Курсовая работа|Педагогика

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2017 | Страниц: 37

Введение 

Глава 1. Теоретические основы изучения психологической готовности ребёнка к обучению в школе 

1.1 Социально-психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста

1.2 Структура, компоненты и содержание готовности ребёнка к обучению в школе 

1.3 Факторы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе

Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребёнка к обучению в школе

2.1 Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе

2.2 Мотивационный материал для диагностики мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе Выводы

Список литературы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в общественной жизни есть различные закономерные этапы, один из этих этапов - начало школьного обучения: каждый ребенок, достигая определенного возраста, идет в школу. В этот период положение ребенка создает особую направленность личности как будущего школьника. Особенно в этот период важно участие в жизни ребенка окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться и развиваться в дальнейшем ребенок, зависит не только от его личностных качеств, но и от общества в целом. Поэтому проблемы обучения ребенка в школе будут связаны не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания. Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе. Она включает в себя рассмотрение коммуникативных способностей, нравственно-волевых предпосылок учения и т.п. Разработка проблемы в научной литературе. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка - этой концепции придерживались А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.А.Люблинская. Анализ психолого-педагогической литературы показал наличие противоречия между потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе и недостаточной изученностью зависимости уровня психологической готовности детей к обучению в школе4 от содержания и степени сформированности у них личностных новообразований мотивационного характера. Необходимость разрешения данного противоречия обусловило выбор темы курсовой работы, проблема которой заключается в определении факторов формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Объект исследования. Готовность ребёнка к обучению в школе.

Предмет исследования - психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Гипотеза. Если ребёнок будет психологически готов к обучению в школе, то ему будет гораздо легче пережить адаптацию, общаться со сверстниками, получать знания.

Проблема, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач: 1. Дать характеристику социально-психологических особенностей развития ребёнка дошкольного возраста. 2. Рассмотреть структуру, компоненты и содержание психологической готовности ребёнка к обучению в школе. 3. Определить факторы формирования психологической готовности ребёнка к школе.

Методологическую основу исследования составляют идеи Л.С. Выготского сензитивных периодах развития личности; концепции формирования готовности ребенка к школе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); концепции развития способностей с позиции личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.)

Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ.

Практическая значимость. Выводы и результаты исследования могут быть интересны и воспитателям детского сада, и учителям начальных классов, и родителям дошкольников. Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, одну главу, выводы, список литературы.

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения психологической готовности ребёнка к обучению в школе

1.1 Социально-психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Л.С. Выготский ввел важное для понимания формирующейся личности ребенка положение «о социальной ситуации развития как специфическом, своеобразном для данного возраста, единственном и неповторимом отношении между ребенком и средой. Любой ребенок, независимо от его индивидуального развития и степени психологической готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее принятое в обществе социальное положение. Он попадает в систему объективных условий, которые определяют характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе». 1 К началу школьного возраста у ребенка формируется относительно устойчивая любознательность, особая чувствительность к оценке результатов, стремление к признанию его достижений, появляется даже «вкус» к трудным учебным задачам, решаемым в уме. Он становится более требовательным к себе, научается более самостоятельно, сознательно регулировать свое поведение. Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, конструирование, лепка и другие, активно способствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Однако сила влияния этих видов деятельности на 1 Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии, www.psyedu.ru7 психику ребенка и здесь во многом зависит от руководства, организации воспитателем этих видов деятельности. В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения - внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваивает особую позицию в отношении взрослого - позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это - ценные предпосылки для обучения в школе. Дошкольный возраст (5-7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, которая проявляется в неудержимости онтогенетического потенциала к развитию. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью продолжает оставаться игра (преимущественно – сюжетно-ролевая). В ней развиваются, совершенствуются различные психические функции ребенка – речь, восприятие, мышление, воображение, память и др. Но самые главные изменения происходят в мотивационно-потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способность к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими. Практика и специальные психологические исследования показали, что для пятилетних детей более значимыми являются близкие взрослые люди, знакомые предметы, т. е. довольно узкий круг интимно-личностных отношений. У них не обнаруживается пока субъективного отношения к социальным ценностям, осознанного понимания их смысла, потребности оценить их и т. д. Только в конце дошкольного возраста, к шести годам, позиция ребенка «Я и общество» меняется на позицию «Я в обществе»,8 формируется стремление и умение оценивать поступки, поведение других детей и взрослых в процессе той или иной конкретной деятельности.

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М., 1997. 2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /. – М.: Просвещение, 1995. 3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. / Под ред. Фельдштейна. – М., 1995. 4. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с. 5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1935. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. 7. Выготский Л.С. и Варшава Б.Е. Психологический словарь. – М. Тропа Троянова, Издательское товарищество "Роща Академии", 2000 . 8. Выготский Л.С. Словарь. Смысл. – М., 2007. 9. Готовность к школе / Под редакцией И.В.Дубровиной. – М., 1995. – 289 с. 10. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с. 11. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии, www.psyedu.ru49 12. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под ред. Вераксы Н.Е. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 13. Ермоленко-Сайко В. Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возрасты: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.,1984. 14. Костикова М.Н. Анализ применения методики "доски Сегена". В кн.: Проблемы патопсихологии. М., 1972, с. 289-294. 15. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 16. Лисина М.И., Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников. – М.,1974. 17. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 2000 18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм Еврознак, 2006. – 672 с. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2012. – 656 с. 20. Невская С., А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы. – М., Педагогика, 2003, № 9. 21. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М., 2005. 22. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. 23. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1998. 24. Тихомиров О.К., Телегина Э.Д., Волкова Т.К. и др. Психологические проблемы целеобразования. - М.: Наука, 1977. 25. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.50 26. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981. 27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с. 28. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с. 29."Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста" Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин- т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское