Введение
1. Теоретические аспекты исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в народных подвижных играх
1.1. Сущность и специфика творческих способностей
1.2. Развития творческих способностей в онтогенезе
1.3. Возможности народных подвижных игр на развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния народных подвижных игр на развитие творческих способностей старших дошкольников
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Организация экспериментальных занятий с использованием народных подвижных игр
2.3. Выявление эффективности проведенной работы
Заключение
Список литературы
В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы творческих способностей личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы.
Творческие способности как интеллектуально-личностная категория является резервом человеческой цивилизации. Народная мудрость гласит, что все люди являются одаренными от природы и проблема состоит лишь в том, чтобы определить область одаренности и в дальнейшем совершенствовать талант.
В документе «ЮНЕСКО и воспитание в духе мира» отражены взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью является развитие таланта ребенка, далее – формирование творческих способностей, на третьем месте – процесс усвоения знаний, умений, навыков. Наша педагогика имеет иную структуру: освоение системы ЗУН, формирование творческих способностей в определенной учебной деятельности, а развитие таланта осуществляется без установки со стороны психологов и педагогов.
Исходя из задач современного общества, изучаем проблему творческих способностей и их взаимосвязь с личностными аспектами. Лишь рассмотрев способности как целостное образование, мы можем стремиться к развитию данного качества у каждого ребенка.
Актуальность изучения творческих способностей в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ. Необходимо формировать творческие способности, поскольку они способствуют развитию творческой личности и индивидуальности, и является основой концептуальных психологических принципов креативного обучения и воспитания.
Цель данной работы – изучить педагогические методы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в народных подвижных играх.
Объект исследования – творческие способности дошкольников.
Предмет исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в народных подвижных играх.
Гипотеза исследования: предполагается, что народные подвижные игры способствуют повышению творческих способностей дошкольников.
Задачи:
1. Изучить сущность и специфику творческих способностей.
2. Рассмотреть развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать возможности народных подвижных игр в развитии творческих способностей дошкольников.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление влияния народных подвижных игр на развитие творческих способностей дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; тестирование, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования воспитателями и другими педагогами при организации учебно-воспитательного процесса, при разработке программ с целью развития творческих способностей дошкольников.
1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. – М.: Просвещение, 1977. – 214 с.
2. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – СПб.: Речь, 2006. – 214 с.
3. Богоявленская Д. Б. Этапы диагностики творческих способностей детей / Д. Б. Богоявленская / Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. – М., 2007. – Т. 1. – С. 107.
4. Бодалев А. А. О направлении и задачах научной разработки проблемы способностей / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 119-124.
5. Гаськов А.В. Педагогический потенциал народных подвижных игр в сельских дошкольных образовательных учреждениях / А.В. Гаськов, Э.О. Мендот, С.Жамц // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 13. – С. 135-138.
6. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – изд. 2-е, расш., доп. – М.: Сфера, 1999. – 368 с.
8. Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 4.
9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
10. Ковалев А. Г. Психические особенности человека / А. Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 218 с.
11. Корсунский Е. А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы / Е. А. Корсунский // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 19-27.
12. Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей / В. А. Крутецкий // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 3-13.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./ Р. С. Немов – 4-е изд. – М.:ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
14. Олехнович М. О. Творческий потенциал интеллектуального уровня ребенка / М. О. Олехнович // Ананьевские чтения, 1997: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1997. – С. 98-100.
15. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254 с.
16. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Ч.2. – М.: Просвещение, 1990. – С.134-139.
17. Рождественская Р.Л. Этнокультурная направленность современного начального образования // Формирование личности дошкольника и младшего школьника в этнокультурном пространстве России и региона: материалы Всероссийской научно-практ. конф. – Белгород, 2007.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Речь, 2003. – 800 с.
19. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 175 с.
20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 335 с.
21. Тютюнник В. И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Автореф. дис. д-ра наук. / В.И.Тютюнник. – М., 1994. – 28 с.
22. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности / В.С. Юркевич // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 127-142.