Курсовая работа|Педагогика

Формирование у школьников интереса к физической культуре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 26

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Интерес к физической культуре, как личностное образование

1.2 Особенности формирования интереса учащихся к физической культуре

1.3 Условия формирования познавательного интереса учащихся к физической культуре

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методы педагогического исследования

2.2. Теоретическое обоснование экспериментальной работы по формированию интереса школьников к занятиям по физической культуре

2.3. Сравнительные результаты диагностики уровня развития интереса к занятиям физической культурой у школьников по итогам формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. В успешности учения школьников важное место занимает его собственная позиция по отношению к учению: познавательный интерес, мотивация учения, активность.  Раскрытие проблемы развития познавательного интереса имеет большое значение для организации учебно-воспитательного процесса. Чумаков А.К., Киселева Н.А. занимались проблемой формирования познавательного интереса. В исследованиях отечественных психологов Баржай В.Т., Лихачева В.С. и  др. была выделена общая картина возрастной динамики развитии познавательного интереса. Но все же остаются и возникают новые проблемы в развитии познавательного интереса учащихся в новых условиях образования.

В связи с этим, возникает необходимость поисков таких форм и методов обучения, которые позволяли бы успешно развивать познавательный интерес у школьников. Так как развитие познавательно интереса школьников напрямую влияет на  результаты их учения. Для достижения этого большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, такого метода, как игровой. Проблемой использования игрового метода и подвижных игр в решении задач физического воспитания школьников занимались такие исследователи как В. М. Волков, А. А. Гужаловский, М.Н. Жуков, Л. Е. Любомирский, И.М. Коротков и др.  Использование игрового метода в процессе обучения младших подростков соответствует их возрастным особенностям. Однако, проблема использования игрового метода в развитии познавательного интереса учащихся младшего подросткового возраста на настоящий день остается малоисследованной.

Объект исследования: интерес к физической культуре учащихся младшего подросткового возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию у школьников учащихся младшего подросткового возраста интереса к физической культуре.

Цель исследования: теоретический анализ и экспериментальное исследование эффективности педагогических условий формирования у школьников интереса к физической культуре.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс использования специально подобранных подвижных игр в системе обучения учащихся младшего подросткового возраста с элементами легкой атлетики будет эффективным и при условии использования личностно-ориентированного подхода.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ сущности интерес к физической культуре с позиции личностного образования.
  2. Выявить особенности формирования интереса учащихся к физической культуре .
  3. Проанализировать пути, средства и методы формирования познавательного интереса учащихся к физической культуре
  4. Разработать и экспериментально проверить эффективность использования игровых методов развития познавательного интереса учащихся младшего подросткового возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ документации, анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

База    исследования: поселковая школа  с.Греково-Степановка, МБОУ Греково-Степановская СОШ Ростовская область, Чертковский район. В исследовании приняло участие ученики 5 класса. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Интерес к физической культуре, как личностное образование

Интерес вообще, как личностное образование, изучается представителями различных областей науки: философами, психологами, педагогами, социологами, экономистами. Ряд авторов отождествляет интерес с мотивацией человека. Однако на основании экспериментальных исследований следует считать, что наиболее правильно и целесообразно рассматривать интерес как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы (А.К. Маркова, 1986; П.К. Дуркин, 1995) [9].

Э. Торндайк [15] определяет интерес как стремление, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу, на заключенный в нем момент направленности. Стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению автор называет интересом к этому явлению. Чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету называется интересом, говорит Э. Торндайк.

Интересы характеризуются направленностью. Выделяют: материальные, общественные, познавательные, спортивные, (профессиональные). Также интересы характеризуются избирательностью отношения к чему-либо (например, интерес к футболу, профессии). Первоначальный интерес может возникнуть стихийно и не осознанно в виде влечения и склонности [3].

Проявляет или не проявляет учащийся интерес к занятиям физической культурой зависит от многих переменных в его мотивации. К таким переменным относятся: смысл занятий физическими упражнениями и выполнения гигиенических требований для конкретного ученика; мотивы занятий; его умение ставить и реализовывать цели; эмоциональность упражнений. Интерес определяют также условия занятий физической культурой, характер взаимоотношений учащегося с учителем, с товарищами по классу в процессе этих занятий; отношение к занятиям физической культурой у родителей, учителей других предметов, классных руководителей.

Смысл занятий физической культурой и спортом тесно связан с личностным значением таких занятий для каждого ученика. На основе смысла учащийся выбирает мотивы занятий: учебно-познавательные, процессуальные (нравится заниматься), результативные, отметочные, социально-значимые мотивы (быть здоровым, готовым к труду, к взрослой жизни) или мотивы избегания неприятностей. В процессе реализации выбранных мотивов школьник ставит цели – промежуточные результаты на пути их реализации. Весь процесс занятий сопровождается эмоциями - психическими состояниями, вызванными выполнением упражнений, объяснением, показом их, инвентарём, оборудованием, условиями, характером взаимоотношений между учащимися; между учителем и учащимися. Эмоции возникают также при осознании школьником характера мотивов, целей и субъективной возможности их реализации [2].

Интересы, активность, привычка и потребности вместе и в целом определяют отношение к физической культуре. Оно может быть пассивным и активным, положительным и отрицательным. Схематично иерархию (субординацию, соподчиненность) личностных образований можно представить так (рис. 1).

Рисунок 1 – Схема иерархии личностных образований школьника

Таким образом, интерес к физической культуре - это интегральный результат сложных процессов мотивационной сферы школьников. Интерес к определённым видам, системам упражнений, к видам спорта, формам занятий может сам быть внутренним мотивом занятий физической культурой. Интерес к физической культуре возникает из отдельных, порой очень кратковременных эмоциональных, целевых, результативных и личностных компонентов.  

  1. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
  2. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб для студ. высш. физкульт. учеб.зав. / А. А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 381 с.
  3. Гогунов, Е.H. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.:  Изд. центр «Академия»,  – 288 с.
  4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2016.-544 с.
  5. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. - Ростов на/Д: Феникс, 2018. – 444 с.
  6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Изд. центр «Академия», 2017. – 272 с.
  7. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]/ В.И. Загвязинский. .-5-е изд., стер. - М.: Академия, 2018. -192с.
  8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2017. – 384 с.
  9. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]:  учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2018. - 352 с.
  10. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В.И. Лях. - М.: Изд-во АСТ,  – 272 с.
  11. Макарова, Г. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и физического воспитания в школе [Текст]/ Г. Макарова, А. Румянцев, Б. Поляев, Т. Виленская. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2018. – 528 с.
  12. Педагогические технологии [Текст] / Под общ. Ред. В.С. Кукушина. – М.: Изд. центр «МарТ», 2017. – 336 с.
  13. Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст]: Методическое пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 272 с.
  14. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе общения школьников [Текст] / Е.С. Рубанский. - М: Педагогика, 2015. - 182 с.
  15. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.для студ. сред, и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. — М.: Изд-во ВЛАДОС, 2016. – 608 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское