Курсовая работа|Педагогика

Курсовая эффективные дидактические средства предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 42

Введение

Глава 1. Теоритические основы использования дидактических средств предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка

1.1Понятие «грамматическая ошибка». Виды грамматических ошибок у младших школьников

1.2 Дидактические сред ства об учения и их класс ификация

Глава 2.Процесс ис ползования диактических сред ств пре дупреждения граматических ошибок у младших школьников на  уроках русского языка

2.1 Изучение опыта учителей ис ползования диактических сред ств пре дупреждения граматических ошибок у младших школьников на  уроках русского языка

2.2 Комплекс дидактических сред ств пре дупреждения грамматических ошибок у младших школьников на  уроках русского языка в 3 класс е

Заключение

Список литературы

 

Актуальность исследования. В настоящее время проблема предотвращения орфографических ошибок у младших школьников рассматривается очень серьезно не только учителями, но и социальной средой, поскольку грамотный человек - предмет гордости современного общества. Поэтому одной из самых сложных задач начального образования является формирование высокого орфографического «багажа» ученика. Конечно, теоретические материалы, отображаемые в курсе русского языка начальной школы, представляют значительные трудности для школьников, поскольку они представлены в большом объеме, который необходимо не только знать, но и использовать на практике. Объем теоретического материала прописан в Федеральном государственном стандарте, на основе которого составляется УМК по русскому языку.

Изучение раздела «Правописание» в школе формирует у учащихся такие навыки, как: выбор орфограммы, нахождение ее отличительных признаков и в соответствии с этим применение того или иного правила правописания.

Отдельные методические подходы и приемы предотвращения орфографических ошибок, анализа причин их возникновения содержатся в работах Н.Н. Алгазиной, М. Р. Львовой, Г. Н. Атак, М. М. Разумовской, Н.С. Рождественского, М. В. Ушакова и других авторов. Однако изучение школьной практики показало, что традиционные методы контроля часто оценивают конечный результат без установления причин успехов и неудач школьников. Поэтому мы считаем, что очень важно не только работать над орфографическими навыками младших школьников, но и работать над предотвращением ошибок учащихся.

Цель исследования: выявить эффективные дидактические средства предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс предупреждения грамматических ошибок у младших школьников.

Предмет исследования: дидактические средства предупреждения грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу но проблеме исследования.

2. Изучить опыт учителей по использованию дидактических средств предупреждение грамматических ошибок у младших школьников.

3. Выявить эффективные дидактические средства, способствующие предупреждению грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.

4. Разработать комплекс дидактических средств, способствующий предупреждению грамматических ошибок у младших школьников на уроках русского языка в 3 классе.

Методы исследования: анализ литературы, изучение опыта учителей, наблюдение, беседа.

 

Глава 1. Теоритические основы использования дидактических средств предупреждения грамматических ошибок  у младших школьников на уроках русского языка

1.1Понятие «грамматическая ошибка». Виды грамматических ошибок у младших школьников

Одним из самых сложных предметов в школе для детей является русский язык. Все дело в абстрактности языкового материала. Среди разделов лингвистики, изучаемых в начальной школе, «Правописание» особенно сложно. Учащимся с трудом удается определить «подверженное ошибкам» место в слове и применить правило к этой орфограмме. Отсюда и огромное количество ошибок в написании слов младшими школьниками.

На сегодняшний день существует большое количество способов предотвращения орфографических ошибок у учащихся. Для того чтобы правильно выбрать метод работы и средства исправления орфографических ошибок у школьников, необходимо выявить виды ошибок и причины их возникновения.

Давайте обратимся к определению понятий «орфограмма» и «орфографическая ошибка».

Определяя орфограмму, авторы учебника «Русский язык в начальной школе. Теория и практика преподавания», Соловейчик М.С. и Жедек П.С. Примечание: «Термин «орфограмма» вошел в школьную практику относительно недавно. В конце 60-х годов учебники русского языка для средних классов включали списки орфографических шаблонов, подлежащих изучению, а с 1980 года учебник для четвертого класса в разделе «Повторение того, что изучалось в начальных классах» включал определение орфограмм: «В словах есть буквы, выбор которых определяется по правилу. Например, мы пишем букву o в слове вода с помощью правилу о безударных гласных. Такие буквы называют орфограммами»  [19, С. 58].

Обращаясь к «Большому толковому словарю Кузнецова С.А.», мы встретим следующее определение: «Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения» [26, С.453].

 «Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу» [22, С.153].

 «Орфограмма – это случай письма, где при неизменном произношении возможен выбор букв» [35, С.22].

 «Орфограмма – совокупность, группировка написаний, подчиняющихся одному правилу» [14, С.161].

Исходя из предложенных определений, можно выделить общую часть понятия «орфограмма» – во-первых, выбор, во-вторых, обязательное обращение к орфографическому правилу. Следовательно, нарушение этого правила ведет к орфографическим ошибкам.

В «Большом толковом словаре официальных терминов» под редакцией Ю.И. Фединского под орфографической ошибкой понимается: «неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другими согласными) или в слитно-раздельно-дефисных на писаниях. Такую ошибку мож но тол ько увидеть, усл ышать ее не льзя: на  площаде, о синим карандаше, не был, кто то, по лапельсина …» [26, С.431].

Учитель на чальных класс ов МБОУ «СОШ №5» г. Красноперекопска Олексенко Светлана Николаевна в ста тье «Методические ре комендации по  тем е: «Типы орфографических ошибок и при чины их во зникновения у младших школьников» вы деляет след ующие  вид ы орфографических ошибок: со бственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические.

Собственно орфографические ошибки – это  так ое на писание слов а, при  кот ором на рушается установившаяся традиция прав описания слов  без  на рушения орфоэпических и грамматических норм , за конов языка. К со бственно орфографическим ошибкам от носятся:

  1. Нарушение прав ил на писания гласных и мягкого знака по сле шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, де лаеш.
  2. Искажение на писания знач ащих час тей слов а, а им енно: осн овы, корня, при ставки, суффикса и окончания: при гаваривать, де ректор, песталет,варота, глоза.
  3. Неправильное на писание на чальной форм ы слов а: адютант, шеснадцать и т.д.
  4. Неправильный пер енос слов : по с - тупить, со з - на ние. Причиной по явления ошибок это й групп ы в письменной ре чи уча щихся след ует считать не знание школьниками морфемной и слов ообразовательной структур ы

перечисленных слов .

  1. Нарушение прав ил о слитном, по луслитном и раз дельном на писании слов : кним, гдето, не мог и т.д. Здесь со вершенно очевидно не знание уча щимися прав ил слитного и де фисного на писания слов .
  2. Неправильное на писание сложных слов , особ енно со единительных гласных: параход, ста летие, пешоход и др.
  3. Ошибки в на писании строчных и про писных букв: на ша род ина» [3, С.41].

Такие ошибки ре же встр ечаются по  сравнению с друг ими групп ами.

«Фонетико-орфографические ошибки характер изуются тем , что на писание того или ино го слов а про тиворечит не  тол ько орфографическим прав илам, но и орфоэпическим норм ам.

К фонетико–орфографическим ошибкам от носятся не сколько их раз новидностей:

  1. Отражение на  письме на циональных особ енностей про изношения

русских звуков:

а) ошибки, связанные с не правильным про изношением

согласных и гласных звуков: прыкрыть, зимный, прыбыл;

б) ошибки, вы званные не правильным про изношением со гласных звуков: про сба, менше, во зми;

  1. Отражение на  письме про износительных особ енностей южнорусских диалектов: береть, знають.
  2. Отражение на  письме инд ивидуальных особ енностей про изношения звуков уча щимися: ледакция (вместе ре дакция), со колад (вместо шоколад).

Грамматико-орфографические ошибки – это  так ие об разования форм  или по строения слов осочетаний и пре дложений, кот орые про тиворечат грамматическим за конам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки на зывают языковыми. Они по дразделяются на  грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические» [3, С.42].

Грамматико-орфографические ошибки на зываются грамматико- морфологическими тогда, когда на рушение норм  литературного языка связано с из менением и об разованием форм ы слов а.

«К грамматико-морфологическим ошибкам от носятся:

1.Употребление не правильных форм  им енительного падежа множественного числа: ухи, шофера, трактора.

  1. Искажение форм  род ительного падежа множественного числа существ ительных: У спор тсмен не  бы ло врем ени. В за ле не  бы ло зрителев.
  2. Образование форм  множественного числа от  существ ительных, не  им еющих форм  множественного числа: Он упал без  со знаний. Учитель об ращал вним аний на  людей.
  3. Употребление одно го род а вместо друг ого: Гвоздь бы ла бол ьшая. У орла бы ла крыла.
  4. Образование форм ы един ственного числа от  существ ительных, им еющих тол ько форм у множественного числа: Ножница моя про пала.

1. Анисимова Т.А. Игровой орфографический слов арик. // Начальная школа. -2007. -№5.

2. Арутюнов А.Р. Игровые за нятия на  уроках русского языка.- М., 2011.

3. Арямова О.С. Обучение ре шению орфографических за дач. //Начальная школа.- 2004,-№4.

4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труд ы. // Педагогика. -М. -2003.

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., -2002.

6. Большакова О.В. Методические ре комендации по  про ведению осн овных вид ов орфографических упражнений в на чальной школе. // Начальная школа. -2013. -№3.

7. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. -М.: Знание, -1996.

8. Вачикова В.А. Как со кратить количество ошибок по  русскому языку. // Начальная школа. -2005. -№3.

9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М.: Эксмо, -2000.

10. Гальперин П.Я. Проблемы форм ирования знаний и уме ний у школьников. //Вопросы психологии. -2006. - №5.

11. Грабчикова Е.С. Работа на д без ударными гласными на  уроках русского языка. //Начальная школа. -2008, №3.

12. Гошезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. –М.: Просвещение. -2001.

13. Длугашевская С. А. Предупреждение ошибок в про цессе комментированного письма. // Начальная школа. -2005. -№ 6.

14. Дунев А. И. Русский язык и культ ура ре чи. // Учебник для вузов. -СПб. -2012.

15. Егорова Е.Г. Работа на д орфографическим прав илом в на чальной школе. // Педагогика. -2014.

16. Емельянова С.В. Формирование орфографической зоркости младших школьников. // Педагог. -2018. -№7.

17. Ераткина В.В. Работа на д не проверяемыми на писаниями. // Начальная школа. -2006.- №6.

18. Ефремова Т.Ф. Современный тол ковый слов арь русского языка. –М.: АСТ. -2008.

19. Жедек П.С. Методика об учения орфографии. Теоретические осн овы об учения русскому языку в на чальных класс ах. -М.: Просвещение. -1996.

20. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. -М. -2007.

21. Канакина В.П. Русский язык 1-4 класс . // Учебник для об щеобразовательных учрежден ий. -М.: Просвещение. -2013.

22. Касаткин Л.Л. Русский язык. // Учебник для студ. вы сш. пед. учеб. за ведений. -М.: Академия. -2001.

23. Кашкарова Т.М. Словарная раб ота на  уроках русского языка.// Русский язык в школе. -2011. -№ 2.

24. Киш Л.Н. Предупреждение орфографических ошибок у уча щихся на чальной школы. // Педагог. -2013. -№6.

25. Кокарева М.А. Использование алгоритмов на  уроках русского языка в на чальной школе. // Начальная школа. -2009. -№8.

26. Кузнецов А.С. Большой тол ковый слов арь. -М.: Норит. -2008.

27. Кузьменко А.С. С чего на чинать орфографическую раб оту в 1 класс е? // Начальная школа. -2009. -№10.

28. Кустарева В.А. Активизация учебной де ятельности школьников и их ре чевая культ ура. //Начальная школа. -2003. -№5.

29. Лошак Т.А. Стихотворные памятки как сред ство раз вития орфографического на выка на  уроках русского языка в на чальной школе. // Начальная школа. -2009. -№5.

30. Львов М.Р. Методика об учения русскому языку в на чальных класс ах.-М.: Просвещение. -1999.

31. Николаева З.А. Опыт ис пользования орфографических слов арей на  уроках русского языка // Педагогика. -2013. -№11.

32. Ожегов С.И. Толковый слов арь. -М. -2011.

33. Пидкасистый П.И. Педагогика. // Учебник для студ. учрежден ий вы сш. про ф. об разования. -М.: Академия. -2014.

34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика об учения русскому языку в на чальных класс ах. // Учеб. по собие для студентов пед. ин-тов. -М. -2001.

35. Разумовская М.М. Методика об учения орфографии в школе. -М, -1998.

37. Рязанцева А.Н. Работа с текст ами как сред ство форм ирования инт ереса к языку и раз вития орфографической зоркости. // Начальная школа. -2007. -№1.

38. Селезнева М.С. Работа по  раз витию орфографической зоркости. //Начальная школа. -2010. -№1.

39. Серикова О.С. Использование особ енностей об разного мышления при  со вершенствовании орфографического на выка. // Начальная школа. -2008. -№7.

40. Соловейчик М.С. Русский язык в на чальных класс ах. Теория и прак тика об учения. -М.: Линка-Пресс. -2004.

41. Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С Русский язык: К тайнам на шего языка. // Учебник для 2 класс а об щеобразовательных учрежден ий -Смоленск.: Ассоциация 21 век. -2013.

42. Трубицына Г.Д. Орфографическая про педевтика на  уроках об учения грамоте. // Начальная школа. -2009. -№3.

43. Трушина С.В. Как эффективно  тренировать орфографическую зоркость. // Начальная школа. -2005. -№3.

44. ФГОС НОО. Утвержден при казом Министерства об разования и на уки рос сийской феде рации от  6 октября 2009г. №373.

45. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения род ной ре чи. – М., -2001 .

46.http://uchitelya.com/pedagogika/2116-doklad-ispolzovanie-mnemonicheskih-priemov-v-processe-izucheniya-slovarnyh-slov.html [Электронный ре сурс].

47. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola [Электронный ре сурс].

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское