Введение
Глава 1. Теоритические основы использования дидактических средств предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка
1.1Понятие «грамматическая ошибка». Виды грамматических ошибок у младших школьников
1.2 Дидактические сред ства об учения и их класс ификация
Глава 2.Процесс ис ползования диактических сред ств пре дупреждения граматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка
2.1 Изучение опыта учителей ис ползования диактических сред ств пре дупреждения граматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка
2.2 Комплекс дидактических сред ств пре дупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка в 3 класс е
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время проблема предотвращения орфографических ошибок у младших школьников рассматривается очень серьезно не только учителями, но и социальной средой, поскольку грамотный человек - предмет гордости современного общества. Поэтому одной из самых сложных задач начального образования является формирование высокого орфографического «багажа» ученика. Конечно, теоретические материалы, отображаемые в курсе русского языка начальной школы, представляют значительные трудности для школьников, поскольку они представлены в большом объеме, который необходимо не только знать, но и использовать на практике. Объем теоретического материала прописан в Федеральном государственном стандарте, на основе которого составляется УМК по русскому языку.
Изучение раздела «Правописание» в школе формирует у учащихся такие навыки, как: выбор орфограммы, нахождение ее отличительных признаков и в соответствии с этим применение того или иного правила правописания.
Отдельные методические подходы и приемы предотвращения орфографических ошибок, анализа причин их возникновения содержатся в работах Н.Н. Алгазиной, М. Р. Львовой, Г. Н. Атак, М. М. Разумовской, Н.С. Рождественского, М. В. Ушакова и других авторов. Однако изучение школьной практики показало, что традиционные методы контроля часто оценивают конечный результат без установления причин успехов и неудач школьников. Поэтому мы считаем, что очень важно не только работать над орфографическими навыками младших школьников, но и работать над предотвращением ошибок учащихся.
Цель исследования: выявить эффективные дидактические средства предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс предупреждения грамматических ошибок у младших школьников.
Предмет исследования: дидактические средства предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу но проблеме исследования.
2. Изучить опыт учителей по использованию дидактических средств предупреждение грамматических ошибок у младших школьников.
3. Выявить эффективные дидактические средства, способствующие предупреждению грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.
4. Разработать комплекс дидактических средств, способствующий предупреждению грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка в 3 классе.
Методы исследования: анализ литературы, изучение опыта учителей, наблюдение, беседа.
Глава 1. Теоритические основы использования дидактических средств предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка
1.1Понятие «грамматическая ошибка». Виды грамматических ошибок у младших школьников
Одним из самых сложных предметов в школе для детей является русский язык. Все дело в абстрактности языкового материала. Среди разделов лингвистики, изучаемых в начальной школе, «Правописание» особенно сложно. Учащимся с трудом удается определить «подверженное ошибкам» место в слове и применить правило к этой орфограмме. Отсюда и огромное количество ошибок в написании слов младшими школьниками.
На сегодняшний день существует большое количество способов предотвращения орфографических ошибок у учащихся. Для того чтобы правильно выбрать метод работы и средства исправления орфографических ошибок у школьников, необходимо выявить виды ошибок и причины их возникновения.
Давайте обратимся к определению понятий «орфограмма» и «орфографическая ошибка».
Определяя орфограмму, авторы учебника «Русский язык в начальной школе. Теория и практика преподавания», Соловейчик М.С. и Жедек П.С. Примечание: «Термин «орфограмма» вошел в школьную практику относительно недавно. В конце 60-х годов учебники русского языка для средних классов включали списки орфографических шаблонов, подлежащих изучению, а с 1980 года учебник для четвертого класса в разделе «Повторение того, что изучалось в начальных классах» включал определение орфограмм: «В словах есть буквы, выбор которых определяется по правилу. Например, мы пишем букву o в слове вода с помощью правилу о безударных гласных. Такие буквы называют орфограммами» [19, С. 58].
Обращаясь к «Большому толковому словарю Кузнецова С.А.», мы встретим следующее определение: «Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения» [26, С.453].
«Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу» [22, С.153].
«Орфограмма – это случай письма, где при неизменном произношении возможен выбор букв» [35, С.22].
«Орфограмма – совокупность, группировка написаний, подчиняющихся одному правилу» [14, С.161].
Исходя из предложенных определений, можно выделить общую часть понятия «орфограмма» – во-первых, выбор, во-вторых, обязательное обращение к орфографическому правилу. Следовательно, нарушение этого правила ведет к орфографическим ошибкам.
В «Большом толковом словаре официальных терминов» под редакцией Ю.И. Фединского под орфографической ошибкой понимается: «неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другими согласными) или в слитно-раздельно-дефисных на писаниях. Такую ошибку мож но тол ько увидеть, усл ышать ее не льзя: на площаде, о синим карандаше, не был, кто то, по лапельсина …» [26, С.431].
Учитель на чальных класс ов МБОУ «СОШ №5» г. Красноперекопска Олексенко Светлана Николаевна в ста тье «Методические ре комендации по тем е: «Типы орфографических ошибок и при чины их во зникновения у младших школьников» вы деляет след ующие вид ы орфографических ошибок: со бственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические.
Собственно орфографические ошибки – это так ое на писание слов а, при кот ором на рушается установившаяся традиция прав описания слов без на рушения орфоэпических и грамматических норм , за конов языка. К со бственно орфографическим ошибкам от носятся:
- Нарушение прав ил на писания гласных и мягкого знака по сле шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, де лаеш.
- Искажение на писания знач ащих час тей слов а, а им енно: осн овы, корня, при ставки, суффикса и окончания: при гаваривать, де ректор, песталет,варота, глоза.
- Неправильное на писание на чальной форм ы слов а: адютант, шеснадцать и т.д.
- Неправильный пер енос слов : по с - тупить, со з - на ние. Причиной по явления ошибок это й групп ы в письменной ре чи уча щихся след ует считать не знание школьниками морфемной и слов ообразовательной структур ы
перечисленных слов .
- Нарушение прав ил о слитном, по луслитном и раз дельном на писании слов : кним, гдето, не мог и т.д. Здесь со вершенно очевидно не знание уча щимися прав ил слитного и де фисного на писания слов .
- Неправильное на писание сложных слов , особ енно со единительных гласных: параход, ста летие, пешоход и др.
- Ошибки в на писании строчных и про писных букв: на ша род ина» [3, С.41].
Такие ошибки ре же встр ечаются по сравнению с друг ими групп ами.
«Фонетико-орфографические ошибки характер изуются тем , что на писание того или ино го слов а про тиворечит не тол ько орфографическим прав илам, но и орфоэпическим норм ам.
К фонетико–орфографическим ошибкам от носятся не сколько их раз новидностей:
- Отражение на письме на циональных особ енностей про изношения
русских звуков:
а) ошибки, связанные с не правильным про изношением
согласных и гласных звуков: прыкрыть, зимный, прыбыл;
б) ошибки, вы званные не правильным про изношением со гласных звуков: про сба, менше, во зми;
- Отражение на письме про износительных особ енностей южнорусских диалектов: береть, знають.
- Отражение на письме инд ивидуальных особ енностей про изношения звуков уча щимися: ледакция (вместе ре дакция), со колад (вместо шоколад).
Грамматико-орфографические ошибки – это так ие об разования форм или по строения слов осочетаний и пре дложений, кот орые про тиворечат грамматическим за конам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки на зывают языковыми. Они по дразделяются на грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические» [3, С.42].
Грамматико-орфографические ошибки на зываются грамматико- морфологическими тогда, когда на рушение норм литературного языка связано с из менением и об разованием форм ы слов а.
«К грамматико-морфологическим ошибкам от носятся:
1.Употребление не правильных форм им енительного падежа множественного числа: ухи, шофера, трактора.
- Искажение форм род ительного падежа множественного числа существ ительных: У спор тсмен не бы ло врем ени. В за ле не бы ло зрителев.
- Образование форм множественного числа от существ ительных, не им еющих форм множественного числа: Он упал без со знаний. Учитель об ращал вним аний на людей.
- Употребление одно го род а вместо друг ого: Гвоздь бы ла бол ьшая. У орла бы ла крыла.
- Образование форм ы един ственного числа от существ ительных, им еющих тол ько форм у множественного числа: Ножница моя про пала.
1. Анисимова Т.А. Игровой орфографический слов арик. // Начальная школа. -2007. -№5.
2. Арутюнов А.Р. Игровые за нятия на уроках русского языка.- М., 2011.
3. Арямова О.С. Обучение ре шению орфографических за дач. //Начальная школа.- 2004,-№4.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труд ы. // Педагогика. -М. -2003.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., -2002.
6. Большакова О.В. Методические ре комендации по про ведению осн овных вид ов орфографических упражнений в на чальной школе. // Начальная школа. -2013. -№3.
7. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. -М.: Знание, -1996.
8. Вачикова В.А. Как со кратить количество ошибок по русскому языку. // Начальная школа. -2005. -№3.
9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М.: Эксмо, -2000.
10. Гальперин П.Я. Проблемы форм ирования знаний и уме ний у школьников. //Вопросы психологии. -2006. - №5.
11. Грабчикова Е.С. Работа на д без ударными гласными на уроках русского языка. //Начальная школа. -2008, №3.
12. Гошезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. –М.: Просвещение. -2001.
13. Длугашевская С. А. Предупреждение ошибок в про цессе комментированного письма. // Начальная школа. -2005. -№ 6.
14. Дунев А. И. Русский язык и культ ура ре чи. // Учебник для вузов. -СПб. -2012.
15. Егорова Е.Г. Работа на д орфографическим прав илом в на чальной школе. // Педагогика. -2014.
16. Емельянова С.В. Формирование орфографической зоркости младших школьников. // Педагог. -2018. -№7.
17. Ераткина В.В. Работа на д не проверяемыми на писаниями. // Начальная школа. -2006.- №6.
18. Ефремова Т.Ф. Современный тол ковый слов арь русского языка. –М.: АСТ. -2008.
19. Жедек П.С. Методика об учения орфографии. Теоретические осн овы об учения русскому языку в на чальных класс ах. -М.: Просвещение. -1996.
20. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. -М. -2007.
21. Канакина В.П. Русский язык 1-4 класс . // Учебник для об щеобразовательных учрежден ий. -М.: Просвещение. -2013.
22. Касаткин Л.Л. Русский язык. // Учебник для студ. вы сш. пед. учеб. за ведений. -М.: Академия. -2001.
23. Кашкарова Т.М. Словарная раб ота на уроках русского языка.// Русский язык в школе. -2011. -№ 2.
24. Киш Л.Н. Предупреждение орфографических ошибок у уча щихся на чальной школы. // Педагог. -2013. -№6.
25. Кокарева М.А. Использование алгоритмов на уроках русского языка в на чальной школе. // Начальная школа. -2009. -№8.
26. Кузнецов А.С. Большой тол ковый слов арь. -М.: Норит. -2008.
27. Кузьменко А.С. С чего на чинать орфографическую раб оту в 1 класс е? // Начальная школа. -2009. -№10.
28. Кустарева В.А. Активизация учебной де ятельности школьников и их ре чевая культ ура. //Начальная школа. -2003. -№5.
29. Лошак Т.А. Стихотворные памятки как сред ство раз вития орфографического на выка на уроках русского языка в на чальной школе. // Начальная школа. -2009. -№5.
30. Львов М.Р. Методика об учения русскому языку в на чальных класс ах.-М.: Просвещение. -1999.
31. Николаева З.А. Опыт ис пользования орфографических слов арей на уроках русского языка // Педагогика. -2013. -№11.
32. Ожегов С.И. Толковый слов арь. -М. -2011.
33. Пидкасистый П.И. Педагогика. // Учебник для студ. учрежден ий вы сш. про ф. об разования. -М.: Академия. -2014.
34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика об учения русскому языку в на чальных класс ах. // Учеб. по собие для студентов пед. ин-тов. -М. -2001.
35. Разумовская М.М. Методика об учения орфографии в школе. -М, -1998.
37. Рязанцева А.Н. Работа с текст ами как сред ство форм ирования инт ереса к языку и раз вития орфографической зоркости. // Начальная школа. -2007. -№1.
38. Селезнева М.С. Работа по раз витию орфографической зоркости. //Начальная школа. -2010. -№1.
39. Серикова О.С. Использование особ енностей об разного мышления при со вершенствовании орфографического на выка. // Начальная школа. -2008. -№7.
40. Соловейчик М.С. Русский язык в на чальных класс ах. Теория и прак тика об учения. -М.: Линка-Пресс. -2004.
41. Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С Русский язык: К тайнам на шего языка. // Учебник для 2 класс а об щеобразовательных учрежден ий -Смоленск.: Ассоциация 21 век. -2013.
42. Трубицына Г.Д. Орфографическая про педевтика на уроках об учения грамоте. // Начальная школа. -2009. -№3.
43. Трушина С.В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость. // Начальная школа. -2005. -№3.
44. ФГОС НОО. Утвержден при казом Министерства об разования и на уки рос сийской феде рации от 6 октября 2009г. №373.
45. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения род ной ре чи. – М., -2001 .
46.http://uchitelya.com/pedagogika/2116-doklad-ispolzovanie-mnemonicheskih-priemov-v-processe-izucheniya-slovarnyh-slov.html [Электронный ре сурс].
47. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola [Электронный ре сурс].