Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития чувства ритма в дошкольном возрасте
- Сущность понятия, значение, классификация музыкально-дидактических игр
- Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
- Музыкально-ритмические движения как основа развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Организация и методика выявления развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры
2.1. Диагностика уровня сформированности чувства ритма
2.2. Разработка основных направлений работы со старшими дошкольниками по развитию чувства ритма посредством использования музыкально-дидактических игр
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Одна из главных задач современного дошкольного образования в воспитании подрастающего поколения - это формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и музыкальную культуру. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, П.П. Збруевой, В.И. Гринер, М.А. Румер. Научные исследования в области музыкально-ритмического воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С. Бабаджан, С.Д. Руднева, Е.Н.Соковнина, В.В. Цивкина, Т.П. Ломова и др.
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект развития музыкально-ритмических способностей. Вопросы развития музыкальных способностей дошкольников рассмотрены также в работах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, А.Н.Зиминой, О.П. Радыновой .
Практика массового музыкального воспитания в дошкольных учреждениях образования свидетельствует о том, что в большинстве своем организация процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста не всегда соответствует современной потребности развития активной и легко адаптирующейся к разнообразным ритмическим условиям личности дошкольника. Это происходит несмотря на то, что музыкальная деятельность является одним из мощнейших и эффективных источников активизации деятельности дошкольника. При этом, музыкальное чувство ритма способствует эффективной адаптации и самовыражению дошкольников не только в музыкальной, но и в других видах деятельности [21, c. 187]. Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью развития у детей дошкольного возраста чувства ритма и недостатком методических разработок применения различных видов музыкальной деятельности с этой целью. Решение данной проблемы и обусловило выбор темы работы.
Цель исследования: выявить педагогические условия применения музыкально-дидактических игр в процессе музыкального воспитания с целью развития у дошкольников чувства ритма.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания в дошкольном учреждении образования.
Предмет исследования: особенности использования музыкально-дидактических игр в процессе развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при условии использования в музыкальной деятельности дошкольников музыкально-дидактических игр.
Цель и гипотеза исследования обусловили выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие «музыкально-дидактическая игра» как вид собственно музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
- проанализировать и обобщить основные аспекты проблемы формирования и развития чувства ритма у дошкольников в теории и практике музыкального воспитания в дошкольном учреждении образования;
- выявить эмпирическим путем актуальный уровень сформированности чувства ритма у детей среднего школьного возраста;
- разработать направления работы с целью развития чувства ритма у дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования
- наблюдение
- педагогический эксперимент (констатирующий этап)
База исследования:
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития чувства ритма в дошкольном возрасте
1.1. Сущность понятия, значение, классификация музыкально-дидактических игр
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка. Для того чтобы оно выполняло свою социальную функцию, необходимо развитие музыкального восприятия, которому выделяется универсальная роль, поскольку оно связано со всеми видами музыкальной деятельности детей. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука[1].
Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях. Игровые действия - это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала[2].
Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.