ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБОВ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
1.1. Особенности студенческой группы как разновидности малой социальной группы
1.2. Конфликты в студенческой группе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность данной работы заключается в том, что в студенческих группах часто возникают разнообразного рода конфликты. Поступление в высшее учебное заведение, приспособление к новому коллективу (академической группе) сложный психологический этап. Студенческие конфликты поражают своим разнообразием и масштабностью. Они чаще всего связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. В итоге конфликты ухудшают самочувствие и успеваемость студентов, создавая напряженную атмосферу в студенческой группе, вызывают чувство неудовлетворённости учёбой, а это сказывается на эффективности освоения профессии.
От конфликтов нельзя навсегда избавиться, а в студенческой группе, почти всегда, они являются постоянными. Конфликты сильно влияют на самооценку, что может довольно негативно сказаться на будущей профессиональной деятельности студентов.
Цель работы – изучить конфликты в межличностном общении студентов.
Объект исследования – межличностные конфликты.
Предмет исследования – конфликты в межличностном общении студентов.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения конфликтов, на примере студенческой группы;
- Рассмотреть основные разновидности конфликтов, встречающихся в студенческих группах, и возможные стили поведения в конфликтных ситуациях.
- Эмпирическим путем выявить основные причины возникновения конфликтов в межличностном общении студентов;
- выявить предпочитаемые студентами способы поведения при конфликтах и способы разрешения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что связи с различными факторами, в студенческих группах, особенно в новообразованных, преобладает деструктивные способы поведения в конфликте.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использован комплекс методик, включающий: опросник К. Томаса «Стили поведения в конфликте»; анкета «Конфликты в студенческой среде»
База исследования: Астраханский государственный университет. Юридический факультет. 1 курс. 20 человек в возрасте 18-24.
Практическое значение проведенного исследования состоит в том, что представленные результаты исследовательской части работы можно использовать в качестве предупреждения и профилактики межличностных конфликтов. Знакомство с основными причинами возникновения и возможными способами их регуляции, поможет студентом быстро разрешать разнообразные, бесконечно-возникающие конфликты.
Структура работы: работа включает введение, две главы основного текста, заключение, библиографический список, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБОВ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
1.1 Особенности студенческой группы как разновидности малой социальной группы
Мы рассмотрим студенческую группу как малую социальную группу.
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. (Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. 2009г.)
Малая группа – это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. (Крысько В. Г., 2006)
Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это означает, что малая группа выступает частью систем более высокого уровня. Например, студенческая группа включается в факультет и выступает как подсистема.
В академических группах студенты объединены общей целью – получением знаний учебном заведении на протяжении нескольких лет, сопровождающимся ежедневным взаимодействием. Количество студентов, обучающихся в одной группе, обычно не превышает 20-25 человек.
Крысько В. Г (2006) предлагает следующую классификацию малых социальных групп:
- формальные/неформальные
- условные/реальные
- диффузные
- референтные/нереферентные
- слаборазвитые/высокоразвитые
Формальные группы – это группы которые имею официальную, заданную из вне, структуру. Она функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями и уставами.
Неформальные группы – это группы которые образуются на основе личностных предпочтений. Она складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Условные группы – это группы, объединенные по какому- то общему признаку (например,: возраст, пол и т.д.)
Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Диффузные – случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтне (эталонные) – группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные (группы членства) – в которых люди реально включены и трудятся.
Слаборазвитые – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплочённости т.д.