Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных УУД в обучении информатики с использованием активных методов
1.1. Понятие и компоненты универсальных учебных действий
1.2 Обучение информатике в базовом курсе школы
1.3 Анализ существующего опыта по развитию познавательных УУД
Глава 2 Методические аспекты развития познавательных УУД в базовом курсе информатики с применением активных методов обучения
2.1.Использование активных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики
2.2. Развитие общеучебных познавательных универсальных учебных действий (конспекты уроков)
2.3. Рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Новая парадигма образования приводит каждого педагога к поиску новых педагогических технологий, которые бы смогли мотивировать обучающихся на изучение предмета, активизировать познавательную деятельность на уроках информатики. Такая технология, которая позволила, играя, самостоятельно открывать новые знания, высоко оценивая труд обучающегося, существует и называется она: активные методы обучения. Проблема активности обучающихся требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что активизировать деятельность обучающихся можно созданием дидактических и психологических условий обучения. Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, раскрывая свое индивидуальное «Я». Все это приводит к понятию «активное обучение».
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся.
Чтобы добиться высоких результатов на уроке физики, необходимо постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Цель данной работы – изучить развитие познавательных УД обучения 6 класса при обучении информатики посредством использования активных методов изучения.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и компоненты универсальных учебных действий.
- Изучить обучение информатике в базовом курсе школы.
- Провести анализ существующего опыта по развитию познавательных УУД.
- Проанализировать использование активных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
- Разработать конспекты уроков.
- Сформировать рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития познавательных УУД в обучении информатики с использованием активных методов.
Объект исследования – методические аспекты развития познавательных УУД в базовом курсе информатики с применением активных методов обучения.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
Практическое значение работы обуславливается систематизацией данных о состоянии и перспективах совершенствования объекта исследования.
- Архипова Т.В. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе школы [электронный ресурс] – режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/559365(дата обращения 08.03.2021)
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова O.A., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [электронный ресурс] – режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243 (дата обращения 08.03.2021)
- Босова Л. Л Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/А. Ю. Босова.2– е изд., испр, - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.
- Бочкин. А.И.: Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. - Мн.: Выш.шк.,2010.
- Данькин А.А. Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных учебных действий [электронный ресурс] – режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/ispolzovanie-metapredmetnogo-podkhoda-kak-effektivnogo-usloviya-for(дата обращения 08.03.2021)
- Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой– СПб, 2016.
- Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой– СПб, 2016.
- Кухи Е.П. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики [электронный ресурс] – режим доступа : http://informatika.mgosgi.ru/files/conf2013/2-3/Kykhi.pdf(дата обращения 08.03.2021)
- Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2016.
- Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2016.
- Лапчик М.П. Вычисление. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя / Лапчик М.П. – М., 2016.
- Лапчик М.П. Методика обучения информатики / Лапчик М.П. – М., 2016.
- Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Паутова А.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.html(дата обращения 08.03.2021)
- Пейперт С. Дети, компьютер и плодотворные идеи. / Пейперт С. – М, 2016.
- Петерсон Л.Г., Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2016.
- Петерсон Л.Г.. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2016.
- Примерная программа основного общего образования по ИНФОРМАТИКЕ и ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ.
- Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Семакин И.Г. Базовый курс информатики: 7-9 класс / Семакин И.Г и др. – М., 2016.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод. пособие / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. – М., 2016.
- Стандарт основного общего образования по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ.
- Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ - 2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Угринович Н. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Угринович Н.Д. – М., 2016.