ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и виды творческих способностей
1.2. Психолого-педагогические особенности процесса развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования творческих способностей у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. И задачей современной школы является формирование творчески активной и инициативной личности выпускника школы, ориентированного на участие в создании духовных и общественных ценностей, соблюдение нравственных норм гуманистической морали. Ведущей целью обучения в школе становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии как в базисной программе жизни, определяющей ее качественные характеристики и перспективу творческого самосовершенствования. Наиболее актуальной проблемой становится необходимость построения такого учебно-воспитательного процесса, где эффективно реализовывалась бы программа стимулирования мотивации творческого саморазвития учащихся. Изменения, происходящие в социальной сфере, расширяют возможности проявления личностного начала каждого творческого человека.
Анализ процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности показывает, что понимание творчества как вида человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков: наличием противоречий и проблемных ситуаций; социальной и личностной значимостью; наличием условий для творчества, субъективных предпосылок, а также новизной и оригинальностью результата. Основой творческого саморазвития является созидательная творческая деятельность, сопровождающаяся качественными изменениями и характеризирующаяся целенаправленностью поиска оригинальных творческих идей и решений по самоизменению.
Объект исследования: творческие способности.
Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей у младших школьников.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности формирования творческих способностей у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования творческих способностей у младших школьников.
3. Выявить условия формирования творческих способностей у младших школьников.
4. Составить рекомендации по формированию творческих способностей у младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы; обобщение информации; тестирование; обработка и систематизация данных.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе 3 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56». В исследовании принимали участие 32 младших школьника.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб., 2006. – 198 с.
2. Бедерханова В. Аукцион педагогических проблем, или средство творческого саморазвития детей / В. Бедерханова // Директор школы. – 2001. – № 6. – С. 16-19.
3. Березина Т.Н. Интеллект и креативность / Т.Н. Березина // Эдип. – 2008. – № 3. – С.92-101.
4. Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности: Автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии / М.В. Богомолова. – М.: Институт Психологии РАН, 2008. – 22 с.
5. Богоявленская Д.Б. Измерение креативности – описание индивидуальности / Д.Б. Богоявленская // Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. – М., 2006. – С.87-90.
6. Буторина О.В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя / О.В. Буторина / Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. – СПб., 2008. – С.276-278.
7. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сборник науч. статей. / А.Н. Воронин, Н.А. Габриелян. – М.: Институт психологии, 2009. – 120 с.
8. Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников / С.В. Дюмина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 1. – С.5-9.
9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
10. Каменская В.Г. Психология развития: общие и специальные вопросы / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Речь, 2008. – 228 с.
11. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXІ век, 2004. – С.44.
12. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы / Н.Ю. Конасова. – СПб.: КАРО, 2006. – 175 с.
13. Критерии, показатели и уровни развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.С. Агапова. – М.: РУДН, 2009. – 30 с.
14. Марданова Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы: Диссертация канд. пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Г.М. Марданова. – Ижевск, 2009. – 198 с.
15. Николаева М.Н. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся / М.Н. Николаева // Материалы международной научно-практической конференции «Республика Саха и Международное образовательное пространство: перспективы развития». – Якутск, 2001. – С. 3-8.
16. Примерные программы начального общего образования: В 2-х ч. – Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 700 с.
18. Сравнительный анализ процесса развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.С. Агапова. – М.: РУДН, 2010. – 70 с.
19. Турчак С.К. К вопросу развития креативности личности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения / С.К. Турчак // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции. Сборник материалов Международного научно-практического конгресса – М., 2006. – С.10-15.
20. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. – СПб: Речь, 2010. – 96 с.
21. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – 48 с.
22. Турчак С.К. Педагогическая поддержка как способ развития креативности личности / С.К. Турчак // Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве ПМР. Материалы республиканской научно-практической конференции – Тирасполь, 2006. – С.36-38.
23. Усачева Г.В. Креативность в связи с интеллектом и успеваемостью у младших школьников / Г.В. Усачева // Ананьевские чтения, 2006: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2006. – С.492-493.
24. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности Диссертация канд. психол. наук 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии / И.К. Цхай. – М.: РГБ, 2008. – 161 с.
25. Челнокова А.В. Я-концепция и мотивы достижения как медиаторы между гендером и креативностью / А.В. Челнокова // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2007. – С.128-130.
26. Шадриков В. Д. Происхождение человечности: учеб. пособие для высших учебных заведений. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2004. – С.224.
27. Шадриков В. Д. Представление о способностях человека // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 102–111
28. Шульга Е.П. Особенности развития творческих способностей младших школьников / Е.П. Шульга // Акмеология. – 2006. – № 2. – С. 62-68.
29. Шульга Е.П. Концептуальные основы креативности / Е.П. Шульга // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 2. – С. 178-179.
30. Шульга Е.П. Структура креативных способностей: критерии, показатели, уровни / Е.П. Шульга // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 6. – С. 131-134.
31. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательской позиции у одаренных детей / Н.Б. Шумакова // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. – М., 2007. – Т.3. – С.358-359.