Введение
Глава 1. Теоретические основы использования проверки знаний младших школьников на уроках математики
1.1. Виды универсальных учебных действий, формируемых в начальной школе согласно требованиям ФГОСНО
1.2. Виды заданий на уроке математики в начальной школе
Глава 2. Контроль и проверка знаний на уроке математики
2.1 Контроль и самоконтроль определение в педагогике, психологии
2.2. Система оценки знаний на уроке математики
2.3. Исследование уровня сформированности вычислительных навыков на уроке математики
Заключение
Список источников
Приложение
Актуальность исследования. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей. Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Познавательные универсальные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, дидактические игры а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи. Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию УУД, другие – испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся. Объектом исследования стал учебно-познавательный процесс в начальной школе. Предметом исследования являются приемы и способы проверки знаний младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – определить педагогические условия использования проверочных заданий на уроках математики в начальных классах.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи исследования:
- дать понятие основным видам универсальных учебных действий, формируемых в начальной школе согласно требованиям ФГОСНО.
- рассмотреть понятие контроля и самоконтроля в педагогике, психологии.
-исследовать уровень сформированности вычислительных навыков на уроке математики.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ программ начальной школы;
- диагностика сформированности универсального учебного действия;
- статистическая обработка результатов диагностирования.
Гипотеза исследования: использование различных видов, тестов, самостоятельных диагностических заданий, дидактических игр и т.д. на уроке математике позволяет диагностировать «пробелы» в знаниях и наметить дальнейшие пути работы с учащимися.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями начальной школы в обучении младших школьников математики, студентами педагогических вузов во время педагогической практики, воспитателями, родителями обучающихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования проверки знаний младших школьников на уроках математики
1.1. Виды универсальных учебных действий, формируемых в начальной школе согласно требованиям ФГОСНО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться [1:57].
К окончанию начальной школы у младшего школьника должны быть сформированы личностные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет
для меня учение? – и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [1:77].
Так же у выпускника начальной школы должны быть сформированы регулятивные действия, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Познавательные универсальные действия, включающие общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы, должны быть сформированы у младших школьников к концу обучения в начальной школе [13:98].
Рассмотрим общеучебные универсальные действия. У выпускника начальной школы они должны состоять из следующих компонентов:
- самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
- поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирования знаний;
- осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
- смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации;
- постановки и формулирования проблемы, самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.