Введение
- Теоретические основы выбора жизненного пути
1.1. Сущность жизненных стратегий
1.2. Формирование профессиональных представлений и направленностей
в юношеском возрасте
1.3. Ценностные ориентации и их формирование в юношеском возрасте
2. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2.1. Методы и процедура исследования
2.2. Анализ результатов исследования.
Заключение
Литература
Приложения
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества возникает потребность в усилении субъектной активности личности в условиях, связанных с общественной, экономической, социально-политической нестабильностью социума.
Реорганизация предприятий и учреждений в условиях рыночной экономики приводит к массовому высвобождению трудоспособного населения, создавая ситуацию структурной безработицы. При этом способность к успешной реализации собственной жизненной стратегии в условиях такой социальной ситуации не во всех сформирована в достаточной степени. Это порождает проблемы, обусловленные дезадаптивной жизненной стратегией человека: невозможность найти работу, длительная безработица, неудовлетворенность своим профессиональным и личностным статусом, бегство от реальности в алкоголизацию и т.п.
В психологической науке проблематика закономерностей формирования жизненной стратегии личности в ситуациях, порожденных динамическими изменениями в обществе - безработицей, потерей специальности, профессиональной переориентацией т.д., - исследована недостаточно. Научная проблема трансформации жизненной стратегии личности заключается в выявлении психологических факторов и механизмов, способствующих эффективной реализации личностного потенциала в ситуации изменений социальной среды и собственного профессионального статуса.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ работ, непосредственно посвященных проблеме жизненной стратегии личности, показывает, что в современной психологической науке категория жизненного пути и жизненной стратегии личности является одной из важнейших. Ее значимость обусловлена, во-первых, возможностью охарактеризовать индивидуальное развитие человека. Именно описание жизненной стратегии личности содержит информацию о ее жизненных кризисах, собственным жизненным опыте, определенными личностными факторами жизненного стиля и отношения с окружающими.
На общеметодологическом уровне научным изучением проблемы жизненного пути занимались отечественные и зарубежные исследователи, среди которых следует отметить К. А. Абульханова-Славском, А. Адлера, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолова Г.А. Балла, М.А. Бердяева, Э. Берна, Л.С. Выготского, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В.К. Калина, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К. Левина, С.Д. Максименко, А. Маслоу, А. Моляко, С. Московичи, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла, Э. Фромма и др.
Для исследования проблем жизненного пути личности в современной российской психологии является характерное стремление отойти от позитивистской концепции, то есть не ограничиваться установлением его общих закономерностей.
На уровне конкретных теоретико-экспериментальных и прикладных исследований проблемы жизненного пути личности в разное время в качестве предмета находились конструкты: удовлетворенность жизнью, жизненные стратегии, образ жизни, психологическое время жизни, жизненные кризисы (А.Ф. Бондаренко, М.И. Боришевский, Л.Ф. Бурлачук, Е.И. Головаха, А.А. Донченко, В.П. Казмиренко, А.В. Киричук, С.Г. Кисарчук, В.В. Клименко, Г.С. Костюк, А.А. Кроник, В.Ф. Моргун, В.В. Москаленко, В.Г. Панок, Ю. Н. Пахомов, В. Рыбак, В.А. Роменец, С.М. Симоненко, М.Л. Смульсон, В.А. Соловиенко, Л.В. Сохань, А.Б. Старовойтенко, Т.М. Титаренко, Ю.М. Швалб, С.И. Яковенко, Т.С. Яценко и др.).
Необходимость теоретической разработки проблематики трансформации индивидуальной жизненной стратегии личности с позиций системного подхода (Г.А. Балла, В. А. Роменец, А. Татенко) обусловлена внутренней логикой развития психологической науки, практическими проблемами и запросами общества, в частности, развитием системы непрерывного образования. Современные подходы в области психологии развития и педагогической психологии (А. И. Власова, А. В. Киричук, С. М. Симоненко) и психологии управления (А. И. Бондарчук) акцентируют внимание на роли социального интеллекта, социальной креативности и коммуникативных навыков в процессе самореализации личности в ситуациях обучения и переобучения.
В то же время, современные исследования особенностей жизненного пути и жизненных стратегий не уделяют достаточного внимания факторам и механизмам, которые обусловливают выбор той или иной жизненной стратегии. Ввиду отсутствия специальных исследований и общественную значимость обозначенной проблемы, ее научное изучение в наше время особенно актуально.
Цель исследования – анализ стратегий подростков по профопределению.
Объектом исследования является жизненная стратегия личности.
Предметом исследования являются психологические факторы, механизмы, субъективные и ситуативные составляющие, обусловливающие формирование, реализацию и трансформацию жизненной стратегии у подростков
Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ основных понятий, систематизация материала, сравнения и обобщения данных, моделирования.
1. Теоретические основы выбора жизненного пути
1.1. Сущность жизненных стратегий
Проблемы жизненного выбора, самоопределения могут возникать у человека в любом возрасте, в любом периоде жизни, но наиболее характерным этот процесс для молодежи, поскольку именно молодежь, в первую очередь, должна определить перспективу своего развития во всех основных сферах жизнедеятельности - общественно политической, профессиональной, семейно-бытовой. Жизненный выбор, построение жизненных стратегий прежде всего является молодежной проблемой.
Каждый человек в той или иной степени прогнозирует свое будущее в соответствии со своими представлениями о цели и смысле жизни, о своем месте в обществе, сложившиеся в результате его пребывания в условиях социальной среды, под влиянием определенной системы социокультурных представлений, полученных в результате его жизнедеятельности. Сегодня, как никогда ранее в истории человечества, существует необходимость понимания того, что без глубокого понимания будущего, человек не может рассчитывать на дальнейший прогресс во всех сферах общественной и индивидуальной деятельности. [11]
В научной литературе предложен ряд понятий, которые можно применить для характеристики отношения личности к своему будущему: жизненная ориентация, жизненная программа, жизненный план. Каждое из этих понятий раскрывает одну из сторон системы представлений о будущем. Жизненная ориентация связывается чаще с иерархией форм жизнедеятельности, сложившейся в сознании человека. Жизненная программа является идеальным образом основных целей и результатов жизнедеятельности. Жизненные планы характеризуют пути достижения сформированных целей. Вместе с тем, с помощью приведенных понятий определяются отдельные составляющие отношение человека к своему будущему, описываются фрагментарные представления о формировании жизненного пути. Более высокий уровень обобщения, связанный с применением понятия «жизненная перспектива», которое определяет ту сферу отражения мира человеком, связанную с восприятием и осознанием времени.