Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения психологической готовности ребёнка к обучению в школе
1.1 Социально-психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста
1.2 Структура, компоненты и содержание готовности ребёнка к обучению в школе
1.3 Факторы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребёнка к обучению в школе
2.1 Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе
2.2 Мотивационный материал для диагностики мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе Выводы
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что в общественной жизни есть различные закономерные этапы, один из этих этапов - начало школьного обучения: каждый ребенок, достигая определенного возраста, идет в школу. В этот период положение ребенка создает особую направленность личности как будущего школьника. Особенно в этот период важно участие в жизни ребенка окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться и развиваться в дальнейшем ребенок, зависит не только от его личностных качеств, но и от общества в целом. Поэтому проблемы обучения ребенка в школе будут связаны не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания. Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе. Она включает в себя рассмотрение коммуникативных способностей, нравственно-волевых предпосылок учения и т.п. Разработка проблемы в научной литературе. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка - этой концепции придерживались А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.А.Люблинская. Анализ психолого-педагогической литературы показал наличие противоречия между потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе и недостаточной изученностью зависимости уровня психологической готовности детей к обучению в школе4 от содержания и степени сформированности у них личностных новообразований мотивационного характера. Необходимость разрешения данного противоречия обусловило выбор темы курсовой работы, проблема которой заключается в определении факторов формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Объект исследования. Готовность ребёнка к обучению в школе.
Предмет исследования - психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Гипотеза. Если ребёнок будет психологически готов к обучению в школе, то ему будет гораздо легче пережить адаптацию, общаться со сверстниками, получать знания.
Проблема, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач: 1. Дать характеристику социально-психологических особенностей развития ребёнка дошкольного возраста. 2. Рассмотреть структуру, компоненты и содержание психологической готовности ребёнка к обучению в школе. 3. Определить факторы формирования психологической готовности ребёнка к школе.
Методологическую основу исследования составляют идеи Л.С. Выготского сензитивных периодах развития личности; концепции формирования готовности ребенка к школе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); концепции развития способностей с позиции личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.)
Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ.
Практическая значимость. Выводы и результаты исследования могут быть интересны и воспитателям детского сада, и учителям начальных классов, и родителям дошкольников. Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, одну главу, выводы, список литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения психологической готовности ребёнка к обучению в школе
1.1 Социально-психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Л.С. Выготский ввел важное для понимания формирующейся личности ребенка положение «о социальной ситуации развития как специфическом, своеобразном для данного возраста, единственном и неповторимом отношении между ребенком и средой. Любой ребенок, независимо от его индивидуального развития и степени психологической готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее принятое в обществе социальное положение. Он попадает в систему объективных условий, которые определяют характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе». 1 К началу школьного возраста у ребенка формируется относительно устойчивая любознательность, особая чувствительность к оценке результатов, стремление к признанию его достижений, появляется даже «вкус» к трудным учебным задачам, решаемым в уме. Он становится более требовательным к себе, научается более самостоятельно, сознательно регулировать свое поведение. Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, конструирование, лепка и другие, активно способствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Однако сила влияния этих видов деятельности на 1 Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии, www.psyedu.ru7 психику ребенка и здесь во многом зависит от руководства, организации воспитателем этих видов деятельности. В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения - внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваивает особую позицию в отношении взрослого - позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это - ценные предпосылки для обучения в школе. Дошкольный возраст (5-7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, которая проявляется в неудержимости онтогенетического потенциала к развитию. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью продолжает оставаться игра (преимущественно – сюжетно-ролевая). В ней развиваются, совершенствуются различные психические функции ребенка – речь, восприятие, мышление, воображение, память и др. Но самые главные изменения происходят в мотивационно-потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способность к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими. Практика и специальные психологические исследования показали, что для пятилетних детей более значимыми являются близкие взрослые люди, знакомые предметы, т. е. довольно узкий круг интимно-личностных отношений. У них не обнаруживается пока субъективного отношения к социальным ценностям, осознанного понимания их смысла, потребности оценить их и т. д. Только в конце дошкольного возраста, к шести годам, позиция ребенка «Я и общество» меняется на позицию «Я в обществе»,8 формируется стремление и умение оценивать поступки, поведение других детей и взрослых в процессе той или иной конкретной деятельности.