ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА
1.1. Понятие морфемы. Основные типы морфем в русском языке
1.2. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу
Глава 2. РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Комплекс упражнений по изучению состава слова
2.2. Динамика изучения состава слова в 3 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русский язык – один из важнейших предметов в системе учебно-воспитательного процесса. Через его изучение в начальных классах осуществляется начальное языковое образование младших школьников, их умственное и речевое развитие, что в дальнейшем будет способствовать формированию личности, обладающей умениями и навыками свободно, коммуникативно оправданно пользоваться языковыми средствами в разных формах, сферах и жанрах речи.
Ознакомление младших школьников с морфемным строением слова, с различными словообразовательными средствами раскрывает широкие возможности для систематического расширения, уточнения словаря детей, овладения одним из способов раскрытия лексического значения слова. Кроме того, учащиеся осознают строение слова и процессы его образования. Иными словами, дети проникают в «тайну» слова, познают пути развития и пополнения словаря языка новыми словами, правильно понимают значение слова, что, безусловно, положительно сказывается на развитии их речи.
Изучая состав слова, ученики повышают также орфографическую грамотность, сознательно усваивают основные правила орфографии русского языка. Таким образом, изучение темы «Состав слова» расширяет не только лингвистическое, но и общее развитие учащихся начальных классов, повышает их общеязыковую культуру.
Опыт проведения уроков в школе показывает, что при разработке этого раздела учитель должен уделять больше внимания тому, чтобы дети открывали способы образования слов, осознавали происхождение некоторых из них, а также устанавливали взаимосвязь между лексическим значением слова и его морфемным строением. Целенаправленно следует управлять обогащением словарного запаса, совершенствованием орфографических навыков.
Отдельные аспекты изучения морфемного строения слова исследовались такими учеными, как К.Д. Ушинским, Г.И. Блиновым, В.Н. Горлановым, Г.В. Блохиной, Степаново И. Д. и другими. Все эти исследования представляют научный интерес. Однако отдельные аспекты обучения морфемному строению слова младших школьников еще недостаточно исследованы. Поэтому тема данной курсовой работы «Совершенствование работы над составом слова в начальной школе» актуальна.
Объект исследования – процесс обучения морфемной структуре слова русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методика работы учителя начальных классов над усвоением младшими школьниками морфемного строения слова на уроках русского языка.
Целью курсовой работы является выявление путей совершенствования работы над составом слова в начальной школе. Для достижения данной цели требовалось решить ряд задач:
- Изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
- Выявить типичные ошибки младших школьников в разборе слов по составу и установить их причины.
- Предложить комплекс упражнений по предупреждению и устранению выявленных ошибок в определении состава слова младшими школьниками.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ литературных источников, изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА
1.1. Понятие морфемы. Основные типы морфем в русском языке
Современная русская лексика постоянно обогащается благодаря образованию новых слов по определенным закономерностям. Есть два источника обогащения словарного запаса: образование и заимствования слов. Из других языков заимствуется относительно немного слов. Основным источником обогащения лексики русского языка является словообразования на базе собственных ресурсов.
Научные открытия, развитие производства, науки, техники, культуры вызывают к жизни новые предметы и понятия. А чтобы назвать их, нужны и новые слова. Каждое слово является общественным явлением, поскольку обусловлено потребностями общества [14, с.43].
Новые слова образуются для того, чтобы назвать новые предметы и понятия. Например, в свое время новое слово «луноход» возникло из элементов, которые существовали в языке. Все вновь образованные слова оформляются по грамматическим законам языка [15, с.54].
Новые слова, образованные по аналогии с уже существующими в языке, нужны и для того, чтобы по-новому назвать уже давно существующие реалии, то есть, чтобы заменить старые названия новыми. Отсюда можно сделать вывод о том, что словообразование является основным источником обогащения словарного запаса языка [14, с. 28].
Словообразование как раздел языкознания изучает морфемную и словообразовательную структуру слов, способы их образования. словообразовательные значения, возникающие в процессе словообразования.
Каждое слово представляет собой единство взаимосвязанных и определенным образом расположенных морфем. Раздел грамматики, в котором изучаются эти части слова, называется морфемикой. Итак, морфемика изучает морфемное строение слова, то есть совокупность значимых частей, выделяемых в слове.
Большинство слов русского языка представляют собой структурное целое, состоящее из определенных образом связанных между собой частей морфем. Поскольку слово как единица языка выступает перед ними в единстве плана выражения и плана содержания, то так же и каждое из его частей имеет бинарную структуру: внешнюю и внутреннюю стороны, форму и содержание.
И. Бодуэн де Куртенэ в 70-х годах XIX века дал четкое и развернутое толкование термина, морфема. На сегодняшний день оно стало наиболее распространенным и общепринятым в современной лингвистике.
Морфема - это наименьшая неделимая значимая часть слова, то есть наиболее меньшая двусторонняя единица в строении слова, которая не разлагается на единицы в таком же порядке [19, c. 40].
Например, в словах выделяют такие морфемы, как корень, приставка, суффикс, окончание.
В слове пианистка можно выделить следующие морфемы: корень ( пиан-), суффикс (-ист-), суффикс (-к-), окончания (-а).
С точки зрения морфемного строения все слова русского языка можно разделить на 2 типа. Первый тип составляют слова, имеющие в своем составе как минимум две морфемы (основание и окончания (мор-е, речей-а), а как максимум 7-8. Таких слов подавляющее большинство в современном русском языке. Второй тип это слова, которые имеют непроизводной основу и не имеют форм словоизменения (над, под, но, ой, там, только, меню, шоссе и т.д.).
Особый тип составляют слова, структура которых образована с помощью морфем, а других слов, которым свойственно самостоятельное функционирование в языке: ди-ван - кровать, завод - автомат, выставка - продажа и т.д.
Значимость морфем оказывается в сопоставлении грамматических форм одного и того же слова или в ряде родственных слов. Так, например, слова деревьев-о, деревьев-а, деревьев-м, деревьев-ом, на деревьях и отличаются своими окончаниями, последнее вызывает разницу грамматических значений: заключение - в передает значение именительного падежа, среднего рода, единственного числа; окончание - а - значение родительного падежа, среднего рода, единственного числа; окончания -у- дательного падежа и т.д.