Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования математических представлений детей дошкольного возраста средствами дидактической игры
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
1.2 Психолого-педагогические условия формирования математических представлений дошкольников
1.3 Формирование и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности математических представлений у дошкольников
2.2 Содержание работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
2.3 Оценка эффективности работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей дошкольного возраста своевременна и актуальна.
Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки ребенка к школе. Математическое развитие является одним из компонентов формирования целостной картины мира ребенка.
Анализируя различные исследования в областях психологии и педагогики (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) можно сделать вывод о том, что благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские другие компоненты общих способностей.
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача формирования элементарных математических представлений у детей, что в свой черед требует усовершенствования образовательного процесса.
Для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста необходимо пополнение педагогической теории и практики новыми экспериментальными данными, учебно-методическими рекомендациями. В дошкольном образовании еще остались нерешенные вопросы в контексте проблемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования математических представлений у дошкольников и недостаточной разработанностью методики по формированию отдельных показателей математических представлений.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования математических представлений дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику по формированию математических представлений детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений дошкольников.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста;
- разработать содержание, формы и методы работы по формированию математических представлений дошкольников;
- оценить эффективность методики по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические – анализ научной и методической литературы по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
- эмпирические – формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления особенностей математических представлений дошкольников;
- методы обработки результатов – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Новизна исследования заключается в определении содержания методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: обоснование методики расширяет научные представления о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования, диагностические задания и разработанную методику могут использовать в практике работы воспитатели, педагоги психологи, работающие с детьми дошкольного возраста для формирования математических представлений.
Экспериментальная база исследования: ДОУ «Василек» пос. Красноярский, Кваркенского р-на, Оренбургской обл.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1 Теоретические основы формирования математических представлений детей дошкольного возраста средствами дидактической игры
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Становление математического развития детей происходило в три основных этапов.
Первый этап сопровождался выдвижением и обоснованием идей математического развития отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай); разработкой системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель); влиянием монографического и вычислительного методов обучения математике в школе на становление методики математического развития дошкольников (Л. Волковский).
На втором этапе формирования методики математического развития дошкольников (с 1920-1930 гг. до середины 1960 г.) была определена дидактическая основа обучения (содержание, методы и приёмы работы с детьми, дидактические материалы и игры).
Л.В. Глаголева предложила создавать развивающую среду, как условие полноценного математического развития; разработала разнообразные методы при обучении сравнению величин. Ф.Н. Блехер разработала дидактические игры, игровые занимательные упражнения[14, с. 112-114].
На третьем этапе была сформулирована научная обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений (автор А.М. Леушина); теоретико-методическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте; определен объём знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет; предложены занятия, как ведущая форма организации работы; разработан основной дидактический материал по формированию математических представлений[25, с. 87].
Под математическим развитием понимают изменения в познавательной деятельности ребёнка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки. Формирование математических представлений - это целенаправленно организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, в соответствии с программными требованиями[26, с. 68-70]
Содержание математического развития условно подразделяется на три компонента: математические представления и понятия; математические зависимости и отношения и математические действия.