ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Интерес к физической культуре, как личностное образование
1.2 Особенности формирования интереса учащихся к физической культуре
1.3 Условия формирования познавательного интереса учащихся к физической культуре
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы педагогического исследования
2.2. Теоретическое обоснование экспериментальной работы по формированию интереса школьников к занятиям по физической культуре
2.3. Сравнительные результаты диагностики уровня развития интереса к занятиям физической культурой у школьников по итогам формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В успешности учения школьников важное место занимает его собственная позиция по отношению к учению: познавательный интерес, мотивация учения, активность. Раскрытие проблемы развития познавательного интереса имеет большое значение для организации учебно-воспитательного процесса. Чумаков А.К., Киселева Н.А. занимались проблемой формирования познавательного интереса. В исследованиях отечественных психологов Баржай В.Т., Лихачева В.С. и др. была выделена общая картина возрастной динамики развитии познавательного интереса. Но все же остаются и возникают новые проблемы в развитии познавательного интереса учащихся в новых условиях образования.
В связи с этим, возникает необходимость поисков таких форм и методов обучения, которые позволяли бы успешно развивать познавательный интерес у школьников. Так как развитие познавательно интереса школьников напрямую влияет на результаты их учения. Для достижения этого большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, такого метода, как игровой. Проблемой использования игрового метода и подвижных игр в решении задач физического воспитания школьников занимались такие исследователи как В. М. Волков, А. А. Гужаловский, М.Н. Жуков, Л. Е. Любомирский, И.М. Коротков и др. Использование игрового метода в процессе обучения младших подростков соответствует их возрастным особенностям. Однако, проблема использования игрового метода в развитии познавательного интереса учащихся младшего подросткового возраста на настоящий день остается малоисследованной.
Объект исследования: интерес к физической культуре учащихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию у школьников учащихся младшего подросткового возраста интереса к физической культуре.
Цель исследования: теоретический анализ и экспериментальное исследование эффективности педагогических условий формирования у школьников интереса к физической культуре.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс использования специально подобранных подвижных игр в системе обучения учащихся младшего подросткового возраста с элементами легкой атлетики будет эффективным и при условии использования личностно-ориентированного подхода.
Задачи исследования:
- Провести анализ сущности интерес к физической культуре с позиции личностного образования.
- Выявить особенности формирования интереса учащихся к физической культуре .
- Проанализировать пути, средства и методы формирования познавательного интереса учащихся к физической культуре
- Разработать и экспериментально проверить эффективность использования игровых методов развития познавательного интереса учащихся младшего подросткового возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ документации, анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
База исследования: поселковая школа с.Греково-Степановка, МБОУ Греково-Степановская СОШ Ростовская область, Чертковский район. В исследовании приняло участие ученики 5 класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Интерес к физической культуре, как личностное образование
Интерес вообще, как личностное образование, изучается представителями различных областей науки: философами, психологами, педагогами, социологами, экономистами. Ряд авторов отождествляет интерес с мотивацией человека. Однако на основании экспериментальных исследований следует считать, что наиболее правильно и целесообразно рассматривать интерес как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы (А.К. Маркова, 1986; П.К. Дуркин, 1995) [9].
Э. Торндайк [15] определяет интерес как стремление, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу, на заключенный в нем момент направленности. Стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению автор называет интересом к этому явлению. Чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету называется интересом, говорит Э. Торндайк.
Интересы характеризуются направленностью. Выделяют: материальные, общественные, познавательные, спортивные, (профессиональные). Также интересы характеризуются избирательностью отношения к чему-либо (например, интерес к футболу, профессии). Первоначальный интерес может возникнуть стихийно и не осознанно в виде влечения и склонности [3].
Проявляет или не проявляет учащийся интерес к занятиям физической культурой зависит от многих переменных в его мотивации. К таким переменным относятся: смысл занятий физическими упражнениями и выполнения гигиенических требований для конкретного ученика; мотивы занятий; его умение ставить и реализовывать цели; эмоциональность упражнений. Интерес определяют также условия занятий физической культурой, характер взаимоотношений учащегося с учителем, с товарищами по классу в процессе этих занятий; отношение к занятиям физической культурой у родителей, учителей других предметов, классных руководителей.
Смысл занятий физической культурой и спортом тесно связан с личностным значением таких занятий для каждого ученика. На основе смысла учащийся выбирает мотивы занятий: учебно-познавательные, процессуальные (нравится заниматься), результативные, отметочные, социально-значимые мотивы (быть здоровым, готовым к труду, к взрослой жизни) или мотивы избегания неприятностей. В процессе реализации выбранных мотивов школьник ставит цели – промежуточные результаты на пути их реализации. Весь процесс занятий сопровождается эмоциями - психическими состояниями, вызванными выполнением упражнений, объяснением, показом их, инвентарём, оборудованием, условиями, характером взаимоотношений между учащимися; между учителем и учащимися. Эмоции возникают также при осознании школьником характера мотивов, целей и субъективной возможности их реализации [2].
Интересы, активность, привычка и потребности вместе и в целом определяют отношение к физической культуре. Оно может быть пассивным и активным, положительным и отрицательным. Схематично иерархию (субординацию, соподчиненность) личностных образований можно представить так (рис. 1).
Рисунок 1 – Схема иерархии личностных образований школьника
Таким образом, интерес к физической культуре - это интегральный результат сложных процессов мотивационной сферы школьников. Интерес к определённым видам, системам упражнений, к видам спорта, формам занятий может сам быть внутренним мотивом занятий физической культурой. Интерес к физической культуре возникает из отдельных, порой очень кратковременных эмоциональных, целевых, результативных и личностных компонентов.