых коммуникациях форма обратной связи - радиозвонки, письма в редакцию, опросы, рейтинги. Н. Винер отмечал, что понимание общества возможно только на пути к изучению сигналов и связанных с ними средств связи, а в дальнейшем развитии этих сигналов и средств связи, развитии обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной призвана играть все более важную роль.
Основными функциями социальной коммуникации являются:
- информационные (передача информации);
- выразительный (умение выражать не только смысловую информацию, но и оценочную информацию);
-прагматический (умение передать рамки общения, прописывающие определенное воздействие на адресата в той или иной ситуации);
- взаимодействия (передача и восприятие информации, формирование смыслов) и воздействие;
- представитель.
Специализированные коммуникационные функции: установление контактов; самопрезентация; нарицательный; мотивация; преднамеренный; нормативный; ритуал; перформативный.