Курсовая работа|Педагогика

Развитие воображения у дошкольников средствами ИЗО

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. Развитие воображения и творчества как психолого-педагогическая проблема

1.1. Воображение и творчество, их взаимосвязь

1.2. Виды воображения 

1.3. Воображение и эмоции 

1.4. Воображение и интересы 

1.5. Влияние воображения на личность и деятельность ребёнка 

Глава 2. Изучение возможностей изотворчества в процессе развития воображения дошкольника в ДОУ

2.1 Цели и задачи исследования

2.2 Изучение уровня развития творческого потенциала дошкольников

2.3 Программа деятельности воспитателя по развития воображения дошкольников средствами изотворчества

2.4 Анализ эффективности использования изотворчества в процессе развития воображения

Заключение

Список литературы 

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и  успеха. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда. Творческое мышление - это особый вид мышления, который свойственен творцам, однако его можно выработать и в обычном человеке (начиная с любого возраста) даже если он рационалист до мозга костей.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования в дошкольных учреждениях программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками инновационных программ дошкольного образования, их реализация происходит не всегда успешно. Особое внимание в российских ДОУ уделяется развитию воображения как составляющей части творческого потенциала, как центрального психического новообразования дошкольного детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др. В частности, в исследованиях отечественных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов деятельности дошкольника для развития его воображения, в том числе и изобразительной (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А.Полуянов).

Тем не менее, остается недостаточно раскрытым вопрос развития воображения  средствами изотворчества. Это определило выбор темы работы: «Развитие воображения средствами изотворчества».

Цель: проанализировать психолого-педагогические особенности проявления воображения и определить эффективные условия их развития средствами изотворчества.

Объект - процесс развития воображения.

Предмет: психолого-педагогические условия развития воображения дошкольников средствами изотворчества.

Гипотезой исследования является положение о том, что вероятно, развитие воображения ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет проходить эффективнее при использовании средств изотворчества, обеспечивающих развитие воображения, гибкости мышления, снятие психологической инерции при работе с различными изобразительными материалами.

Для достижения целей исследования нами определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
  • Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования воображения дошкольника.
  • Проанализировать возможности использования изотворчества в процессе развития воображения.

Методы исследования, используемые в работе носят теоретико-ориентированный характер – анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме; практико-ориентированный характер – тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Базой исследования является ДОУ - дети старшей группы, выборка 10 человек.

 

 

 

Глава 1. Развитие воображения и творчества как психолого-педагогическая проблема.

1.1. Воображение и творчество, их взаимосвязь
     В психологии существует более пятнадцати определений воображения.
     Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это «особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью [1].

     По мнению В. А. Крутецкого воображение - это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше»[2].
     С.Ю. Головин утверждает, что воображение - это «способность человека к построению новых образов путём переработки психических компонентов, обретённых в прошлом опыте [3].

     На обыденном (разговорном) языке воображение - это «домысел, мнение или предположение, ни на чём не основанное»[4]. Общим для этих определений является осознание мысли, что воображение - это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта [5].

     В специальной литературе существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идея, идущая от И. Канта, которая предполагает понимание воображения как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Таким образом, воображение определяет протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображе­ния как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение фор­мируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных ви­дов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом раз­вития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобраз­ных видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.

Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность. [6]

     Исследователи утверждают, что воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Будущая мысль фиксируется воображением в виде некоторой тенденции развития целостного объекта. Его компоненты осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу. В итоге они приобретают в человеческом сознании новую качественную определенность. Следовательно, физиологически процесс воображения - это сочетание и комбинации из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Вместе  с  тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно  воображение выходит  на  первое  место  и  характеризует  всю  умственную   деятельность ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности  такой  точки  зрения придерживался Л. С. Выготский.

     Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

-построение образа конечного результата его деятельности;

-создание программы поведения в ситуации неопределенности;

-создание образов, заменяющих деятельность;

-создание образов описываемых объектов.

     Воображение и фантазия присущи каждому  человеку,  но  люди  различаются  по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

     Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решения при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представления воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания[7].

    Таким образом, всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности.

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Москва: «Просвещение»,

    1992.

  1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-

    1981.

  1. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //

    Возрастная и педагогическая психология – М., 1973.

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у

    детей. // Вопросы психологии, 1988.

  1. Ильина М.В. «Воображение и        творческое       мышление».

    Психодиагностические     методики – М,     Книголюб,     2012,    серия

    «Психологическая служба» 

  1. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Матюшкин и др. Психология младшего школьника. - М., 1976.
  3. Мухина В.С. Возрастная    психология:   Феноменология    развития;

    детство,  отрочество:  Учебник  для  студентов  вузов. – М.: Академия,

  1.  
  2. Р.С. Немов Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. –

    М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии – СПб:   Издательство

    «Питер», 2010 – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997.

11.Эльконин Д.Б.   Психология   обучения   младшего   школьника. – М.-

     1979.

  1. Клуб детей и родителей "Кегуру"
  2. http://www.5ka.ru/68/16090/1.html

 

 

 

 

[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с.; Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – с.260
[2] Крутецкий В.А. Психология – М.: Просвещение,1986, - с.154

[3] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.103

[4] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.с.359

[5] Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 1997. – с.51

[6] Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»), с.239

[7] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.104

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское