Курсовая работа|Педагогика

Профессиональное самоопределение в школьном возрасте

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2017 | Страниц: 59

Введение

  1. Теоретические основы выбора жизненного пути

1.1. Сущность жизненных стратегий

1.2. Формирование профессиональных представлений и направленностей

в юношеском возрасте

1.3. Ценностные ориентации и их формирование в юношеском возрасте

2. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

2.1. Методы и процедура исследования

2.2. Анализ результатов исследования.

Заключение

Литература

Приложения

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества возникает потребность в усилении субъектной активности личности в условиях, связанных с общественной, экономической, социально-политической нестабильностью социума.

Реорганизация предприятий и учреждений в условиях рыночной экономики приводит к массовому высвобождению трудоспособного населения, создавая ситуацию структурной безработицы. При этом способность к успешной реализации собственной жизненной стратегии в условиях такой социальной ситуации не во всех сформирована в достаточной степени. Это порождает проблемы, обусловленные дезадаптивной жизненной стратегией человека: невозможность найти работу, длительная безработица, неудовлетворенность своим профессиональным и личностным статусом, бегство от реальности в алкоголизацию и т.п.

В психологической науке проблематика закономерностей формирования жизненной стратегии личности в ситуациях, порожденных динамическими изменениями в обществе - безработицей, потерей специальности, профессиональной переориентацией т.д., - исследована недостаточно. Научная проблема трансформации жизненной стратегии личности заключается в выявлении психологических факторов и механизмов, способствующих эффективной реализации личностного потенциала в ситуации изменений социальной среды и собственного профессионального статуса.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ работ, непосредственно посвященных проблеме жизненной стратегии личности, показывает, что в современной психологической науке категория жизненного пути и жизненной стратегии личности является одной из важнейших. Ее значимость обусловлена, во-первых, возможностью охарактеризовать индивидуальное развитие человека. Именно описание жизненной стратегии личности содержит информацию о ее жизненных кризисах, собственным жизненным опыте, определенными личностными факторами жизненного стиля и отношения с окружающими.

На общеметодологическом уровне научным изучением проблемы жизненного пути занимались отечественные и зарубежные исследователи, среди которых следует отметить К. А. Абульханова-Славском, А. Адлера, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолова Г.А. Балла, М.А. Бердяева, Э. Берна, Л.С. Выготского, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В.К. Калина, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К. Левина, С.Д. Максименко, А. Маслоу, А. Моляко, С. Московичи, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла, Э. Фромма и др.

Для исследования проблем жизненного пути личности в современной российской психологии является характерное стремление отойти от позитивистской концепции, то есть не ограничиваться установлением его общих закономерностей.

На уровне конкретных теоретико-экспериментальных и прикладных исследований проблемы жизненного пути личности в разное время в качестве предмета находились конструкты: удовлетворенность жизнью, жизненные стратегии, образ жизни, психологическое время жизни, жизненные кризисы (А.Ф. Бондаренко, М.И. Боришевский, Л.Ф. Бурлачук, Е.И. Головаха, А.А. Донченко, В.П. Казмиренко, А.В. Киричук, С.Г. Кисарчук, В.В. Клименко, Г.С. Костюк, А.А. Кроник, В.Ф. Моргун, В.В. Москаленко, В.Г. Панок, Ю. Н. Пахомов, В. Рыбак, В.А. Роменец, С.М. Симоненко, М.Л. Смульсон, В.А. Соловиенко, Л.В. Сохань, А.Б. Старовойтенко, Т.М. Титаренко, Ю.М. Швалб, С.И. Яковенко, Т.С. Яценко и др.).

Необходимость теоретической разработки проблематики трансформации индивидуальной жизненной стратегии личности с позиций системного подхода (Г.А. Балла, В. А. Роменец, А. Татенко) обусловлена ​​внутренней логикой развития психологической науки, практическими проблемами и запросами общества, в частности, развитием системы непрерывного образования. Современные подходы в области психологии развития и педагогической психологии (А. И. Власова, А. В. Киричук, С. М. Симоненко) и психологии управления (А. И. Бондарчук) акцентируют внимание на роли социального интеллекта, социальной креативности и коммуникативных навыков в процессе самореализации личности в ситуациях обучения и переобучения.

В то же время, современные исследования особенностей жизненного пути и жизненных стратегий не уделяют достаточного внимания факторам и механизмам, которые обусловливают выбор той или иной жизненной стратегии. Ввиду отсутствия специальных исследований и общественную значимость обозначенной проблемы, ее научное изучение в наше время особенно актуально.

Цель исследования – анализ стратегий подростков по профопределению.

Объектом исследования является жизненная стратегия личности.

Предметом исследования являются психологические факторы, механизмы, субъективные и ситуативные составляющие, обусловливающие формирование, реализацию и трансформацию жизненной стратегии у подростков

Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ основных понятий, систематизация материала, сравнения и обобщения данных, моделирования.

 

 

 

1. Теоретические основы выбора жизненного пути

 1.1. Сущность жизненных стратегий

Проблемы жизненного выбора, самоопределения могут возникать у человека в любом возрасте, в любом периоде жизни, но наиболее характерным этот процесс для молодежи, поскольку именно молодежь, в первую очередь, должна определить перспективу своего развития во всех основных сферах жизнедеятельности - общественно политической, профессиональной, семейно-бытовой. Жизненный выбор, построение жизненных стратегий прежде всего является молодежной проблемой.

Каждый человек в той или иной степени прогнозирует свое будущее в соответствии со своими представлениями о цели и смысле жизни, о своем месте в обществе, сложившиеся в результате его пребывания в условиях социальной среды, под влиянием определенной системы социокультурных представлений, полученных в результате его жизнедеятельности. Сегодня, как никогда ранее в истории человечества, существует необходимость понимания того, что без глубокого понимания будущего, человек не может рассчитывать на дальнейший прогресс во всех сферах общественной и индивидуальной деятельности. [11]

В научной литературе предложен ряд понятий, которые можно применить для характеристики отношения личности к своему будущему: жизненная ориентация, жизненная программа, жизненный план. Каждое из этих понятий раскрывает одну из сторон системы представлений о будущем. Жизненная ориентация связывается чаще с иерархией форм жизнедеятельности, сложившейся в сознании человека. Жизненная программа является идеальным образом основных целей и результатов жизнедеятельности. Жизненные планы характеризуют пути достижения сформированных целей. Вместе с тем, с помощью приведенных понятий определяются отдельные составляющие отношение человека к своему будущему, описываются фрагментарные представления о формировании жизненного пути. Более высокий уровень обобщения, связанный с применением понятия «жизненная перспектива», которое определяет ту сферу отражения мира человеком, связанную с восприятием и осознанием времени.

  1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,2004.
  2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.
  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 2006.
  4. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.
  5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.
  6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.
  7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.
  8. Большая советская энциклопедия, 1975
  9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.
  10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.
  11. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 2005.
  12. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 2003.
  13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2003
  14. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.
  15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 2006.
  16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
  17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 2009.
  18. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1980.
  19. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
  20. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: 1987 г
  21. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
  22. Згурский В.С. Человек и профессия.- М.: Знание, 1982.
  23. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.
  24. Канторович Н.Е. О профессиональной ориентации школьников. - М. 2006.
  25. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 2001.
  26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
  27. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2001
  28. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. -М.: Знание, 1983.
  29. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1981
  30. Карцев И.Н. Ищи свою профессию.- М.: Молодая гвардия, 1973.
  31. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
  32. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  33. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.
  34. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под. Ред. Г.С. Никифорова. -Спб: СпбУ, 2001.
  35. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
  36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.
  37. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. -М.: МГУ, 2000.
  38. Кухарчук А.М. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: -Автореф.канд.дис. Минск,1973. 23с.
  39. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  40. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2009
  41. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 2009.
  42. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. -М.: МПСИ, 2006.
  43. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2007
  44. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003.
  45. Никифоров Г.С., Зимичев А.М. Психология профессиональной подготовки. - С-П.: изд-во С-П ун-та, 2003.
  46. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 2006,стр.198-220.
  47. Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии, 2002, 1,2 с.52-59.
  48. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.
  49. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. — М., 2004.
  50. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Москва, 1984 .
  51. Подготовка школьников к выбору профессии /Под ред. А.А.Бардиковой. -М., 2006, стр.153-154.
  52. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В.)-М.2003.
  53. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
  54. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 2001.
  55. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. Учебно-методическое пособие МГУ.,2001.
  56. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. -Воронеж ,2006, стр.38-63.
  57. Психология профессиональной подготовки. — М., 2003.
  58. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008.
  59. Пфейфер Е.В. О влиянии родителей на профессиональную ориентацию детей. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Алма-Ата.1989, стр.22-24, 50-56.
  60. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Перизд. «ВЕК», 2007.
  61. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.
  62. Смирнова Е.В. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176с.
  63. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
  64. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
  65. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 2002.
  66. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.
  67. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. - Киев, 2002.
  68. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
  69. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  70. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
  71. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Периодизация психосоциального развития, М.,2008.
  72. Энциклопедия профессионального образования. В Зт. /Рук. авт. колл., науч, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 2009

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское