Курсовая работа|Педагогика

Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 42

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования математических представлений детей дошкольного возраста средствами дидактической игры

1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

1.2    Психолого-педагогические условия формирования математических представлений дошкольников

1.3 Формирование и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня сформированности математических представлений у дошкольников

2.2 Содержание работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста

2.3 Оценка эффективности работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Приложения 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей дошкольного возраста своевременна и актуальна.

Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки ребенка к школе. Математическое развитие является одним из компонентов формирования целостной картины мира ребенка.

Анализируя различные исследования в областях психологии и педагогики (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) можно сделать вывод о том, что благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские другие компоненты общих способностей.

В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача формирования элементарных математических представлений у детей, что в свой черед требует усовершенствования образовательного процесса.

Для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста необходимо пополнение педагогической теории и практики новыми экспериментальными данными, учебно-методическими рекомендациями. В дошкольном образовании еще остались нерешенные вопросы в контексте проблемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования математических представлений у дошкольников и недостаточной разработанностью методики по формированию отдельных показателей математических представлений.

На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования математических представлений дошкольников.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику по формированию математических представлений детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования математических представлений дошкольников.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • выявить уровень сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • разработать содержание, формы и методы работы по формированию математических представлений дошкольников;
  • оценить эффективность методики по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 

  • теоретические – анализ научной и методической литературы по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • эмпирические – формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления особенностей математических представлений дошкольников;
  • методы обработки результатов – количественный и качественный анализ результатов исследования.

Новизна исследования заключается в определении содержания методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования: обоснование методики расширяет научные представления о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования, диагностические задания и разработанную методику могут использовать в практике работы воспитатели, педагоги психологи, работающие с детьми дошкольного возраста для формирования математических представлений.

Экспериментальная база исследования: ДОУ «Василек» пос. Красноярский, Кваркенского р-на, Оренбургской обл.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1 Теоретические основы формирования математических представлений детей дошкольного возраста средствами дидактической игры

1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Становление математического развития детей происходило в три основных этапов.

Первый этап сопровождался выдвижением и обоснованием идей математического развития отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай); разработкой системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель); влиянием монографического и вычислительного методов обучения математике в школе на становление методики математического развития дошкольников (Л. Волковский).

На втором этапе формирования методики математического развития дошкольников (с 1920-1930 гг. до середины 1960 г.) была определена дидактическая основа обучения (содержание, методы и приёмы работы с детьми, дидактические материалы и игры).

Л.В. Глаголева предложила создавать развивающую среду, как условие полноценного математического развития; разработала разнообразные методы при обучении сравнению величин. Ф.Н. Блехер разработала дидактические игры, игровые занимательные упражнения[14, с. 112-114].

На третьем этапе была сформулирована научная обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений (автор А.М. Леушина); теоретико-методическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте; определен объём знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет; предложены занятия, как ведущая форма организации работы; разработан основной дидактический материал по формированию математических представлений[25, с. 87].

Под математическим развитием понимают изменения в познавательной деятельности ребёнка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки. Формирование математических представлений - это целенаправленно организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, в соответствии с программными требованиями[26, с. 68-70]

Содержание математического развития условно подразделяется на три компонента: математические представления и понятия; математические зависимости и отношения и математические действия.

  1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум - М.: Просвещение, 2017. - 94 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики[Текст]: собрание сочинений Ш. А. Амонашвили: в 20 кн. / [ред.-сост.: М. В. Богуславский]; Междунар. центр гуманной педагогики. - Москва: Амрита-Русь, 2017. -344 с.
  3. Ананьев, Б.Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений [Текст] / Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов - М.: Просвещение, 2016. – 488 с.
  4. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева - М.: Просвещение, 2017. – 124 с.
  5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2017. - 528 с.
  6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений [Текст] / А.С. Белкин - М.: Изд. центр «Академия», 2015. - 257 с.
  7. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая - Ростов н/Д: «Феникс», 2015. - 462с.
  8. Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду [Текст] / Ф.Н. Блехер - М.: Просвещение, 2014. - 68 с.
  9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2017. – 160 с.
  10. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко - М.: Просвещение, 2014. - 267 с.
  11. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
  12. Година, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2017. - 234 с.
  13. Грин, Р. Введение в мир числа [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон - М.: Педагогика, 2016. – 120 с.
  14. Громова, О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / О.Е. Громова - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 362 с.
  15. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб. пособие [Текст] / В.А. Гусев - М.: Академия, 2015. - 362 с.
  16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова [и др.]; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 244 с.
  17. Ерофеева, Т.И. В кругу друзей математики [Текст] / Т.И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2005. - 263 с.
  18. Зворыгина, Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова - М.: Просвещение, 2015 - 144с.
  19. Колесникова Е.В. Математические ступеньки, Программа развития математических представлений у дошкольников [Текст] / Колесникова Е.В. – М.: Карапуз 2016. – 97 с.
  20. Логинова, В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах [Текст] / В.И. Логинова - М.: Просвещение, 2014. – 325 с.
  21. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике [Текст] / Н.А. Менчинская - М.: Просвещение, 2015. – 182 с.
  22. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова - М.: Просвещение, 2017. – 84 с.
  23. Новосёлова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] / С.Л. Новоселова - М.: Просвещение, 2014. – 133 с.
  24. Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений [Текст] / Е.А. Носова - М.: 2015. – 162 с.
  25. Радугин, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Радугин – М.: Просвещение, 2016. – 234 с.
  26. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников[Текст] / Т.В. Тарунтаева - М.: Просвещение, 2015. – 345 с.
  27. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2016. – 216 с.
  28. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова - М: Академия, 2014. - 272 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2017 год 45 стр.
Курсовая Самообразование как условие профессионального роста
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское