Курсовая работа|Педагогика

Развитие чувства ритма у детей в игре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития чувства ритма в дошкольном возрасте

  • Сущность понятия, значение, классификация музыкально-дидактических игр
  • Развитие  чувства   ритма   у   детей     старшего   дошкольного возраста  
  • Музыкально-ритмические движения как основа развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2.  Организация и методика выявления развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры  

2.1. Диагностика уровня сформированности чувства ритма

2.2. Разработка основных направлений работы со старшими дошкольниками по развитию чувства ритма посредством использования музыкально-дидактических игр

Заключение

Список литературы  

Актуальность исследования. Одна из главных задач современного дошкольного образования в воспитании подрастающего поколения - это формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и музыкальную культуру. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, П.П. Збруевой, В.И. Гринер, М.А. Румер. Научные исследования в области музыкально-ритмичес­кого воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С. Бабаджан, С.Д. Руднева, Е.Н.Соковнина, В.В. Цивкина, Т.П. Ломова и др.

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов Л.С.  Выготского,  А.Н.Леонтьева,  Е.В.  Назайкинского,  Б.М.  Теплова,  Д.Б.Эльконина и др.,  раскрывающие деятельностный аспект развития музыкально-ритмических способностей. Вопросы развития музыкальных способностей дошкольников рассмотрены также в работах Э.Б.Абдуллина,  Ю.Б.Алиева,  О.А.Апраксиной,  Н.А. Ветлугиной,  А.Н.Зиминой,  О.П. Радыновой .

Практика массового музыкального воспитания в дошкольных учреждениях образования свидетельствует о том, что в большинстве своем организация процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста не всегда соответствует современной потребности развития активной и легко адаптирующейся к разнообразным  ритмическим условиям личности дошкольника. Это происходит несмотря на то, что музыкальная деятельность является одним из мощнейших и эффективных источников активизации деятельности дошкольника. При этом, музыкальное чувство ритма способствует эффективной адаптации и самовыражению дошкольников не только в музыкальной, но и в других видах деятельности [21, c. 187]. Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью развития у детей дошкольного возраста чувства ритма и недостатком методических разработок применения различных видов музыкальной деятельности с этой целью. Решение данной проблемы и обусловило выбор темы работы.

Цель исследования: выявить педагогические условия применения музыкально-дидактических игр в процессе музыкального воспитания с целью развития у дошкольников чувства ритма.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания в дошкольном учреждении образования.

Предмет исследования: особенности использования музыкально-дидактических игр в процессе развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при условии использования в музыкальной деятельности дошкольников музыкально-дидактических игр.

Цель и гипотеза исследования обусловили выполнение следующих задач:

  • рассмотреть понятие «музыкально-дидактическая игра» как вид собственно музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
  • проанализировать и обобщить основные аспекты проблемы формирования и развития чувства ритма у дошкольников в теории и практике музыкального воспитания в дошкольном учреждении образования;
  • выявить эмпирическим путем актуальный уровень сформированности чувства ритма у детей среднего школьного возраста;
  • разработать направления работы с целью развития чувства ритма у дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр.

Методы исследования:

  • теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования
  • наблюдение
  • педагогический эксперимент (констатирующий этап)

База исследования:

Структура курсовой  работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития чувства ритма в дошкольном возрасте

1.1. Сущность понятия, значение, классификация музыкально-дидактических игр

 Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка. Для того чтобы оно выполняло свою социальную функцию, необходимо развитие музыкального восприятия, которому выделяется универсальная роль, поскольку оно связано со всеми видами музыкальной деятельности детей. В быту музыкаль­ные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагоги­ка рассматривает музыкально-дидактические игры.

          Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука[1].

Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.  Игровые действия  - это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала[2].

Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий.  Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

  1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 96с.
  2. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. 336 с.
  3. Аджимуратова З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. -2016. - №5. - С. 655-658.
  4. Арзамасцева Н. Аспекты формирования музыкальных способностей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 82-84.
  5. Арчажникова, Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. - М., 2012. 309 с.
  6. Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2014. - 296с.
  7. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 320с.
  8. Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
  9. Дрень О. Е. Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности// Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 5. - с. 186.
  10. Елисеева М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 187-189.
  11. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 88с.
  12. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб.для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. - 304с
  13. Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «ВЛАДОС»., 2001.
  14. Касмицкая Е. А. Проблемы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. - № - С. 125-128.
  15. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век, 2004. 496 с.
  16. Лобова, А.Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. - Екатеринбург : Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. - 168 с.
  17. Максимова И. В., Шевцова Т. А. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 67-70.
  18. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2013. - 227с.
  19. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА» », ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2015. - 277с.
  20. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.А. Праслова. - СПб.: ДЕТСТВО-Пресс, 2011. - 384с.
  21. Пилипенко Л. Азбука ритмов. Учебное пособие. — М.; Изд. В. Катанский, 2004. 37 стр.
  22. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. - 2015. - №1. - С. 15 - 19.
  23. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб.для студ. высш. и сред. пед. заведений / О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 209с.
  24. Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 64с.: ил.
  25. Сечкина О. К. Формирование чувства ритма у ребенка на ранних этапах онтогенеза// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - т. 11. - 2009. - № 4. - С. 142–144.
  26. Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания/ К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. - 2011. - №11. - С.63-69.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  28. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания, Санкт-Петербург, 2002.
  29. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 2004.
  30. Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Ритмическое самовыражение детей // Начальная школа: плюс До и После. 2009. № 11. С. 67-71.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское