Курсовая работа|Педагогика

Учет индивидуальных особенностей при обучении детей с нарушениями слуха

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 34

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении

1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

1.2. Особенности обучения детей с нарушениями слуха

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с нарушениями слуха  

2.1. Исследование индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха

2.2. Методические рекомендации по организации обучения детей с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей

Заключение

Список литературы

Актуальность темы. Период дошкольного детства - очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности. Нарушения слуха в дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем и дошкольном возрасте являлись предметом научных исследований.

Существенное значение для психического развития ребенка имеет возникновение снижения слуха и степень его сохранности. Возникает сложная структура первичных и вторичных отклонений в психическом развитии неслышащего ребенка. Первичный симптом (нарушение или отсутствие слуха) приводит к отклонениям вторичного порядка – нарушениям в развитии речи. Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков.

Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов.

Проблема обучения слабослышащих дошкольников является актуальной для всей системы образования. В трудах Богдановой Т.Н. [1], Розановой Т.В. [19], Соловьева И.М. [19] отмечено, что в связи с особенностями умственного развития детей с нарушениями слуха, в частности с отставанием в развитии речи и мышления у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий, что затрудняет процесс обучения.

В сурдопсихологии основу разработки проблемы коррекции нарушенного развития ребенка со слуховой депривацией составляют общетеоретические идеи Л.С. Выготского. В соответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка, которые прежде всего выражаются в нарушениях речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с ними нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие развития восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также личностного развития. Вся система работы дошкольного учреждения направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения. Поэтому формирование речи как средства общения является одной из ведущих задач в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях. Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произношению детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специальных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, например, связанные с наличием особенностей в развитии познавательной деятельности и т.д. [5].

Цель исследования – изучение проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении.

Объект исследования – индивидуальные особенности дошкольников с нарушением слуха.

Предмет исследования – методы обучения детей с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении.
  2. Провести эмпирическое исследование индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха.
  3. Разработать методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей.

Методологические основы исследования: Научно-методические основы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха заложены в трудах P.M. Боскис [2], Г.Л. Выгодской [4], Л.А. Головчиц [6], Г.Л. Зайцевой [7], С.А. Зыкова [8], Б.Д. Корсунской [11], Е.П. Кузьмичевой [12], Э.И. Леонгард [13], Е.А. Малхасьян [14], Л.П. Носковой [15], Н.Д. Шматко [21] и др.

Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование.

Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 33 страницы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы учета индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха при обучении

1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать неречевые и речевые звуки [1].

Рассмотрим основные типы нарушений слуха:

- Кондуктивная тугоухость – нарушение прохождения звука до внутреннего уха (звукопроведения), причины которого находятся в наружном или среднем ухе. Такая тугоухость обычно исправляется путем лечения или хирургическим путем [1].

При кондуктивной тугоухости звуки, шумы и речь воспринимаются приглушенно, значительно снижается расстояние восприятия. Качество воспринимаемых звуков не меняется. Понимание речи ограничено, но при соответственном усилении громкости возможно. Разборчивость речи значительно снижается в области безударных слогов, окончаний слов, при этом восприятие ритмико-интонационных особенностей в основном сохраняется. Контроль собственной речи сохраняется.

- Сенсоневральная тугоухость – нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы во внутреннем ухе (звуковосприятия), стойкое и необратимое поражение слуховых рецепторов (слуховых волосковых клеток) в улитке (кохлеа). Сенсоневральная тугоухость может проявиться в любом возрасте, а причины нарушения звуковосприятия – достаточно разнообразны 1[].

Слуховое восприятие при сенсоневральной тугоухости нарушено по нескольким показателям: звуки воспринимаются тише; понимание речи затруднено, особенно в шумной обстановке; ограничен частотный диапазон восприятия (волосковые клетки повреждены неравномерно, поэтому некоторые частоты не передаются, а другие – передаются частично, вследствие этого слуховые образы искажены и отрывочны); страдает временная разрешающая способность (высокие тихие тоны перекрываются низкими громкими, при нарастании громкости звуки воспринимаются интенсивнее, чем в норме, восприятие своей и чужой речи значительно ограничено).

Медицинская реабилитация при сенсоневральном нарушении слуха, включает слухопротезирование (используются слуховые аппараты) или кохлеарную имплантацию.

- Смешанная тугоухость – нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость) и звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) на одном и том же ухе одновременно. Степень снижения слуха может быть разной – от легкой до глухоты. При восприятии звуков выражены особенности, характерные как для кондуктивной, так и для сенсоневральной тугоухости [1].

В зависимости от интенсивности и частотности, нарушения слуха различают глухоту (глухие, неслышащие) – нарушение слуха, при котором невозможно обнаруживать и понимать звуки, в том числе и речи; и тугоухость (слабослышащие, плохослышащие) – более легкое нарушение слуха, при котором восприятие звуков затруднено.

Наиболее серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития.

Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:

1) степень нарушения слуха;

2) время возникновения слухового дефекта;

3) педагогические условия, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
  2. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
  3. Волосовец Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
  4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм -М.: Просвещение, 2011. - 174 с.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1997. – 246 с.
  6. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Сурдопедагогика» («Дошкольная сурдопедагогика»), «Специальная дошкольная педагогика и психология» («Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика») / Л.А. Головчиц. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 319 с.
  7. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 192 с.
  8. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2011. - 200 с.
  9. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения: Сб. / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Педагогика, 2012. - 192 с.
  10. Клещевникова В.И. Нормативно – правовое обеспечение работы коррекционных и оздоровительных групп ДОУ.- //Справочник руководителя ДОУ, 2015, №5. - С.37.
  11. Корсунская Б.Д. Не говори ребенку - ты плохой - М. : Классикс Стиль, 2013. – 95с.
  12. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 классы: пособие для учителя. – М.:, Просвещение, 2012. - 160 с.
  13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье - М.: Просвещение, 2013. - 319 с.
  14. Малхасьян Е.А. Методика обучения взрослых глухих учащихся навыкам написания сочинений / Е.А. Малхасьян. - СПб.: Изд-во ЛВЦ ВОГ, 2011. - 35 с.
  15. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. П. Носковой. - М.: Просвещение, 2013. -224 с.
  16. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1014. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
  17. Основы психологии детей с нарушениями слуха: Учебное пособие / Сост. О.И. Суслова. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.- 92 с.
  18. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  19. Соловьев И.М., Шиф Ж.И. Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. - М.: Педагогика, 2011. - 448 с.
  20. Чулкова М.С., Дьякова О.В. Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении // Инновационная наука. 2016. №4-2 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-soprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-sluha-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 18.11.2016).
  21. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; Предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013 – 204 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское