Курсовая работа|Теория коммуникаций

Межкультурное общение в Интернете

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 44

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  

1.1.Культурологический подход к изучению проблем коммуникации

1.2.Место и роль межкультурной коммуникации в современном мире

1.3.Молодежная среда и межкультурное общение

ГЛАВА ІІ. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

2.1. Характеристика Интернета как новой информационной среды и особенности межкультурной коммуникации в Интернете

2.2. Место и роль Интернета в молодежной среде. Интернет-аудитория и Интернет-ресурсы для межкультурного общени

2.3. Основные тенденции развития Интернета и принципы государственной культурной политики в межкультурном общении молодежи

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

Актуальность исследования. Процесс глобализации, развивающийся в настоящее время, приводит к расширению взаимосвязей различных стран, народов и их культур. Влияние осуществляется посредством культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями, путем научного сотрудничества, торговли, туризма и т.д. Тема взаимодействия и взаимопонимания культур, в которой все большее место занимает проблема специфики, самобытности и различий культур разных народов, освоение культурного контекста общего мирового пространства становится особенно актуальной в настоящее время. Глобальные изменения в политике, экономике и культуре сопровождаются в тоже время разобщением культур и народов, вызывают у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению, самоидентификации и желание сохранить собственные культурные ценности. Сопротивление выражается как в пассивном неприятии ценностей других культур, так и в активном противодействии их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений. В таких условиях возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть факты межкультурной коммуникации в контексте взаимодействия и взаимовлияния культур. Именно межкультурная коммуникация выступает важным фактором регуляции как внутренней жизни, так и взаимоотношений между странами.

Формирование информационного общества, основанное на развитии новых коммуникационных и информационных технологий, также оказывает большое влияние на изменения в современной культуре. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет воздействует на самые разнообразные области жизни и деятельности человека. Такие изменения становятся ныне предметом исследовательского интереса в культурологии. Возникает потребность в изучении Интернета как интерактивного средства межкультурного общения (коммуникации), в изучении возможности увеличения и повышения качества межкультурных контактов. В этой связи исследование влияния Интернета на межкультурное общение в молодежной среде, а также особенностей влияния Интернета на культуру молодежи, имеет важное значение.

Актуальность исследования связана с осмыслением феномена Интернета как средства межкультурного общения в современном обществе и, прежде всего, в молодежной среде. Интернет, как средство межкультурной коммуникации, с одной стороны, - оказывает положительное влияние на мировое сообщество, поскольку позволяет передавать информацию в любую точку мира; способствует укреплению связей между людьми и странами, изменяет стиль отношений в современном обществе; с другой стороны, необходимо отметить, что отношение к Интернету должно быть объективным, поскольку информация, содержащаяся в нем, может оказывать и негативное влияние на личность, тем более на молодежь.

Отметим также рост тенденции распространения через Интернет деструктивной, негативной и провоцирующей информации на тему расизма, ксенофобии, межнациональной розни, порнографии. Существуют огромное количество сайтов экстремистского, террористического толка, посредством которых деструктивные религиозные организации ведут широкую пропаганду по насаждению своих идеологий, ведь целевой аудиторией Интернет-сайтов является молодежь. В этих условиях значительно возрастает роль международного взаимодействия и сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Развитие Интернета позволяет ставить вопрос о возможности интенсивного распространения культуры, единения и интеграции различных аудиторий, приобщения их к достижениям мировой культуры.

В связи с этим культурная информация по-новому распространяется и функционирует. Появляется возможность эквивалентного и повсеместного распространения и распределения культурных и художественных ценностей. Это связано, прежде всего, с тем, что Интернет, как коммуникативный канал, может доставлять культурную информацию не только во все уголки нашей страны, но и в другие страны.

В исследовании внимание обращено на характеристику ресурсов Интернета, составляющих информационное пространство, где молодые люди проводят много времени. Особенности молодежной среды, такие, как чувство сопереживания, подражания иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, деятельности, поиск развлекательного содержания, - все это переносится из «реальной» жизни молодежи в «виртуальное пространство Интернета». Именно молодежи присуща непринужденность в установлении межкультурных контактов, поэтому в нашем исследовании внимание акцентировано на раскрытии основных особенностей Интернета при межкультурном общении молодежи.

Для целей данного исследования важное значение имеют труды, находящиеся на стыке методологии науки, философии, социологии и культурологии. Одно из наиболее перспективных направлений в этой области - изучение межкультурной коммуникации в современном информационном обществе с позиций теорий межкультурной коммуникации.  Поднимаемые в исследовании проблемы, связанные с особенностями межкультурной коммуникации в условиях развитой сети Интернет, являются достаточно новыми.

В отечественной культурологии не много работ, непосредственно связанных с темой данного исследования. Многие аспекты были рассмотрены в рамках целого ряда гуманитарных дисциплин (философии, социологии, культурологии, психологии, политологии). Важными для нашего исследования стали работы западных ученых, изучавших особенности информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер); работы отечественных ученых, разрабатывавших теорию информационного общества (С.А. Дятлов, B.JI. Иноземцев, И.С. Мелюхин, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул). В отечественных и зарубежных исследованиях рассмотрены различные аспекты сети Интернет (П.И. Браславский, Б. Гейтс, В.Г. Иванов, В.В. Кулакова, С.И. Орехов, О.Б. Скородумова, Г.Л. Смолян, X. Хафкемейер, А.В. Чугунов); в том числе - вопросы использования Интернета в плане контроля над личностью, сознанием масс (Г. Грачев, И. Мельник, Г.Г. Почепцов, С.П. Расторгуев), психологические исследования воздействия Интернета (Е.П. Белинская, Н.А. Носов, Д.И. Шапиро, А.Е. Войскунский). Различные подходы к изучению коммуникации отражены в трудах: А.А. Брудного, М.А. Василика, В.Г. Зинченко, Н.Н. Козловой, В.П. Конецкой, А.П. Панфиловой, Г.Г. Почепцова, И.Н. Розиной, А.В. Соколова. В нашем исследовании мы будем также опираться на труды, в которых исследован диалог как устойчивый фактор взаимодействия культур (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман). Проблемы межкультурной коммуникации как способа общечеловеческой коммуникации, которая охватывает обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов, представлена в трудах: Т.Г. Грушевицкой, Э.А. Емузовой, Е.Б. Зайцева, О.А. Леонтович, Т.Н. Персиковой, А.П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой. Социально-философское мирообъяснение межкультурной коммуникации с позиций цивилизационного подхода отражено в работах: А.С. Панарина, А. Дж. Тойнби, А.И. Уткина; в рамках философской и культурной антропологии были рассмотрены исследования Э. Холла, Д. Трагера и др.

В качестве ключевых материалов, во многом определивших структуру и стилистику работы, следует указать на работы: М.Н. Громова, А.В. Каменца, И.К. Кучмаевой, А.В. Миронова, Э.В. Орловой, В.Н. Расторгуева, А.Я. Флиера.

Среди самых разных направлений гуманитарного знания сегодня изучаются и интенсивно разрабатываются вопросы, связанные с особенностями влияния Интернета на культурную жизнь; однако изучение глобальной компьютерной сети Интернет как средства межкультурного общения в молодежной среде так и не стало предметом специального научного исследования.

Объект исследования - межкультурное общение в Интернете.

Предмет исследования - особенности Интернета как средства межкультурного общения в российской молодежной среде (межкультурное общение с применением Интернет - технологий).

Цель исследования — изучить особенности Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) проанализировав понятия «культура», «общение», «коммуникации», «межкультурные коммуникации» в аспекте нашей темы, изучить Интернет как феномен общения и выявить специфику Интернета как новой информационной среды и средства массовой коммуникации; 2)рассмотреть теории, методы и основные направления исследований в области межкультурной коммуникации; 3) выявить основные особенности Интернета при межкультурном общении; 4) дать характеристику молодежной Интернет-аудитории и охарактеризовать ресурсы Интернета, составляющие информационное пространство для межкультурного общения в молодежной среде; 5) проанализировать основные тенденции развития Интернета и принципы государственной культурной политики в межкультурном общении российской молодежи.

Многие ученые осмысливали и анализировали общее направление изменений в культуре в рамках развития информационного общества. Однако теоретические и практические аспекты изменений в культуре, а именно - в межкультурном общении молодежи, посредством развития таких информационных технологий, как Интернет, еще не изучены в достаточной мере и не встречаются в исследованиях, кроме существующих в рамках социологического инструментария. Результаты работы показывают ресурсы Интернета как новой среды межкультурных контактов в молодежной среде. Ряд теоретических положений и выводов из диссертации вносят определенный вклад в разработку особенностей Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде и могут быть использованы при дальнейшем исследовании развития межкультурных контактов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.



ГЛАВА I. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1.Культурологический подход к изучению проблем коммуникации

Межкультурная коммуникация в настоящее время выступает важным фактором регуляции внутренней жизни различных стран и взаимоотношений между ними.

В  мировом сообществе, проблемы межкультурного обмена, являются приоритетными, определяющими собой различные стороны существования социума: политические, экономические, культурные.

Виды, модели, функции коммуникации, методы коммуникативного анализа, сферы применения и т.д. чрезвычайно разнообразны. А термины -коммуникация, общение, диалог, коммуницируемость, интерактивность -становятся все более емкими по своему содержанию и смыслам.

Исследования в области коммуникации многоаспектны: от социологических и психологических до педагогических. Это работы Г. Тарда по ретроспективному анализу отдельных составляющих коммуникации, смысла и возможных последствий всеобщей тотальной коммуникации и связи ее с социальными тенденциями, с процессами глобализации и интенсивным развитием информационных технологий. Появляются книги по коммуникации, НЛП (нейролингвистическому программированию), социальной психологии общения, массовой коммуникации, рекламе, имиджу, деловой этике и PR.

В нашем исследовании мы изучаем межкультурные коммуникации, выявляем и описываем особенности межкультурного общения. Одной из наших задач было разобраться в понятиях общение, современная коммуникация, культура, межкультурная коммуникация; выявить, как и по каким законам циркулирует в настоящее время информация, какова коммуникация на современном этапе, каково влияние Интернета и мультимедийных технологий на межкультурное общение[5].

Современный мир получил название глобального также во многом благодаря коммуникации и информационным технологиям, которые стремительно преобразовывают пространство социума, культуры, политики, частной и общественной жизни.

«Глобальный», согласно словарю иностранных слов, означает всеобщий,-относящийся к территории всего земного шара, всесторонний, полный, универсальный.

Расширение наших представлений о воспринимаемом мире, будь то отдельная личность или группа людей, можно считать первоосновой продуктивных межкультурных контактов, глубокого культурного взаимообогащения людей.

Человечество многолико и разнообразно. Можно с уверенностью сказать, что люди с раннего детства на практике постепенно открывают для себя сходства и различия с другими. А взаимопроникновение традиций и образа жизни неизбежно на протяжении истории.

Понимание роли культурного многообразия человечества, бережное отношение к традициям своего народа, умение уважать и по достоинству ценить чужую культуру, обычаи и жизненные устои других народов предполагают определенный уровень межкультурных коммуникативных знаний. Здесь же важна и степень межкультурной компетенции людей, готовность к межкультурному диалогу, опыт межкультурного взаимодействия и взаимопонимания.

В нашем исследовании мы часто будем использовать понятие, определение культуры. Культура является важнейшим признаком, который отличает одну группу людей от другой.

С давних времен и по сей день, философы ищут определение понятия «культура». Одни считают, что это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Другие связывают само понятие культура с деятельностью нормативных для данного общества институтов и т.д. Здесь нам близка позиция И.К. Кучмаевой, раскрывающая специфику этого феномена в книге «Путь к Всечеловеку»1, где связаны понятия «культура» и «Всечеловек». В благах цивилизации «заключается не только ничтожная часть культуры, а суть ее в творчестве понимания и связи между людьми «...» в родственной связи между всеми людьми»[2].

В повседневной жизни слово «культура» используется во многих смыслах. Оно означает и национальность, этничность; музыку, изобразительное искусство; пищу; одежду; ритуалы, традиции. В последнее время появилось много новых понятий: культурное разнообразие, культурный плюрализм, мультикультурализм, но все они все равно сводятся к одному всеобъемлющему термину «культура». Хотя термин «культура» трактуется очень широко, единого определения не существует. Интерпретаций понятия «культура» существует более 500, и самым лаконичным считается, что культура - это «все то, что создано в результате деятельности человека».

  1. АксакВ.А. Общение в сети Интернет. М., 2006. - 328 с.
  2. БальжироваТ.Ж. Интернет как средство соц. коммуникации в условиях формирующ. в России информац. общества: автореф. дис.канд. соц. наук /. Улан-Удэ, 2003. - 21 с.
  3. Бгажников Б.Х. Культура эмпатии /Толерантность и культурная традиция / Б.Х. Бгажников. М., 2002. - С. 98.
  4. БелановскийВ.Е. Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества (1991-2000 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук, М., 2005. 29 с.
  5. БестужевЛада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984.- 140 с.
  6. БиблерC. От наукоучения к логике культуры, М.: Издательство политической литературы, 1991.
  7. БиблерC. Культура, нравственность, современность. М., 1991.
  8. БодалевА.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев; Мин-во внутр. дел РФ. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. 89 с.
  9. БодалевА.А. Личность и общение: Избр. психол. тр. / А.А. Бодалев. — 2-е изд., перераб. М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 324 с.
  10. БраславскийП.И. Технологии виртуальной реальности как феномен культуры конца XX нач. XXI веков: автореф. дис.канд. культ./ П.И. Браславский. - Екатеринбург, 2003. - 22 с.
  11. Брейков В.Б.,ДубовскийС.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общ. науки и современность. — 2000.- №1. С.146-150.
  12. БыстроваА.Н. Мир культуры и культура мира: учеб. Пособие./ А.Н. Быстрова, В.А.Кисилев. Новосибирск: Из-во сиб. гос. акад. путей сообщ., 1997. - 182 с.
  13. БыстроваА.Н. Проблема культурного пространства / опыт философского анализа / А.Н. Быстрова; науч. Ред. В.М. Видгоф.; Мин-во образов. РФ, Том. гос. ун-т, м-во путей сообщ. РФ, Сиб. гос. ун-т путей сообщ. — Новосибирск: Из-во СОРАН, 2004. 237 с.
  14. ВасиликМ.А. Основы теории коммуникации: учеб. для студ. вузов. / [М.А. Василик и др.] под ред. М.А. Василика. М.: Гайдарика, 2006. -616 с.
  15. ВащекинН.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура: Сб. науч. тр. -Новосибирск, 1990.
  16. ВыскочилА.А. Толерантность в межкультурном диалоге / А.А. Выскочил и др.; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2005. - 369 с.
  17. ГачевГ.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством / Георгий Гачев. М.: Раритет, 1997. - 676 с.
  18. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Билл Гейтс при участии Коллинза Хемингуэя. Пер. с анг.: И. Кудряшова и др.. М.: Эксмо-пресс, 2001, -477 с.
  19. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Работа с информационными службами, компьютерный практикум / Л.А.Василенко, А.И. Митин, А.Н. Павлов; Рос. акад. гос. службы при президенте РФ. — М.: Из-воРАГС, 1998,- 141 с.
  20. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сборник: Пер. с англ. и фр. Сост.: Л.И.Василенко, В.Е. Ермолаева, ввод. ст. Ю.А. Шрейдера.- М.: Прогресс, 1990, 495 с.
  21. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации Сборник. Отв. ред. Ф.И. Гиренок. — М.:ИНИОН, 2003,- 180 с.
  22. ГойхманО.Я. Речевая коммуникация: учеб. для студ. вузов / О.Я. Гойхман, Т.М.Надеина, под ред. О.Я. Гойхмана. — М.: «ИНФРА-М», 2003. 269 с.
  23. ГорловаИ.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998. С.71-72.
  24. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -М., 1999.
  25. ГудковД.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003. - 288 с.
  26. Гуманитарные исследования в Интернете / О.Н. Орестова и др. Сб. науч. Ст. Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. - 431 е., С. 250-266.
  27. Дречевич С.Н. Использование ресурсов Сети Интернет / С.Н. Дречевич, И.М.Успенский, А.Г. Шморгунов, Рос. акад. наук. Ур. отд-ние. Коми науч. центр. Сыктывкар: Коми науч. центр УрО Рос.А.Н., 2009. - 33 е.
  28. ЕмузоваЭ.А. Межкультурная коммуникация в сфере науки: автореф. дис. канд. филол. наук./ Э.А. Емузова, Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова. Нальчик, 2004. - 22 с.
  29. ЖиленкоМ.Н. Проблемы общения в философских и культурологических воззрениях Г.С. Батищева // Вестник славянских культур. Научный литерат.-худож.альманах. №2, М., 2000. С. 22-30.
  30. ЖиленкоМ.Н. Культура массовых коммуникаций. Метод, пособие для студ. 5 курса / М.Н. Жиленко. М.: 2004. - 76 с.
  31. Кент П. Internet / Питер Кент; пер. с англ. В.Л. Григорьева. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2006.- 366 с.
  32. КлименкоС.В. Internet. Среда обитания информационного общества / С.В. Клименко, В. Уразметов; науч. Ред. В. Иванников. Протвино: РЦФТИ, 1995. - 327 с.
  33. Кондратьев Г. Общение в Интернете и ICQ / Г. Кондратьев. СПб.: Питер, 2005.- 137 с.
  34. ЛеонтовичО. А. Россия иСША: Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. Волгоград: Перемена, 2003.- 398 с.
  35. Межкультурное взаимодействие и его интерпретации: мат-лы науч. конф. / Редкол. Л.П. Репина (отв. ред.) и др.. М.:ИВИ, 2004.- 210 с.
  36. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002. — с.20. Основы теории коммуникации: учеб. для студ. вузов. / М.А.Василик, М.С. Вершинина, В.А. Павлов; Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
  37. Пайк М. Internet в подлиннике (энциклоп. Инструм. Средств для работы в Internet) / М. Пайк, Пер. с англ.. Спб.: BHV - Санкт-Петербург, 1996.639 с.
  38. ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002.- с. 216.
  39. ПанаринА.С. Контркультура предтеча дух.-этической революции современности. // Контркультура и соц. Трансформации. - М.: 1990.
  40. ПанфиловаА.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности учеб. пособ. / А.П. Панфилова; С.-Петерб. Ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права. СПб: Издательство «Союз», 2001.- 493 е., - С.71.
  41. ПанюковаС.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С.В. Панюкова. — М.: Про-пресс, 1998.-226 с.
  42. Хафкемейер X. Internet: путешествие по всемирной компьютерной сети пер. с нем. / X. Хафкемейер. М.: Слово, 2008.- 64 с.
  43. Ценностные ориентации молодежи. Молодежные субкультуры: материалы III межднарод. научно-практ. форума / науч. Ред. В.П. Леныиин. Мытищи: Талант, 2005. — 292 с.
  44. ЧугуновА.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: автореф. дис.канд.полит.наук/ Чугунов Андрей Владимирович. СПб.,2000.- 24 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Звезды как медиафеномен
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 26 стр.
Курсовая Проксемика как выразительное средство кино и телевидения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Публичные коммуникации Нового времени и эпохи Просвещения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 28 стр.
Курсовая Технологии коммуникативного воздействия
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское