Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
1.2. Особенности обучения детей с нарушениями слуха
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с нарушениями слуха
2.1. Исследование индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха
2.2. Методические рекомендации по организации обучения детей с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Период дошкольного детства - очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности. Нарушения слуха в дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем и дошкольном возрасте являлись предметом научных исследований.
Существенное значение для психического развития ребенка имеет возникновение снижения слуха и степень его сохранности. Возникает сложная структура первичных и вторичных отклонений в психическом развитии неслышащего ребенка. Первичный симптом (нарушение или отсутствие слуха) приводит к отклонениям вторичного порядка – нарушениям в развитии речи. Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков.
Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов.
Проблема обучения слабослышащих дошкольников является актуальной для всей системы образования. В трудах Богдановой Т.Н. [1], Розановой Т.В. [19], Соловьева И.М. [19] отмечено, что в связи с особенностями умственного развития детей с нарушениями слуха, в частности с отставанием в развитии речи и мышления у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий, что затрудняет процесс обучения.
В сурдопсихологии основу разработки проблемы коррекции нарушенного развития ребенка со слуховой депривацией составляют общетеоретические идеи Л.С. Выготского. В соответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка, которые прежде всего выражаются в нарушениях речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с ними нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие развития восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также личностного развития. Вся система работы дошкольного учреждения направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения. Поэтому формирование речи как средства общения является одной из ведущих задач в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях. Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произношению детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специальных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, например, связанные с наличием особенностей в развитии познавательной деятельности и т.д. [5].
Цель исследования – изучение проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении.
Объект исследования – индивидуальные особенности дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования – методы обучения детей с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении.
- Провести эмпирическое исследование индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха.
- Разработать методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей.
Методологические основы исследования: Научно-методические основы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха заложены в трудах P.M. Боскис [2], Г.Л. Выгодской [4], Л.А. Головчиц [6], Г.Л. Зайцевой [7], С.А. Зыкова [8], Б.Д. Корсунской [11], Е.П. Кузьмичевой [12], Э.И. Леонгард [13], Е.А. Малхасьян [14], Л.П. Носковой [15], Н.Д. Шматко [21] и др.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 33 страницы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать неречевые и речевые звуки [1].
Рассмотрим основные типы нарушений слуха:
- Кондуктивная тугоухость – нарушение прохождения звука до внутреннего уха (звукопроведения), причины которого находятся в наружном или среднем ухе. Такая тугоухость обычно исправляется путем лечения или хирургическим путем [1].
При кондуктивной тугоухости звуки, шумы и речь воспринимаются приглушенно, значительно снижается расстояние восприятия. Качество воспринимаемых звуков не меняется. Понимание речи ограничено, но при соответственном усилении громкости возможно. Разборчивость речи значительно снижается в области безударных слогов, окончаний слов, при этом восприятие ритмико-интонационных особенностей в основном сохраняется. Контроль собственной речи сохраняется.
- Сенсоневральная тугоухость – нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы во внутреннем ухе (звуковосприятия), стойкое и необратимое поражение слуховых рецепторов (слуховых волосковых клеток) в улитке (кохлеа). Сенсоневральная тугоухость может проявиться в любом возрасте, а причины нарушения звуковосприятия – достаточно разнообразны 1[].
Слуховое восприятие при сенсоневральной тугоухости нарушено по нескольким показателям: звуки воспринимаются тише; понимание речи затруднено, особенно в шумной обстановке; ограничен частотный диапазон восприятия (волосковые клетки повреждены неравномерно, поэтому некоторые частоты не передаются, а другие – передаются частично, вследствие этого слуховые образы искажены и отрывочны); страдает временная разрешающая способность (высокие тихие тоны перекрываются низкими громкими, при нарастании громкости звуки воспринимаются интенсивнее, чем в норме, восприятие своей и чужой речи значительно ограничено).
Медицинская реабилитация при сенсоневральном нарушении слуха, включает слухопротезирование (используются слуховые аппараты) или кохлеарную имплантацию.
- Смешанная тугоухость – нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость) и звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) на одном и том же ухе одновременно. Степень снижения слуха может быть разной – от легкой до глухоты. При восприятии звуков выражены особенности, характерные как для кондуктивной, так и для сенсоневральной тугоухости [1].
В зависимости от интенсивности и частотности, нарушения слуха различают глухоту (глухие, неслышащие) – нарушение слуха, при котором невозможно обнаруживать и понимать звуки, в том числе и речи; и тугоухость (слабослышащие, плохослышащие) – более легкое нарушение слуха, при котором восприятие звуков затруднено.
Наиболее серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития.
Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:
1) степень нарушения слуха;
2) время возникновения слухового дефекта;
3) педагогические условия, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;