Курсовая работа|Педагогика

Формы и методы работы педагога-психолога по подготовке ребёнка к школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2017 | Страниц: 27

Введение 

Глава 1. Теоретические основы работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе 

1.1. Понятие готовности ребенка к школе

1.2. Анализ форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе в ДОУ

Глава 2. Экспериментальное исследование для обоснования выбора форм и методов работы педагога-психолога ДОУ по подготовке ребенка к школе

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Диагностика уровня отношения к школе и ее результаты

2.3. Предложения по оптимизации форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе

Заключение

Список литературы

Приложение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в подготовительной группе детского сада, встают вопросы о его готовности детей к школе (что должен знать и уметь каждый в скором будущем ученик? как скорректировать и должным образом направить его развитие, в случае необходимости? как обеспечить необходимую преемственность детского садика и школы? какие пути сотрудничества педагогов и родителей можно в данном направлении найти? и др.)

На все эти вопросы стараются дать ответы многие авторы. Многие из публикаций, основанных на живом педагогическом опыте, будут интересны воспитателям подготовительных групп и родителям будущих первоклассников.

Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не новшество и имеет соответствующий материал и опыт работы, обобщающий подготовку старших дошкольников в детских садах.

Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе.

Разработка проблемы в научной литературе.

Проводя исследования психологической готовности, ученые, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста.

Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка - этой концепции придерживались и Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и др.

Анализ литературы показал наличие противоречия между потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе и недостаточной изученностью зависимости уровня готовности детей к школе от содержания и степени сформированности у них личностных новообразований мотивационного характера. Необходимость разрешения данного противоречия обусловило выбор темы курсовой работы, проблема которой заключается в поиске возможностей оптимизации форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе.

Объект исследования - факторы готовности ребенка к школе.

Предмет исследования – деятельность педагога-психолога по подготовке ребенка к школе.

Гипотеза. Формы и методы работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе должны быть направлены на оптимизацию взаимоотношений его со сверстниками, взрослыми и отношение к школе, которые являются значимыми компонентами и показателями готовности детей к школе.

Проблема, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

  1. Охарактеризовать понятие готовности ребенка к школе.
  2. Провести анализ форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе в исследуемом ДОУ.
  3. Продиагностировать уровень отношения к школе
  4. Предложить рекомендации по оптимизации форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе.

Методологическую основу исследования составляют идеи Л.С. Выготского сензитивных периодах развития личности; концепции формирования готовности ребенка к школе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); концепции развития способностей с позиции личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.)

Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, тестирование, сравнение, анализ.

Практическая значимость. Выводы и результаты исследования могут быть интересны и воспитателям детского сада, и учителям начальных классов, и родителям дошкольников.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, одну главу, выводы, список литературы.

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 1.1. Понятие готовности ребенка к школе

Как указывается в изученной литературе[1], готовностью к школьному обучению представляет собой необходимый и достаточный уровень развития ребенка до освоения школьной программы в условиях обучения в школьном коллективе.

Исследователями[2] выделение компонентов школьной готовности производится по различным критери­ям и на разных основаниях. В структуре готовности принято выделять следующие компоненты:

Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

         Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Психосоциальная готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

В ходе изучения литературы нами были выделены особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, рассмотрено понятие «готовности».

Ведущими компонентами готовности старших дошкольников к обучению в образовательном учреждении выступают: вербальный, перцептивный и интеракционный, обеспечивающие успешную реализацию соответствующих функций общения ребенка с участниками образовательного процесса и сверстниками.

В дошкольном возрасте общение со взрослым приобретает внеситуативный характер. К старшему дошколь­ному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонима­нии и сопереживании и личностные мотивы общения.

Следует подчеркнуть, что в литературе[3] преобладают следующие «предпочтительные» цели подготовки детей к школе.

Образовательные: формирование запаса знаний, умений и навыков;
формирование умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль и самооценку.

Развивающие: овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстраги-рование); формирование умения понять задачу. Цель - дать детям почувствовать радость от осознания собственных сил и успехов.

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Наука, 2007. - 267 с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 612 с.
  3. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Просвещение, 2009. - 213 с.
  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. (ред) Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
  6. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет/Под ред. ВераксаН.Е. - М., 2010 - 150 с.
  7. Кондрух Л.А. Методика реализации концептуальной модели формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе// Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. – Курган: КГУ, 2009. – с. 17-20.
  8. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с.
  9. Кузнецова В.Г. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Просвещение, 2015. - 272 с.
  10. Лящук А.Н. Об особенностях формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с ЗПР // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 560-562.
  11. Маврина Л., Васильева И. Работа в ДОУ. - М.: Издательство: Стрекоза, - 320 с.
  12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001. - 256 с.
  13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Генезис, 2002. – 428 с.
  14. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. – М.: Новая школа, 2004. - 368 с.
  15. Практикум по возвратной психологии// Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  16. Степанова О.А. и др. Подготовка детей к школе. – М.: Просвещение, 2007. - 192 с.
  17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
  18. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: Аркадия, 2008. – 256 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское