Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Учебный диалог и дискуссия на уроках обществознания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сущность и образовательный потенциал учебного диалога и дискуссии.

1.1 Характеристика учебного диалога и дискуссии

1.2 Диалогичность об щения взрослого и ре бенка

ГЛАВА 2. Виды и мет одика про ведения учебной дис куссии и учебного диалога на  уроке об ществознания.

2.1Методика орган изации дис куссии и диалога

2.2 Практическое при менение дис куссии и диалога на  роках об ществознания

2.3 Разработка конспекта урока-дискуссии по  об ществознанию в 9 класс е

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Актуальность работы. Во все времена учителя волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в процесс обучения, чтобы не осталось ни одного равнодушного человека.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения множества возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни они могли найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути решать их рационально, используя современные технологии; четко осознавать, где и как можно применить полученные знания, уметь генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать факты, необходимые для решения определенной проблемы, анализировать их, делать необходимые обобщения, сравнения с аналогичными или альтернативными решениями, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); быть общительным, контактировать в различных социальных группах, уметь работать вместе в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной морали, интеллекта, культурного уровня.

Перед современной системой образования стоит задача проектирования новых педагогических технологий, обеспечивающих решение социально-педагогических задач формирования у молодежи активной, инициативной и ответственной гражданской позиции.

Объектом работы являются образовательные методы, содержащие элементы дискуссии и диалога.

Предметом работы является анализ содержания понятий и образовательных форм «дискуссия» и «диалог».

Целью работы является обоснование необходимости внедрения систематического использования дискуссий и диалогов в обучении старшеклассников.

Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:

• анализ литературы, посвященной изучению психологических особенностей старшеклассников;

• анализ понятий «дискуссия» и «диалог»;

• описание методики проведения занятий и возможных образовательных форм;

• разработка конспекта урока-обсуждения для 9-го класса.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала, представленного в данной работе, для подготовки и проведения занятий.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

 

ГЛАВА 1. Сущность и образовательный потенциал учебного диалога и дискуссии.

1.1 Характеристика учебного диалога и дискуссии

Диалог (от греч. Dialogos – разговор, беседа) - это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или более (полилог) говорящих и прямой связью высказываний с ситуацией. Именно диалог является той формой речи, которая наиболее четко и непосредственно актуализирует социальную сущность языка, его коммуникативную функцию»[24].

Л.В. Щерба, заложивший основы теории диалога в русском языкознании, назвал диалог, основной речевой формой языка, утверждая, что «язык раскрывает свое истинное бытие только в диалоге». Точку зрения о первичности функции языка в диалоге разделяли Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов, М.М. Бахтин и др. известные лингвисты, которые говорили о естественности диалога и искусственности, вторичности монолога. В.В. Виноградов назвал диалог наиболее распространенной формой социального и речевого общения, отметив, что монолог - это «не данность языка как коллективной системы выражений, а продукт индивидуального конструирования».

Различается широкое и узкое понимание диалога. Любой текст (в том числе и «внешний» монолог) в той или иной степени диалогизирован, поскольку он создается с учетом активного восприятия его адресатом. В этом смысле феномен диалога носит глобальный характер. Узкое понимание диалога связано с противопоставлением последнего как формы речи, состоящей в обмене взаимно обусловленными репликами, монологу как высказыванию одного человека. Основным признаком различия между диалогической репликой и монологом можно считать степень независимости высказывания.

Замечания участников диалога обычно лаконичны. Обычно в каждой из последующих реплик сокращается все, что звучало в предыдущей или известной ситуации. Поэтому смысл реплики становится полностью понятным только в связи с контекстом и ситуацией.

Основная сфера использования диалога - повседневное общение, устная и разговорная речь. Кроме того, диалогическая форма речи характерна для художественной литературы (диалоги персонажей), журналистики (интервью, дискуссии) и некоторых других сфер общения.

Диалогические отношения высказываний представляют собой смену «смысловых позиций». Смысловая позиция - это выражение жизненной позиции, точки зрения, определенного понимания факта, явления.

В диалоге сходятся две позиции, между которыми возникают диалогические отношения. «Событие жизни текста, то есть его истинная суть, всегда разыгрывается на границе двух сознаний, двух субъектов».

М.М. Бахтину удалось проникнуть во внутренний диалог, в котором также взаимодействуют различные смысловые позиции, но не разных субъектов (как в двусторонней речи), а одного и того же субъекта (с учетом второго Я).

Диалогичность характерна не только для внешне диалогических текстов, но и для монологов. Диалогичность - неотъемлемое свойство творческого научного мышления (как внутренний диалог со вторым «я» или явный диалог со своим оппонентом), она помогает лучше понять истину и проверить ход решения проблемы, и, в конечном счете, более убедительно доказать это другим.

Диалогическое мышление проявляется в форме самоконтроля, коррекции, в вопросно-ответных отношениях, в форме оценки смысловых позиций предшественников и современников. Диалогичность, таким образом, оказывается «двухслойной» по своим собственным основаниям: она сочетает в себе эгоцентрический диалог и фактически открытую коммуникацию, предполагающую взаимодействие и общение с другим человеком. [24]

«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень дальновиден и вместо того, чтобы остановиться на лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу» (Ларошфуко). Скорее всего, это заявление в первую очередь относится к дискуссии. Но прав ли автор, когда говорит, что много позиций сразу - это плохо? И как выбрать «лучшее решение», если вы не можете представить себе всех остальных. Вот почему обсуждение является важным элементом общественной жизни и инструментом принятия решений. [36]

В толковом словаре русского языка [23] и словаре иностранных слов [22] есть определение слова «дискуссия», но, несмотря на то, что словари разные, определения этого слова практически не отличаются друг от друга:

«Дискуссия – свободное публичное обсуждение любого спорного вопроса»; «Дискуссия – обсуждение спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе; спор».

Если их объединить в одну общую и дополнить, вы получите это:

«Дискуссия (от лат. discussio, disputare - рассмотрение, рассуждение, спор). Дискуссия - это разновидность диалогической речи, публичный спор на научную или разговорную тему. Дискуссия характеризуется большим количеством участников, выражающих различные мнения и суждения по одному и тому же вопросу. Обязательным условием является наличие какого-либо спорного вопроса, проблемы. Обсуждение может проходить в форме диалога, когда партнеры дополняют друг друга, и в форме спора, когда они отстаивают свои точки зрения. Как правило, в дискуссии присутствуют оба элемента в той или иной степени». [24]

Основной смысл «дискуссии» заключается в рассмотрении, исследовании какого либо вопроса. Смысл дискуссии как метода заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы в форме сопоставления идей, мнений, предложений.

Дискуссия - это форма, которая может ставить различного рода цели: исследование и постановка проблемы, обучение приемам ведения дискуссии, стимулирование творчества и т.д.

Выделяют два основных значения слова «дискуссия»:

  1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.
  2. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск решения.

Данная методика увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении.

Наше понимание дискуссии немного отличается от приведенного. Дискуссия понимается нами как способ, метод постановки проблемы, интересующей школьника, это , сво его род а ис следование про блемного по ля.

  1. Артеменкова Л.Ф. Педагогические усл овия раз вития диалогического об щения де тей ста ршего до школьного об разовательного учрежден ия. – Карачаево-Черкесия, 2002
  2. Байтматова М.С. Учебная дис куссия как сред ство форм ирования культ уры диалогического взаимодействия младших школьников. – Волгоград, 2003
  3. Берн Э. Люди, кот орые играют в игры. Игры, в кот орые играют люди. – М.: Апрель Пресс, из д-во «ЭКСМО - пре сс», 2001
  4. Валицкая А.П. Диалог в об разовании. // Сборник материалов конф еренции. Серия «Symposium», вы пуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское об щество, 2002.
  5. Гадамер Ф.Г. Истина и мет од. Основы философской герменевтики. – М.: 1988, www.solminor.narod.ru
  6. Голубева Ю.И. Формирование у младших школьников уме ния за давать во просы на  уроке. – Калининград, 2002
  7. Горбич О.И. Диалог на  уроках русского языка в 5 – 7 класс ах как сред ство акт ивизации де ятельности уча щихся и раз вития их ре чи. – Москва, 2002
  8. Дебаты: Учебно-методический комп лект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001 – 296 с.
  9. Жукова Т.В. Дискуссия как форм а пре подавания об щественных дис циплин в вузе // Организация УД: про блемы и пер спективы. Доклады все российской на учной конф еренции. – Наб. Челны, 2007. – С. 73 - 75
  10. Куварина Н.В. Формирование об общенности умственных де йствий у младших школьников в усл овиях инт еллектуального диалога. – Н.Новгород, 2000
  11. Лукьянова Н.Е. Диалогичность об щения взрослого и ре бенка как цен тральный комп онент мотивации учебной де ятельности // Организация УД: про блемы и пер спективы, до клады все российской на учной конф еренции. – Наб. Челны, 2007. – С.125 - 131
  12. Мудрик А.В., Юношеский тип об щения. // Возрастная психология: де тство, от рочество, юность. Хрестоматия. – М.: Издательский цен тр «Академия», 2001. - С. 493 - 499
  13. Основы госуд арства и прав а. Учебное по собие для по ступающих в ВУЗы по д ре дакцией О.Е. Куфатина. Москва, «Юрист», 2005.
  14. Песняева Н.В. Учебный диалог как сред ство раз вития ре чевой де ятельности младших школьников. – Москва, 2004
  15. Платон. Диалоги / по д ре д. Р.В. Светлова, В.Л. Селиверстова. – СПб.: Азбука, 2000
  16. Полковникова Т. А. Ролевая дис куссия. Преподавание ис тории и об ществознания в школе, № 1, 2007, стр. 71 -75.
  17. Попов А.А., Проскуровская И.Д. Практики рас ширения во зможностей в институционально - антропологической пер спективе. – 2003, http://hoster.metod.ru
  18. Словарь ино странных слов  / от в. ре д. Бурцева В.В., Семенова Н.М. – М.: Русский язык: Медиа, 2003. - 819 с.
  19. Стилистический энциклопедический слов арь русского языка / Под ре д. М.Н. Кожиной – М.: Флинта: Наука, 2003
  20. Федеральный за кон «Об осн овных гарантиях из бирательных прав  и прав а на  уча стие в ре ферендуме граждан  Российской Федерации»
  21. Фонд Фридриха Науманна. Либеральные Клубы, Либеральные Столы Фонда Фридриха Науманна. - М.: Комплекс-Прогресс, 2000.
  22. Харламова Т.А. Содержание и динамика во зрастного сам очувствия ста ршеклассника на  этапе школьного финиша. // Магистерская дис сертация, Красноярск, 2002
  23. Человек и об щество. Обществознание 2 ч. по д ре дакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, «Просвещение», 2005.
  24. Эльконин Б.Д. Психология раз вития. - М.: Издательский цен тр «Академия», 2001.
  25. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский цен тр «Академия», 2004.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское