Введение
Глава 1. Теоретические основы работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе
1.1. Понятие готовности ребенка к школе
1.2. Анализ форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе в ДОУ
Глава 2. Экспериментальное исследование для обоснования выбора форм и методов работы педагога-психолога ДОУ по подготовке ребенка к школе
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Диагностика уровня отношения к школе и ее результаты
2.3. Предложения по оптимизации форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в подготовительной группе детского сада, встают вопросы о его готовности детей к школе (что должен знать и уметь каждый в скором будущем ученик? как скорректировать и должным образом направить его развитие, в случае необходимости? как обеспечить необходимую преемственность детского садика и школы? какие пути сотрудничества педагогов и родителей можно в данном направлении найти? и др.)
На все эти вопросы стараются дать ответы многие авторы. Многие из публикаций, основанных на живом педагогическом опыте, будут интересны воспитателям подготовительных групп и родителям будущих первоклассников.
Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не новшество и имеет соответствующий материал и опыт работы, обобщающий подготовку старших дошкольников в детских садах.
Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе.
Разработка проблемы в научной литературе.
Проводя исследования психологической готовности, ученые, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста.
Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка - этой концепции придерживались и Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и др.
Анализ литературы показал наличие противоречия между потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе и недостаточной изученностью зависимости уровня готовности детей к школе от содержания и степени сформированности у них личностных новообразований мотивационного характера. Необходимость разрешения данного противоречия обусловило выбор темы курсовой работы, проблема которой заключается в поиске возможностей оптимизации форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе.
Объект исследования - факторы готовности ребенка к школе.
Предмет исследования – деятельность педагога-психолога по подготовке ребенка к школе.
Гипотеза. Формы и методы работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе должны быть направлены на оптимизацию взаимоотношений его со сверстниками, взрослыми и отношение к школе, которые являются значимыми компонентами и показателями готовности детей к школе.
Проблема, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
- Охарактеризовать понятие готовности ребенка к школе.
- Провести анализ форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе в исследуемом ДОУ.
- Продиагностировать уровень отношения к школе
- Предложить рекомендации по оптимизации форм и методов работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе.
Методологическую основу исследования составляют идеи Л.С. Выготского сензитивных периодах развития личности; концепции формирования готовности ребенка к школе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); концепции развития способностей с позиции личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.)
Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, тестирование, сравнение, анализ.
Практическая значимость. Выводы и результаты исследования могут быть интересны и воспитателям детского сада, и учителям начальных классов, и родителям дошкольников.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, одну главу, выводы, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Понятие готовности ребенка к школе
Как указывается в изученной литературе[1], готовностью к школьному обучению представляет собой необходимый и достаточный уровень развития ребенка до освоения школьной программы в условиях обучения в школьном коллективе.
Исследователями[2] выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. В структуре готовности принято выделять следующие компоненты:
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
Психосоциальная готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
В ходе изучения литературы нами были выделены особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, рассмотрено понятие «готовности».
Ведущими компонентами готовности старших дошкольников к обучению в образовательном учреждении выступают: вербальный, перцептивный и интеракционный, обеспечивающие успешную реализацию соответствующих функций общения ребенка с участниками образовательного процесса и сверстниками.
В дошкольном возрасте общение со взрослым приобретает внеситуативный характер. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения.
Следует подчеркнуть, что в литературе[3] преобладают следующие «предпочтительные» цели подготовки детей к школе.
Образовательные: формирование запаса знаний, умений и навыков;
формирование умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль и самооценку.
Развивающие: овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстраги-рование); формирование умения понять задачу. Цель - дать детям почувствовать радость от осознания собственных сил и успехов.