ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии
1.1. Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия»
1.2. Особенности раз.вития ре.гулятивных универсальных учебных
де.йствий у младших школьников на уроках русского языка
1.3. Приемы раз.вития ре.гулятивных универсальных учебных
де.йствий у младших школьников при об.учении орфографии
ГЛАВА 2. Процесс раз.вития у младших школьников
ре.гулятивных универсальных учебных де.йствий при об.учении
орфографии
2.1. Опыт учителей на.чальных класс.ов по раз.витию ре.гулятивных универсальных учебных де.йствий у младших школьников при об.учении орфографии
2.2. Комплекс за.даний, на.правленных на раз.витие ре.гулятивных универсальных учебных де.йствий у младших школьников при об.учении орфографии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
В настоящее время приоритетной задачей современных ФГОС является реализация развивающего потенциала, в силу этого актуальным становится обеспечение развития универсальных учебных действий у учащихся: «В результате изучения всех без исключения предметов, у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться».
В последнее десятилетие различные аспекты формирования общеучебных умений учащихся были раскрыты в работах Волохин Я.В., Малеева Е.В. [6, с. 78], Горских И.С., Ральникова И.А. [9, с. 33], Жбанова Д.А., Шарычева М.Э. [11, с. 230].
Регулятивные универсальные учебные действия в формировании умения учиться занимают едва ли не самое важное место. Для успешной социализации современный человек должен обладать следующими регулятивными действиями: уметь ставить конкретную цель, «определять план действий для её достижения, планировать свою жизнь».
В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством Андреевой Н.С., Гайдуковой С.С., указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий [1, с. 44]. В частности на уроках русского языка при изучении орфографии есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий. Русский язык, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, «имеет особый статус, поскольку в системе школьного образования он является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом» [25].
Таким образом, становится актуальным развитие у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Организация внимания детей, самостоятельная постановка целей и задач является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование регулятивных умений учащихся ведет к повышению качества учебного процесса.
В данной работе мы остановимся на возможностях развития регулятивных УУД у младших школьников при обучении орфографии.
Цель: выявить эффективные приемы развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии.
Объект: процесс развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии.
Предмет: приемы развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Обобщить опыт учителей начальной школы по развитию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии.
- Выявить эффективные приемы развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии.
- Разработать комплекс заданий и упражнений для развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ деятельности учителя и учащихся, беседа, наблюдение за образовательным процессом.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии
1.1. Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия»
Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объёма; усложнение содержания учебного материала школьного образования. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного- квалифицированного исполнителя.
Сегодняшнее общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, включая умение учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Андреева Н.С., Гайдукова С.С. отмечают, что именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты [1, с. 45].
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Универсальные учебные действия означают саморазвитие самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Жбанова Д.А., Шарычева М.Э. выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
1.личностный;
2.регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3.познавательный;
4.коммуникативный [11, с. 230].
Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Жбанова Д.А., Шарычева М.Э. считают, что сейчас любую информацию нужную информацию можно «черпать» из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объёме. Чтобы ребёнок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД- универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности [11, с. 231].
Номенклатура регулятивных УУД:
– целеполагание;
-планирование;
-прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-волевая саморегуляция.
Байжанова З.М. сформировали следующие условия формирования и развития регулятивных действий.
1.С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи.
2.С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе его предшествующих и последующих достижений.
3.Поощрение детей за активность, за любой ответ, даже не верный. Учителя используют в своей работе такие формы как:
-организация взаимной проверки заданий;
-учебный конфликт;
-обсуждение уча.стниками способ.ов сво.его де.йствия [2, с. 11].
Калинкина Ю.С., Ивкина Ю.М. считают, что для диагностики и форм.ирования ре.гулятивных универсальных учебных де.йствий учителя при.меняют след.ующие вид.ы за.даний:
-«преднамеренные ошибки»;
-поиск инф.ормации в пре.дложенных ис.точниках;
-взаимоконтроль [12, с. 282].
Калинкина Ю.С., Ивкина Ю.М. при.шли к вы.воду, что для сформированности ре.гулятивной структур.ы де.ятельности учителя оказывают по.мощь:
-если де.йствие вы.полняется не.уверенно, то ре.бёнок по.лучает по.ддержку;
-если во.зникают труд.ности, остановка – учителя гов.орят «Попробуй ещё раз.»;
-действие вы.полняется ошибочно, учителя по.вторяют во.прос «Почему?» с про.сьбой об.ъяснить при.чину де.йствия [12, с. 283].
По мне.нию Байжановой З.М., вла.дение РУУД даёт:
-ученик уме.ет со.ставлять план де.йствий;
-ученик мож.ет вне.сти не.обходимые до.полнения;
-ученик осознаёт то, что уже усвоено и что ещё по.длежит усвоению;
-ученик вла.деет на.выками сам.оконтроля;
-у учен.ика сформирован внутр.енний план де.йствий;
-ребёнок мож.ет адекватно ре.агировать на труд.ности и не боится сделать ошибку. Понимать при.чины сво.его не.успеха и на.ходить способ.ы вы.хода из это.й ситуации [2, с. 11].