Введение
Глава 1. Развитие воображения и творчества как психолого-педагогическая проблема
1.1. Воображение и творчество, их взаимосвязь
1.2. Виды воображения
1.3. Воображение и эмоции
1.4. Воображение и интересы
1.5. Влияние воображения на личность и деятельность ребёнка
Глава 2. Изучение возможностей изотворчества в процессе развития воображения дошкольника в ДОУ
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Изучение уровня развития творческого потенциала дошкольников
2.3 Программа деятельности воспитателя по развития воображения дошкольников средствами изотворчества
2.4 Анализ эффективности использования изотворчества в процессе развития воображения
Заключение
Список литературы
Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и успеха. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда. Творческое мышление - это особый вид мышления, который свойственен творцам, однако его можно выработать и в обычном человеке (начиная с любого возраста) даже если он рационалист до мозга костей.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования в дошкольных учреждениях программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками инновационных программ дошкольного образования, их реализация происходит не всегда успешно. Особое внимание в российских ДОУ уделяется развитию воображения как составляющей части творческого потенциала, как центрального психического новообразования дошкольного детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др. В частности, в исследованиях отечественных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов деятельности дошкольника для развития его воображения, в том числе и изобразительной (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А.Полуянов).
Тем не менее, остается недостаточно раскрытым вопрос развития воображения средствами изотворчества. Это определило выбор темы работы: «Развитие воображения средствами изотворчества».
Цель: проанализировать психолого-педагогические особенности проявления воображения и определить эффективные условия их развития средствами изотворчества.
Объект - процесс развития воображения.
Предмет: психолого-педагогические условия развития воображения дошкольников средствами изотворчества.
Гипотезой исследования является положение о том, что вероятно, развитие воображения ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет проходить эффективнее при использовании средств изотворчества, обеспечивающих развитие воображения, гибкости мышления, снятие психологической инерции при работе с различными изобразительными материалами.
Для достижения целей исследования нами определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
- Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования воображения дошкольника.
- Проанализировать возможности использования изотворчества в процессе развития воображения.
Методы исследования, используемые в работе носят теоретико-ориентированный характер – анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме; практико-ориентированный характер – тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Базой исследования является ДОУ - дети старшей группы, выборка 10 человек.
Глава 1. Развитие воображения и творчества как психолого-педагогическая проблема.
1.1. Воображение и творчество, их взаимосвязь
В психологии существует более пятнадцати определений воображения.
Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это «особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью [1].
По мнению В. А. Крутецкого воображение - это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше»[2].
С.Ю. Головин утверждает, что воображение - это «способность человека к построению новых образов путём переработки психических компонентов, обретённых в прошлом опыте [3].
На обыденном (разговорном) языке воображение - это «домысел, мнение или предположение, ни на чём не основанное»[4]. Общим для этих определений является осознание мысли, что воображение - это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта [5].
В специальной литературе существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идея, идущая от И. Канта, которая предполагает понимание воображения как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Таким образом, воображение определяет протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.
Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность. [6]
Исследователи утверждают, что воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Будущая мысль фиксируется воображением в виде некоторой тенденции развития целостного объекта. Его компоненты осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу. В итоге они приобретают в человеческом сознании новую качественную определенность. Следовательно, физиологически процесс воображения - это сочетание и комбинации из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
-построение образа конечного результата его деятельности;
-создание программы поведения в ситуации неопределенности;
-создание образов, заменяющих деятельность;
-создание образов описываемых объектов.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решения при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представления воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания[7].
Таким образом, всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Москва: «Просвещение»,
1992.
- Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-
1981.
- Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //
Возрастная и педагогическая психология – М., 1973.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у
детей. // Вопросы психологии, 1988.
- Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
Психодиагностические методики – М, Книголюб, 2012, серия
«Психологическая служба»
- Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
- Матюшкин и др. Психология младшего школьника. - М., 1976.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития;
детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия,
-
- Р.С. Немов Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство
«Питер», 2010 – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997.
11.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.-
1979.
- Клуб детей и родителей "Кегуру"
- http://www.5ka.ru/68/16090/1.html
[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с.; Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – с.260
[2] Крутецкий В.А. Психология – М.: Просвещение,1986, - с.154
[3] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.103
[4] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.с.359
[5] Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 1997. – с.51
[6] Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»), с.239
[7] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.104