Актуальность исследования. Процесс глобализации, развивающийся в настоящее время, приводит к расширению взаимосвязей различных стран, народов и их культур. Влияние осуществляется посредством культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями, путем научного сотрудничества, торговли, туризма и т.д. Тема взаимодействия и взаимопонимания культур, в которой все большее место занимает проблема специфики, самобытности и различий культур разных народов, освоение культурного контекста общего мирового пространства становится особенно актуальной в настоящее время. Глобальные изменения в политике, экономике и культуре сопровождаются в тоже время разобщением культур и народов, вызывают у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению, самоидентификации и желание сохранить собственные культурные ценности. Сопротивление выражается как в пассивном неприятии ценностей других культур, так и в активном противодействии их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений. В таких условиях возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть факты межкультурной коммуникации в контексте взаимодействия и взаимовлияния культур. Именно межкультурная коммуникация выступает важным фактором регуляции как внутренней жизни, так и взаимоотношений между странами.
Формирование информационного общества, основанное на развитии новых коммуникационных и информационных технологий, также оказывает большое влияние на изменения в современной культуре. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет воздействует на самые разнообразные области жизни и деятельности человека. Такие изменения становятся ныне предметом исследовательского интереса в культурологии. Возникает потребность в изучении Интернета как интерактивного средства межкультурного общения (коммуникации), в изучении возможности увеличения и повышения качества межкультурных контактов. В этой связи исследование влияния Интернета на межкультурное общение в молодежной среде, а также особенностей влияния Интернета на культуру молодежи, имеет важное значение.
Актуальность исследования связана с осмыслением феномена Интернета как средства межкультурного общения в современном обществе и, прежде всего, в молодежной среде. Интернет, как средство межкультурной коммуникации, с одной стороны, - оказывает положительное влияние на мировое сообщество, поскольку позволяет передавать информацию в любую точку мира; способствует укреплению связей между людьми и странами, изменяет стиль отношений в современном обществе; с другой стороны, необходимо отметить, что отношение к Интернету должно быть объективным, поскольку информация, содержащаяся в нем, может оказывать и негативное влияние на личность, тем более на молодежь.
Отметим также рост тенденции распространения через Интернет деструктивной, негативной и провоцирующей информации на тему расизма, ксенофобии, межнациональной розни, порнографии. Существуют огромное количество сайтов экстремистского, террористического толка, посредством которых деструктивные религиозные организации ведут широкую пропаганду по насаждению своих идеологий, ведь целевой аудиторией Интернет-сайтов является молодежь. В этих условиях значительно возрастает роль международного взаимодействия и сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Развитие Интернета позволяет ставить вопрос о возможности интенсивного распространения культуры, единения и интеграции различных аудиторий, приобщения их к достижениям мировой культуры.
В связи с этим культурная информация по-новому распространяется и функционирует. Появляется возможность эквивалентного и повсеместного распространения и распределения культурных и художественных ценностей. Это связано, прежде всего, с тем, что Интернет, как коммуникативный канал, может доставлять культурную информацию не только во все уголки нашей страны, но и в другие страны.
В исследовании внимание обращено на характеристику ресурсов Интернета, составляющих информационное пространство, где молодые люди проводят много времени. Особенности молодежной среды, такие, как чувство сопереживания, подражания иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, деятельности, поиск развлекательного содержания, - все это переносится из «реальной» жизни молодежи в «виртуальное пространство Интернета». Именно молодежи присуща непринужденность в установлении межкультурных контактов, поэтому в нашем исследовании внимание акцентировано на раскрытии основных особенностей Интернета при межкультурном общении молодежи.
Для целей данного исследования важное значение имеют труды, находящиеся на стыке методологии науки, философии, социологии и культурологии. Одно из наиболее перспективных направлений в этой области - изучение межкультурной коммуникации в современном информационном обществе с позиций теорий межкультурной коммуникации. Поднимаемые в исследовании проблемы, связанные с особенностями межкультурной коммуникации в условиях развитой сети Интернет, являются достаточно новыми.
В отечественной культурологии не много работ, непосредственно связанных с темой данного исследования. Многие аспекты были рассмотрены в рамках целого ряда гуманитарных дисциплин (философии, социологии, культурологии, психологии, политологии). Важными для нашего исследования стали работы западных ученых, изучавших особенности информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер); работы отечественных ученых, разрабатывавших теорию информационного общества (С.А. Дятлов, B.JI. Иноземцев, И.С. Мелюхин, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул). В отечественных и зарубежных исследованиях рассмотрены различные аспекты сети Интернет (П.И. Браславский, Б. Гейтс, В.Г. Иванов, В.В. Кулакова, С.И. Орехов, О.Б. Скородумова, Г.Л. Смолян, X. Хафкемейер, А.В. Чугунов); в том числе - вопросы использования Интернета в плане контроля над личностью, сознанием масс (Г. Грачев, И. Мельник, Г.Г. Почепцов, С.П. Расторгуев), психологические исследования воздействия Интернета (Е.П. Белинская, Н.А. Носов, Д.И. Шапиро, А.Е. Войскунский). Различные подходы к изучению коммуникации отражены в трудах: А.А. Брудного, М.А. Василика, В.Г. Зинченко, Н.Н. Козловой, В.П. Конецкой, А.П. Панфиловой, Г.Г. Почепцова, И.Н. Розиной, А.В. Соколова. В нашем исследовании мы будем также опираться на труды, в которых исследован диалог как устойчивый фактор взаимодействия культур (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман). Проблемы межкультурной коммуникации как способа общечеловеческой коммуникации, которая охватывает обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов, представлена в трудах: Т.Г. Грушевицкой, Э.А. Емузовой, Е.Б. Зайцева, О.А. Леонтович, Т.Н. Персиковой, А.П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой. Социально-философское мирообъяснение межкультурной коммуникации с позиций цивилизационного подхода отражено в работах: А.С. Панарина, А. Дж. Тойнби, А.И. Уткина; в рамках философской и культурной антропологии были рассмотрены исследования Э. Холла, Д. Трагера и др.
В качестве ключевых материалов, во многом определивших структуру и стилистику работы, следует указать на работы: М.Н. Громова, А.В. Каменца, И.К. Кучмаевой, А.В. Миронова, Э.В. Орловой, В.Н. Расторгуева, А.Я. Флиера.
Среди самых разных направлений гуманитарного знания сегодня изучаются и интенсивно разрабатываются вопросы, связанные с особенностями влияния Интернета на культурную жизнь; однако изучение глобальной компьютерной сети Интернет как средства межкультурного общения в молодежной среде так и не стало предметом специального научного исследования.
Объект исследования - межкультурное общение в Интернете.
Предмет исследования - особенности Интернета как средства межкультурного общения в российской молодежной среде (межкультурное общение с применением Интернет - технологий).
Цель исследования — изучить особенности Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) проанализировав понятия «культура», «общение», «коммуникации», «межкультурные коммуникации» в аспекте нашей темы, изучить Интернет как феномен общения и выявить специфику Интернета как новой информационной среды и средства массовой коммуникации; 2)рассмотреть теории, методы и основные направления исследований в области межкультурной коммуникации; 3) выявить основные особенности Интернета при межкультурном общении; 4) дать характеристику молодежной Интернет-аудитории и охарактеризовать ресурсы Интернета, составляющие информационное пространство для межкультурного общения в молодежной среде; 5) проанализировать основные тенденции развития Интернета и принципы государственной культурной политики в межкультурном общении российской молодежи.
Многие ученые осмысливали и анализировали общее направление изменений в культуре в рамках развития информационного общества. Однако теоретические и практические аспекты изменений в культуре, а именно - в межкультурном общении молодежи, посредством развития таких информационных технологий, как Интернет, еще не изучены в достаточной мере и не встречаются в исследованиях, кроме существующих в рамках социологического инструментария. Результаты работы показывают ресурсы Интернета как новой среды межкультурных контактов в молодежной среде. Ряд теоретических положений и выводов из диссертации вносят определенный вклад в разработку особенностей Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде и могут быть использованы при дальнейшем исследовании развития межкультурных контактов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1.Культурологический подход к изучению проблем коммуникации
Межкультурная коммуникация в настоящее время выступает важным фактором регуляции внутренней жизни различных стран и взаимоотношений между ними.
В мировом сообществе, проблемы межкультурного обмена, являются приоритетными, определяющими собой различные стороны существования социума: политические, экономические, культурные.
Виды, модели, функции коммуникации, методы коммуникативного анализа, сферы применения и т.д. чрезвычайно разнообразны. А термины -коммуникация, общение, диалог, коммуницируемость, интерактивность -становятся все более емкими по своему содержанию и смыслам.
Исследования в области коммуникации многоаспектны: от социологических и психологических до педагогических. Это работы Г. Тарда по ретроспективному анализу отдельных составляющих коммуникации, смысла и возможных последствий всеобщей тотальной коммуникации и связи ее с социальными тенденциями, с процессами глобализации и интенсивным развитием информационных технологий. Появляются книги по коммуникации, НЛП (нейролингвистическому программированию), социальной психологии общения, массовой коммуникации, рекламе, имиджу, деловой этике и PR.
В нашем исследовании мы изучаем межкультурные коммуникации, выявляем и описываем особенности межкультурного общения. Одной из наших задач было разобраться в понятиях общение, современная коммуникация, культура, межкультурная коммуникация; выявить, как и по каким законам циркулирует в настоящее время информация, какова коммуникация на современном этапе, каково влияние Интернета и мультимедийных технологий на межкультурное общение[5].
Современный мир получил название глобального также во многом благодаря коммуникации и информационным технологиям, которые стремительно преобразовывают пространство социума, культуры, политики, частной и общественной жизни.
«Глобальный», согласно словарю иностранных слов, означает всеобщий,-относящийся к территории всего земного шара, всесторонний, полный, универсальный.
Расширение наших представлений о воспринимаемом мире, будь то отдельная личность или группа людей, можно считать первоосновой продуктивных межкультурных контактов, глубокого культурного взаимообогащения людей.
Человечество многолико и разнообразно. Можно с уверенностью сказать, что люди с раннего детства на практике постепенно открывают для себя сходства и различия с другими. А взаимопроникновение традиций и образа жизни неизбежно на протяжении истории.
Понимание роли культурного многообразия человечества, бережное отношение к традициям своего народа, умение уважать и по достоинству ценить чужую культуру, обычаи и жизненные устои других народов предполагают определенный уровень межкультурных коммуникативных знаний. Здесь же важна и степень межкультурной компетенции людей, готовность к межкультурному диалогу, опыт межкультурного взаимодействия и взаимопонимания.
В нашем исследовании мы часто будем использовать понятие, определение культуры. Культура является важнейшим признаком, который отличает одну группу людей от другой.
С давних времен и по сей день, философы ищут определение понятия «культура». Одни считают, что это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Другие связывают само понятие культура с деятельностью нормативных для данного общества институтов и т.д. Здесь нам близка позиция И.К. Кучмаевой, раскрывающая специфику этого феномена в книге «Путь к Всечеловеку»1, где связаны понятия «культура» и «Всечеловек». В благах цивилизации «заключается не только ничтожная часть культуры, а суть ее в творчестве понимания и связи между людьми «...» в родственной связи между всеми людьми»[2].
В повседневной жизни слово «культура» используется во многих смыслах. Оно означает и национальность, этничность; музыку, изобразительное искусство; пищу; одежду; ритуалы, традиции. В последнее время появилось много новых понятий: культурное разнообразие, культурный плюрализм, мультикультурализм, но все они все равно сводятся к одному всеобъемлющему термину «культура». Хотя термин «культура» трактуется очень широко, единого определения не существует. Интерпретаций понятия «культура» существует более 500, и самым лаконичным считается, что культура - это «все то, что создано в результате деятельности человека».