Курсовая работа|Психология

Возрастные особенности памяти младшего школьника, их диагностика и развитие

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Представление о память и ее природу в отечественных и зарубежных теориях  

1.2 Виды и процессы памяти

1.3 Особенности развития памяти у младших школьников

ГЛАВА 2. Организация исследования памяти младших школьников                                                                        

2.1 Диагностика особенностей памяти у младших школьников

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

2.3 Приемы коррекции недостатков памяти

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная деятельность. Учение для ребенка - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

На сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для "сцепления" с последующими.

Память - одна из важнейших психических познавательных функций, от уровня развития которой зависит продуктивность усвоения различной информации, как ребёнком, так и взрослым.

На развитие памяти влияют другие процессы и свойства личности: мотивация и эмоции, воля и общительность, интересы, самоконтроль и особенно мышление, что имеет исключительно важное значение для эффективности памяти развивающегося ребёнка.

На сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете.

Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И.Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами.

Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.

Цель работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.

Задачи:

  • проанализировать понятие памяти;
  • обозначить виды и процессы памяти;
  • выявить особенности развития памяти младших школьников;
  • провести диагностику особенностей памяти у младших школьников;
  • проанализировать полученные результаты;
  • обозначить приемы коррекции недостатков памяти.

Объект исследования: память младших школьников.

Предмет исследования: возрастные особенности памяти младшего школьника, их диагностика и развитие.

Гипотеза: заключается в том, что при изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте, уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как:

  • Обзорно-аналитический метод
  • Интерпретационные методы.

Методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов: Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев.

Теоретическая значимость: обобщение литературы по исследованию памяти младших школьников.

Практическая значимость: состоит в психологическом исследовании памяти младших школьников.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Представление о память и ее природу в отечественных и зарубежных теориях

Одна из главных особенностей психики заключается в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта, формирование которого было бы невозможно, если бы образы внешнего мира исчезали бесследно. Поэтому важную роль в познавательной деятельности человека играет память.
Память - это психический познавательный процесс организации и хранения информации, что делает возможным ее многократное использование в мышлении и жизнедеятельности.

В самом широком смысле память - это психический механизм фиксации информации, накапливаемой нейронными связями синапсическую уровня, а затем используется при необходимости [20, с.15].

Советский психолог А. Р. Лурия говорит о памяти: каждое наше переживание, впечатление и движение оставляет определенный отпечаток, который сохраняется достаточно долгое время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запись, хранения и воспроизведения отпечатков прошлого опыта, дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прошлого опыта после того, как явления, породившие их, исчезли [15, с. 55].

Факты запоминание, сохранение, воспроизведение, припоминаний, узнавание, забывание и т.д. давно были предметом пристального наблюдения и изучения. Память понимали как основную характеристику души, ее способность воспринимать, понимать и ориентироваться. И в мифологии, и на уровне современной бытовой сознания потеря памяти отождествляется с безумием, с потерей личности.

И.М. Сеченов указывал на то, что память является "краеугольным камнем психического развития". Главную особенность человеческой памяти он видел не в фотографическом воспроизведении, не в "зеркальности" фиксации, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития. Он писал: "память переконуюе нас в том, что знания в умственном составе у взрослого, действительно, распределены не зря, а в определенном порядке, как книги в библиотеке" [5, с. 58].

Л. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.П. Зинченко отмечали, что структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, - опосредованность, целенаправленность, мотивированность - относятся и к памяти.

И все-таки память отличается от других психических функций. Большинство современных монографий о памяти начинается с описания феноменологии - фактов, совокупность которых задает объект исследования. По нашему мнению, эти факты можно рассмотреть в двух аспектах, которые задают предмет исследования: во-первых, факты, связанные с работой памяти в процессе обработки текущей информации (в том числе ее дальнейшее использование) во-вторых, факты участия памяти в создании знаний, в процессах понимания и в построении ментальных моделей среды [16, с. 58].

Развитие человека как личности, осложнения его поведения и постепенное обогащение ее деятельности происходит за счет накопления индивидуального опыта. Его формирование было бы невозможным, если бы ощущение, восприятие, мысли, переживания, которые возникают в коре головного мозга, бесследно исчезали. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого психического акта предусматривает содержание его элементов для скрепления со следующим. Без этого невозможно развитие человека. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности человека.

По мнению Аристотеля, - память является социальной наследницей, нашим бесценным богатством и силой. Благодаря ей человек в виде знаний может присваивать достижения предыдущих поколений. Помня прошлое, она лучше понимает настоящее и может прогнозировать будущее. Человек без памяти перестает быть личностью, не ориентируется во времени и пространстве [3].

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское