Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного
1.1 Понятие имени прилагательного
1.2 Особенности раз вития ре чи младших школьников
1.3 Примеры раз вития ре чи младших школьников при из учении им ени при лагательного
Глава 2. Процессы раз вития ре чи младших школьников при из учении им ени при лагательного
2.1 Изучение опыта учителей по про блеме раз вития ре чи младших школьников при из учении им ени при лагательного
2.2 Комплекс за даний по раз витию ре чи младших школьников при из учении им ени при лагательного
Заключение
Список ис пользованной литературы
Важнейшей задачей начальной школы на современном этапе является развитие речи младших школьников. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности.
Неограниченные возможности в развитии речи младших школьников имеет имя прилагательное, изучение которого способствует обогащению их словаря, воспитанию внимательного отношения к слову, совершенствованию устной и письменной речи. Имя прилагательное делает речь образной, придаёт ей точность, меткость, выразительность, помогает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать его с разных сторон, придать описанию яркость, передать оценку и своё отношение к описываемому.
В перечне требований к результатам освоения основной образовательной программы начального образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, одно из основных мест занимают требования к познавательным результатам, которые представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу.
Основной и важнейшей задачей школы в настоящее время является развитие у детей потребности к приобретению знаний и способами оперирования ими в соответствии с познавательными установками.
На сегодняшний день объем необходимых ребенку знаний быстро возрастает и уже нельзя обходиться лишь овладением конкретной совокупностью представлений: важно развивать у школьника интерес и умение регулярно обогащать свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной, общественно-политической, эстетической информации. Один из основных путей решения этой проблемы - хорошо развитая речь каждого человека в обществе.
Формирование познавательной активности и самостоятельности у младшего школьника в немалой степени зависит от того, на сколько учащиеся овладеют национальным языком русского народа, а также речевыми умениями и навыками.
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Поэтому основной перечень общеучебных умений соотносится с формированием у учащихся навыков речи. Этот перечень предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тесты различной функциональной и коммуникативной направленности.
Речь – важный механизм интеллектуальной деятельности, исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
В процессе овладения знаниями через речь у ребенка формируются умения сравнивать, классифицировать, систематизировать.
Грамотная, национально-культурная, богатая речь человека - признак его интеллектуального развития.
Всестороннее развитие речи положено в основу начального курса русского языка. Именно поэтому изучение всех разделов науки о языке подчинено этой задаче.
В пояснительной записке к основной программе в начальной школе развитию речи в обучении уделяется большое внимание: «Программа курса "Русский язык" реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, развития речи школьника, его интереса у языку и речевому творчеству"
В программе выделен раздел «Развитие речи». В содержании данного раздела предусматривается работа над устной и письменной речью младшего школьника (слушание, говорение, чтение и письмо). Формирование о совершенствование различных видов речевой деятельности заложит основы для овладения культурной речи. Школьники будут понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. Учащиеся научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения [6].
Языковые знания и умения – залог культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой.
Первостепенной задачей начального обучения русскому языку является формирование у школьников национально-культурных норм речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Необходимо научить детей подбирать для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически
Так как речевая самостоятельность учеников младшего школьного возраста низка, развитие их речевой культуры начинается с обсуждения речевых эталонов. В этом учащимся поможет, конечно, язык художественной литературы. Важно формировать у детей способность испытывать чувство восхищения, удовольствия, радости при оценке удачного высказывания на любом учебном предмете. В начальной школе на уроках русского языка к этому создаются хорошие условия.
Актуальность выбранной нами темы исследования связана с определением роли имен прилагательных в развитии речи младших школьников.
Объект исследования – развитие речи младших школьников.
Предмет исследования - развитие речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Цель исследования – описать развитие речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие имени прилагательного.
2. Раскрыть особенности развития речи младших школьников.
3. Привести примеры развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
4. Провести изучение опыта учителей по проблеме развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
5. Составить комплекс заданий по развитию речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного
1.1 Понятие имени прилагательного
Имя прилагательное – это часть речи с лексико-грамматическим значением признака (в широком смысле слова), с зависимыми категориями рода, числа, падежа, с преимущественной синтаксической ролью в качестве определения или именной части составного именного сказуемого и со своими особенностями в словообразовании. Имя прилагательное и семантически, и грамматически тесно связано с именем существительным. Имя прилагательное уточняет смысловое значение конкретного имени существительного. См. связь семантическая и грамматическая:
- новое (старое) здание
- знакомое здание
- высокое (низкое) > здание
- кирпичное здание
- адм инистративное здание
- красивое (некрасивое) здание
– им ена при лагательные, морфологически охарактеризованные, флексия -ое – по казатель ср. р., ед. ч.; им .-вин. п.
новая (старая) книга