Введение
Глава 1. Сущность и структура педагогической деятельности
1.1 Сущность педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности
1.2 Проблемы развития профессиональной компетентности педагога в духовно-нравственном воспитании
1.3 Пассионарные проявления в профессиональной деятельности преподавателя
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Разработка анкеты для анализа эффективности рассмотренных подходов в преподавании
2.2 Обработка результатов опроса. Результаты
2.3 Рекомендации совершенствованию педагогической культуры школы
Заключение
Литература
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире вопросы педагогической психологии приобретают новый смысл.
Быстрыми темпами развивается наука, тех знаний, которые дети получали 20 лет назад в школе теперь не достаточно для того, что бы стать успешным членом общества.
Педагогическая деятельность направляется в иное русло, ставя перед собой задачу, дать учащимся не только знания, но и научить их добывать и генерировать информацию самостоятельно.
Психологические законы, способствующие оптимизации процесса обучения и изучает педагогическая психология. В данной работе мы изучаем один из разделов педагогической психологии – психологию педагогической деятельности, поскольку именно от педагога в большей мере зависит результат обучения.
Целью данной работы является теоретические исследование компонентов и особенностей педагогической деятельности.
Задачи работы:
- описать сущность понятия педагогическая деятельность;
- выделить и описать психологические компоненты педагогической деятельности;
- описать особенности обучения как педагогической деятельности;
- описать особенности воспитания как педагогической деятельности.
Объект исследования: педагогическая деятельность.
Предмет исследования: психологические компоненты и особенности педагогической деятельности.
Методы исследования: анализ и синтез теоретических источников, конструирование.
Гипотеза исследования состоит в том, что в отношении учеников к предмету важны как личность учителя, так и методы, применяемые им при обучении.
Глава 1. Сущность и структура педагогической деятельности
1.1 Сущность педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности
Большинство авторов описывают педагогическую деятельность учителя в качестве воспитывающего и обучающего воздействия учителя на ученика, направленное на развитие его личности, интеллекта и деятельности, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. (И.А. Зимняя, 2007, Маркова А.К. 2003)
Педагогическая деятельность – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования. Основными видами педагогической деятельности являются обучение и воспитание.
В структуру педагогической деятельности входят: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности.
Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель. Цель это предвосхищение в уме результата деятельности и способов его достижения, в отличие от мотива, который является внутренней побудительной причиной деятельности. Общая цель педагогической деятельности. Эта цель обуславливает постановку конкретных задач обучения и воспитания. Педагогическое действие - основная функциональная единица, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности. Вначале оно появляется в форме познавательной задачи. Таким образом, педагогическая деятельность - процесс решения задач различных типов и уровней.
Согласно схеме Е.А.Климова, объектом педагогической профессии является человек, а предметом – его деятельность.
Таким образом, предмет педагогической деятельности - организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного и социокультурного опыта, как основы и условия развития.
Педагогическая деятельность является не индивидуальной, а совместной. Объект педагогической деятельности – личность учащегося.
Средства педагогической деятельности:
- теоретические и эмпирические научные знания, на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
- источники знаний – учебники и знания, получаемые в ходе лабораторных и практических занятий;
- вспомогательные средства – различное техническое оснащение учебного процесса и т.д[1].
В педагогической деятельности можно выделить способы передачи знаний и опыта: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; практические и лабораторные занятия, тренинги.
Результатом (продуктом) педагогической деятельности является полученный индивидуальный опыт учащегося, состоящий из нравственных, этических, эмоциональных, смысловых, предметных, оценочных компонентов. Результат педагогической деятельности выявляется на экзаменах и других оценочных мероприятиях по специальным критериям. Таким образом, результатом педагогической деятельности, равно как и целью ее, является развитие учащегося, его личностное и интеллектуальное совершенствование; становление его как личности и субъекта учебной деятельности.
Одной из психологических особенностей педагогической деятельности является наличие специфических проблем, связанных с личностью учителя:
- проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
- проблема профессионализма учителя;
- проблема психологической подготовки учителя;
- проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения;
- проблема повышения квалификации учителей и др.
Таким образом, в данном пункте главы мы описали сущность и структуру педагогической деятельности.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
- Конструктивная деятельность.
– конструктивно - содержательная деятельность - отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;
- конструктивно – оперативная деятельность – планирование действий (своих и обучаемых);
-конструктивно - материальная (создание материальной базы педагогического процесса);
- Организаторская деятельность. Деятельность по реализации действий, направленных на включение обучаемых различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию.
- Коммуникативная деятельность. Установление оптимальных взаимоотношений с обучающимися, учителями, родителями, представителями государственных и негосударственных структур.
- Оценочный (рефлексивный).
Опишем подробнее каждый компонент[2].
Конструктивный компонент педагогической деятельности – это наиболее важная ее часть, потому к предъявляются и особые требования.
Как уже было упомянуто выше, конструктивная деятельность делится на конструктивно-содержательную; конструктивно-оперативную и конструктивно-материальную деятельность.