Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования
1.1. Сущность и содержание внеурочной деятельности обучающихся
1.2. Педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся
Вывод по 1 главе
Глава 2. Организация внеурочной деятельности в «-»
2.1. Характеристика внеурочной деятельности в «-» в рамках реализации ФГОС
2.2. Оценивание внеурочной деятельности
2.3. Разработка программы внеурочной деятельности
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач профессионального образования на необходимость не только сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки, но и научить творчески пользоваться ими, формируя профессионально значимые качества, компетенции, необходимые для деятельности специалистов в избранной сфере.
Указанные выше целевые ориентации реализуются преподавателями как в процессе обучения на занятиях, так и во внеурочной работе в профессиональной образовательной организации.
Новые акценты в деятельности образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. В этих условиях одним из средств формирования востребованных качеств личности обучающихся является создание системы внеурочной деятельности. Это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся, в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания, развития и социализации. Внеурочная деятельность – это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.
В свою очередь, внеурочная деятельность является важным этапом в жизни студенческого сообщества. Студенческое самоуправление, участие в спортивных, театральных, музыкальных и иных кружках, военно-патриотических слетах, региональных и всероссийских конкурсах способствуют являются важным условием для гармоничного и всестороннего развития личности.
Таким образом, помимо учебной деятельности обучающихся, на первый план выступает также внеучебная деятельность как средство социализации обучающихся. Она представляет собой такой вид образовательной деятельности, которая, в отличие от урочной и классной работы, осуществляется отдельно, но тем не менее является частью освоения основной образовательной программы и направлена на достижение определенных результатов.
Значимость внеурочной деятельности трудно переоценить. Соответствие внеурочных занятий интересам обучающихся, профилактика безнадзорности и бродяжничества, выявление и поддержка талантливой молодежи, стимулирование «живого» общения и привитие моральных, патриотических и других ценностей – вот главная задача педагогов, независимо от вида образовательной организации и специфики ее обучения.
Также внеурочная работа со студентами создает дополнительные возможности, направленные на самореализацию, творческое развитие талантливой молодежи, способствует формированию целостной, гармоничной личности.
Зачастую именно образовательная организация выступает в роли своеобразного «катализатора» выявления способностей обучающихся.
Степень разработанности темы. Основанием данного исследования стали труды по педагогике, психологии, философии, эстетике и теории искусства.
Общие труды по педагогике позволили мне рассмотреть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. В своем исследовании я обратилась к таким авторам, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.С. Селиванов.
Так как объектом моего исследования являются современные формы внеурочной деятельности, я рассмотрела труды таких авторов, как В.П. Вахтеров, Д.В. Григорьев и П.В. Степанов, Т.А. Ветошкина и Н.В. Шнайдер и др. Так как роль внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, мне необходимо было обратиться к ее историческому аспекту, рассмотреть эволюцию понятия «внеурочная деятельность», проанализировать накопленный опыт, который нужен педагогу сегодня.
Объект исследования: внеурочная деятельность обучающихся в учреждениях СПО.
Предмет исследования: педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждениях СПО.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Выявить сущность и содержание внеурочной деятельности обучающихся;
Определить педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся;
Провести анализ организации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Разработать предложения по повышению эффективности внеурочной деятельности в работе образовательной организации;
Предложить программу организации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Гипотеза исследования: я полагаю, что изучение сущности внеурочной деятельности учащихся СПО, определение организационно-методических условий проведения внеурочных занятий, определение и учет критериев удовлетворенности обучающихся проводимой воспитательной работой, способствуют повышению уровня социальной активности и индивидуальности обучающихся СПО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.