Глава 1. Теоретические аспекты методики обучения решению текстовых задач в 5-6 классах с использованием диалоговых технологий
1.1. Сущность понятия «диалоговая технология». Учебный диалог. Виды учебного диалога
1.2. Сущность текстовых задач
1.3. Логико-дидактический анализ школьных учебников 5-6 классов
Глава 2. Практические аспекты методики обучения решению текстовых задач в 5-6 классах с использованием диалоговых технологий
2.1 Конспекты уроков решения текстовых задач в 5-6 классах с использованием диалоговых технологий
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1. Теоретические аспекты методики обучения решению текстовых задач в 5-6 классах с использованием диалоговых технологий
1. 1. Сущность понятия «диалоговая технология». Учебный диалог. Виды учебного диалога
В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно - отчужденной, однонаправленной модели обучения к личностно - ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащихся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем.
Сейчас педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…
В наше время считается, что каждый ученик должен сам определять свой образовательный маршрут, осознавать, что ему требуется, ставить перед собой цели и находить пути их достижения.
В этом ему, разумеется, требуется помощь учителя. Если раньше учитель говорил, а ученики воспринимали информацию, то теперь требуется, чтобы ученики самостоятельно определяли, чему и как они хотят учиться, то есть речь идет уже о диалоге, о взаимодействии. Ученые идут еще дальше и рекомендуют педагогам стремиться к тому, чтобы диалог существовал не в форме учитель – ученик, а в форме ученик – ученик.
Что дает технология диалогового обучения?
В первую очередь учебная деятельность в такой ситуации помогает сделать учебный процесс более целенаправленным и эффективным и значительно повышает интерес школьников к изучаемому материалу, а также позволяет воспринимать его творчески, развивая одновременно мышление.
Во-вторых, технология диалогового взаимодействия создает условия для развития личности самого ученика, его самореализации.
Результатами использования этой технологии являются следующие умения школьников:
- вести диалог;
- выстраивать беседу;
- формулировать вопросы и ответы;
- вычленять главное;
- терпимо и внимательно относиться к собеседнику;
- отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее;
- слушать и слышать.
Принципы диалогового взаимодействия. Это не воздействие сверху-вниз, учителя на ученика, а взаимодействие, то есть должно присутствовать не стремление учителя обучать, а умение погружаться в процесс самообучения совместно с учениками.
Стараться не задавать вопросов и не формулировать проблему, а предлагать это самим ученикам.
Это позволяет сформировать такие отношения в школьном коллективе, которые позволяют поставить в центр не программу и изучаемый материал, а личность ученика и его интересы. Это помогает сформировать творческое мышление, способность рассуждать самостоятельно и оказывать уважение другому человеку с другими убеждениями. Другими словами, можно сказать, что технология учебного диалога — это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.
Обязательными условиями диалога на уроках являются:
- стремление всех участников и в самом деле взаимодействовать друг с другом;
- наличие собственной точки зрения;
- отсутствие страха;
- стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.
Диалог позволяет воспитывать у школьников взаимоуважение, сопереживание, стремление к пониманию, учит правильному взаимодействию на межличностном уровне. Однако это длительный процесс: надо набраться терпения.
Психологи советуют начать с того, чтобы правильно организовать учебное пространство, то есть расставить парты так, чтобы диалог вообще был возможен: расположить столы таким образом, чтобы все видели всех и могли общаться, глядя друг на друга. Кроме того, надо смириться с тем, что на уроке не будет тихо, ведь школьники станут непосредственно обсуждать какую-либо проблему.
Затем необходимо выработать правила, которых должны придерживаться все ученики при работе в группах. Правил не нужно много, но они должны неукоснительно соблюдаться. Например, они могут быть такими:
- При разговоре смотри на собеседника и обращайся к нему по имени.
- Не допускай грубых, оскорбительных замечаний.
- Выслушивай собеседника до конца.
- Если учитель поднимает руку, надо прекратить обсуждение и выслушать его сообщение.
Возможно, потребуется еще какие-то дополнительные пункты. И лучше, если эти правила ребята придумают сами.
Формы организации диалогового взаимодействия на уроке. Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или пары, или малые группы, до 6 человек. Группы из большего числа детей, как правило, не являются работоспособным: в них присутствуют школьники, которые в действительности не принимают участия в решении задачи.
Работа в паре обычно требует лучшего владения технологией ведения диалога, поэтому к парам лучше перейти позже, когда ученики уже научатся работать в малой группе.
Всем группам может быть предложено одно и то же задание; в этом случае они дополняют ответы друг друга и задают вопросы.
Можно предложить группам различные задания; тогда отчет будет напоминать научную конференцию, на которой каждая группа делает собственный доклад.