Введение
1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку
1.1 Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников
1.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников
2 Пути и средства формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка
2.1 Методы формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка
2.2 Анализ опыта работы учителей в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка
2.3 Способы формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Заключение
Список литературы
В настоящее время общество предъявляет повышенные требования к уровню развития личностных качеств его граждан. Происходит трансформация представлений о личности, на первый план выступает гуманизация общества, что находит отражение и в системе образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов. Успешность общения во многом зависит от коммуникативных навыков человека, которая преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия.
Современная школа, обладающая большим педагогическим, техническим, технологическим потенциалом, все чаще сталкивается с проблемой снижения мотивации младших школьников к обучению. Вчерашние первоклассники, так активно и радостно бегущие в свои классы, через некоторое время уже неохотно перешагивают порог учебного заведения. Конечно, причина здесь не в детской усталости или лени. Младший школьник, испытывающий трудности в общении, в понимании изучаемого предмета, быстро теряет к нему интерес. В этом возрасте дети обладают уровнем конкретного, образного, наглядного мышления. К абстрактным понятиям они переходят гораздо позже. Логично предположить, что чем живее, ярче, образнее, эмоциональнее будет выстроен урок, чем сильнее учитель будет сориентирован в чувствах и интересах своих учеников, тем успешнее будет проходить весь процесс обучения.
Таким образом, мы можем говорить об актуальности темы данного исследования.
Объектом курсовой работы является процесс обучения младших школьников английскому языку.
Предметом курсовой работы являются методы и приёмы для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка у младших школьников.
Цель курсовой работы – исследовать процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- Изучить и доказать значимость коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников;
- Выделить особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников;
- Раскрыть методы формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка;
- Проанализировать опыт работы учителей в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка;
- Выделить способы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Гипотеза нашего исследования такова: использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса способствует формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку
1.1 Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников
Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, - роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что общение - решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности.
Общение, или иными словами коммуникация, его особенности и механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов.
Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща». Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communis). Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения. [19]
Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций. Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация является передачей и приёмом информации».
Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.
Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы».
Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции».
Итак, коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как "социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем" [20]
Для рассмотрения значения коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников, необходимо определиться с понятием "навыки". Под термином "навыки" мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки на наш взгляд отождествляются с навыками общения.
Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.
Ученые выделяют четыре основных этапа формирования коммуникативного навыка:
- Ознакомительный
- Подготовительный (аналитический)
- Стандартизирующий (синтетический)
- Варьирующий (ситуативный)
Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой многократное выполнение иноязычных действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении на иностранном языке.