Введение
Глава 1. Методические основы развития критического мышления школьников на уроках русского языка
1.1 Сущность технологии формирования критического мышления
1.2 Особенности технологии критического мышления
Глава 2. Методика развития критического мышления уроках русского языка
2.1 Методика проведения уроков русского языка с использованием технологии развития критического мышления
- 2. Практическое внедрение развития критического мышления школьников
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в условиях динамично развивающегося постиндустриального общества информация быстро обновляется, идеи переосмысляются. В такой изменчивой среде только тот, кто способен адаптироваться к постоянным стремительным изменениям, решать сложные задачи, критически относиться к обстоятельствам, сравнивать альтернативные точки зрения и принимать обоснованные решения, может ориентироваться и действовать активно. Эти условия поставили перед школой задачу формирования творческой, активной личности, которая умеет нестандартно мыслить.
Среди инновационных педагогических технологий выделяется технология развития критического мышления. Подготовка критического мышления в национальной системе образования является непременной необходимостью.
Принимая во внимание то, что урок остается основной формой организации учебного процесса, то для решения этого круга вопросов необходимо планировать такие уроки, которые организационно и методологически обеспечат процесс формирования и развития критического мышления учеников.
Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть технологии формирования критического мышления школьников на уроках русского языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие «критическое мышление» на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы;
- Определить организационно- педагогические условия для целенаправленного формирования критического мышления учащихся на уроках русского языка;
- Разработать урок в соответствии с технологией развития критического мышления школьников на уроках русского языка.
Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические идеи по развитию критического мышления, современные научные требования о необходимости развития критического мышления учащихся, действующая программа по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, основные положения трудов отечественных и зарубежных ученых об особенностях развития критического мышления.
Цель и задачи исследования определили его логическую структуру, методику, этапы реализации и научного освещения.
Объект исследования - технологии формирования критического мышления учащихся старших классов на уроках русского языка.
Предмет исследования - процесс и особенности формирования критического мышления школьников общеобразовательных школ на уроках русского языка.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.
Критическое мышление рассматривается в философии, психологии, педагогике. В педагогике и психологии этим вопросом занимаются П. Блонский, В. Болотов, Т. Воропай, Н. Вукина, А. Иванова, А. Кочерга, В. Кушнир, Т. Олейник, Е. Полат, А. Пометун, С. Романова, М. Скаткин, И. Слободянюк, В. Теплов, Л. Терлецкая, С. Терно, А. Туманцева, А. Тягло, Т. Хачумян.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Методические основы развития критического мышления школьников на уроках русского языка
1.1 Сущность технологии формирования критического мышления
В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно включает в себя процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся как участников учебного и воспитательного процесса.
Педагогическая технология предполагает специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания, которые используются в образовательном процессе систематически, основываясь на психолого-педагогических установках. Использование педагогических технологий приводит, как правило, к достижению прогнозируемого образовательного результата.
Технология развития критического мышления появилась в 1995 году, ее автором стал Воган Эстес. Эта технология появилась, когда модель образования США нуждалась в коренной перестройке; нужны были новые цели и ценности образования. Важен был не набор знаний, а обучение способам деятельности и мышления; нестабильность и изменчивость мира, знания устаревают, через 25 лет будут востребованы только 10- 15 % знаний, которые дети получают в школе; переход общества к информационному, информационный бум; возрастание роли человеческого фактора; становление демократического правового государства; развитие рыночной экономики[1, с.7].
Отсюда необходимость воспитывать новое поколение. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методологических стратегий и методик, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с растущим и постоянно обновляющимся потоком информации в различных областях знаний, умение использовать различные виды информационной интеграции, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, умение решать проблемы, умение вырабатывать собственное мнение, основанное на понимании различных переживаний, идей и т.д.
Разработчики программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» не учат чтению и письму как таковому. Конечно, утилитарная цель программы - научить вас, как работать с текстом в науке и искусстве и как творчески писать самому. Но главное, что американские (а теперь и наши) учителя учат не работать с текстом, даже не уметь приобретать знания самостоятельно - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.
Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникационных умений; критического мышления; рефлексивности (понимание собственных действий и поступков); творчества; мобильности; терпимости; ответственности за собственный выбор и результаты своих действий.
Учителя имеют возможность выбирать методы и технологии обучения, которые они считают наиболее подходящими для построения и проектирования учебного процесса. Суть применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Критическое мышление - это вид критического мышления, высшая организация мыслительных функций, состоящая в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно- следственных связей, способности делать собственные выводы [21, с.171].
Эта технология представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода к обучению. Особенность этой педагогической технологии состоит в том, что в процессе обучения школьник сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам следит за направлениями своего развития и определяет конечный результат.
С другой стороны, применение этой стратегии направлено на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создавать и применять специальные методологические средства.
Научиться критически мыслить означает научиться слушать и воспринимать критически, думать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания и воплощать их в жизнь, критически развиваться и совершенствоваться.