Введение
Глава 1 Сущность и система методической работы
1.1. Сущность и задачи методической работы в образовательном учреждении
1.2. Система методической работы педагогов
Глава 2 Формы коллективной работы педагогов
2.1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования
2.2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности
2.3. Анализ форм и методов работы по подготовке детей к школе в ДОУ
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Центральное место занимает поддержка процессов развития образования, нацеленная на развитие образовательного учреждения, работающего в новых социально-педагогических условиях, и профессионализма участников образовательного процесса, осваивающих новые модели обучения и воспитания.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая служба.
Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что она (личность) формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и педагог имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, — «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса».
Основной миссией методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала.
В соответствии с данной миссией, с одной стороны, и новым содержанием образования, новыми образовательными технологиями, развитием педагогического творчества, с другой, вызвана необходимость приведения службы в соответствие с требованиями времени.
Цель работы – комплексный анализ групповых форм методической работы в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
- рассмотреть подходы к определению понятия и сущности качества образования;
- изучить систему организации методической работы как основу повышения качества образования;
- исследовать организацию методической работы;
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные – метод теоретического анализа специальной литературы по заявленной проблеме исследования, обобщения, системного анализа и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта; эмпирические – опрос, анкетирование и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные результаты могут быть использованы при организации работы методических служб общеобразовательных организаций. Разработанный в ходе исследования подход к организации методической работы позволит осуществлять оценку успешности процессов модернизации образования на школьном уровне.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1 Сущность и задачи методической работы в образовательном учреждении
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогическим работникам в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога. Определить цели и задачи методической работы - значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты. Цель, прежде всего, заключается в росте педагогического мастерства. При постановке задач нужно учитывать функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования и воспитания 2 учащихся, педагогической науке и передовому педагогическому опыту; функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу, к конкретному педагогу. Организуя индивидуальную работу с конкретным учителем, можно сформулировать задачи в более обобщенном виде: формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы образовательной и воспитательной деятельности конкретного педагога. Правильная постановка задач методической работы способствует оптимальному выбору средств решения этих задач. Главным из этих средств выступает содержание методической работы в учреждении образования. Направления работы методического объединения:
- изучение вопросов организации образовательного и воспитательного процессов; овладение научной методологией;
- ознакомление с новыми положениями, документами, постановлениями и т. д.;
- углубленное изучение методики проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- опережающее рассмотрение вопросов методики изучения наиболее сложных вопросов внеклассной и внешкольной работы с демонстрацией открытых внешкольных мероприятий, воспитательных часов;
- изучение положений дидактики, теории воспитания, попытка их практического применения;