Курсовая работа|Педагогика

Пути совершенствования педагогической культуры

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 52

Введение

Глава 1. Сущность и структура педагогической деятельности

1.1 Сущность педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности 

1.2 Проблемы развития профессиональной компетентности педагога в духовно-нравственном воспитании

1.3 Пассионарные проявления в профессиональной деятельности преподавателя

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Разработка анкеты для анализа эффективности рассмотренных подходов в преподавании

2.2 Обработка результатов опроса. Результаты

2.3 Рекомендации совершенствованию педагогической культуры школы

Заключение

Литература 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире вопросы педагогической психологии приобретают новый смысл.

Быстрыми темпами развивается наука, тех знаний, которые дети получали 20 лет назад в школе теперь не достаточно для того, что бы стать успешным членом общества.

Педагогическая деятельность направляется в иное русло, ставя перед собой задачу, дать учащимся не только знания, но и научить их добывать и генерировать информацию самостоятельно.

Психологические законы, способствующие оптимизации процесса обучения и изучает педагогическая психология. В данной работе мы изучаем один из разделов педагогической психологии – психологию педагогической деятельности, поскольку именно от педагога в большей мере зависит результат обучения.

Целью данной работы является теоретические исследование компонентов и особенностей педагогической деятельности.

Задачи работы:

- описать сущность понятия педагогическая деятельность;

- выделить и описать психологические компоненты педагогической деятельности;

- описать особенности обучения как педагогической деятельности;

- описать особенности воспитания как педагогической деятельности.

Объект исследования: педагогическая деятельность.

Предмет исследования: психологические компоненты и особенности педагогической деятельности.

Методы исследования: анализ и синтез теоретических источников, конструирование.

Гипотеза исследования состоит в том, что в отношении учеников к предмету важны как личность учителя, так и методы, применяемые им при обучении.

 

 

Глава 1. Сущность и структура педагогической деятельности

1.1 Сущность педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности

Большинство авторов описывают педагогическую деятельность учителя в качестве воспитывающего и обучающего воздействия учителя на ученика, направленное на развитие его личности, интеллекта и деятельности, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. (И.А. Зимняя, 2007, Маркова А.К. 2003)

Педагогическая деятельность – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования. Основными видами педагогической деятельности являются обучение и воспитание.

В структуру педагогической деятельности входят: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности.

Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель. Цель это предвосхищение в уме результата деятельности и способов его достижения, в отличие от мотива, который является внутренней побудительной причиной деятельности. Общая цель педагогической деятельности. Эта цель обуславливает постановку конкретных задач обучения и воспитания.  Педагогическое действие - основная функциональная единица, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности. Вначале оно появляется в форме познавательной задачи. Таким образом, педагогическая деятельность - процесс решения задач различных типов и уровней.

Согласно схеме Е.А.Климова, объектом педагогической профессии является человек, а предметом – его деятельность.

Таким образом, предмет педагогической деятельности - организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного и социокультурного опыта, как основы и условия развития.

Педагогическая деятельность является не индивидуальной, а совместной. Объект педагогической деятельности – личность учащегося.

Средства педагогической деятельности:

- теоретические и эмпирические научные знания, на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

- источники знаний – учебники и знания, получаемые в ходе лабораторных и практических занятий;

- вспомогательные средства – различное техническое оснащение учебного процесса и т.д[1].

В педагогической деятельности можно выделить способы передачи знаний и опыта: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; практические и лабораторные занятия, тренинги.

Результатом (продуктом) педагогической деятельности является полученный индивидуальный опыт учащегося, состоящий из нравственных, этических, эмоциональных, смысловых, предметных, оценочных компонентов. Результат педагогической деятельности выявляется  на экзаменах и других  оценочных мероприятиях по специальным критериям. Таким образом, результатом педагогической деятельности, равно как и целью ее, является развитие учащегося, его личностное и интеллектуальное  совершенствование; становление его как личности и субъекта учебной деятельности.

Одной из психологических особенностей педагогической деятельности является наличие специфических проблем, связанных с личностью учителя:

- проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;

- проблема профессионализма учителя;

- проблема психологической подготовки учителя;

- проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения;

- проблема повышения квалификации учителей и др.

Таким образом, в данном пункте главы мы описали сущность и структуру педагогической деятельности.

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

  1. Конструктивная деятельность.

конструктивно - содержательная деятельность - отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;

- конструктивно – оперативная деятельность – планирование действий (своих и обучаемых);

-конструктивно - материальная (создание материальной базы педагогического процесса);

  1. Организаторская деятельность. Деятельность по реализации действий, направленных на включение обучаемых различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию.
  2. Коммуникативная деятельность. Установление оптимальных взаимоотношений с обучающимися, учителями, родителями, представителями государственных и негосударственных структур.
  3. Оценочный (рефлексивный).

Опишем подробнее каждый компонент[2].

Конструктивный компонент педагогической деятельности – это наиболее важная ее часть, потому к предъявляются и особые требования.

Как уже было упомянуто выше, конструктивная деятельность делится на конструктивно-содержательную; конструктивно-оперативную и конструктивно-материальную деятельность.

  1. Hob foil, S. Resource conservation as a strategy for community psychology / Hobfoll, R.S. Lilly // Journal of Community Psychology. - 2003. - 21. - 128-148.
  2. Байлук, В.В. Социальный детерминизм. Категориальный анализ. / В.В.Байлук. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. – 286с.
  3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс – традиция, 2000. - С.219.
  4. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В.Бестужев-Лада. – М.: Наука, 2003.
  5. Ванюшкина, Л.М. Внеаудиторное образование-путь в новое образовательное пространство / Л.М.Ванюшкина. – СПб.: ЗАО «Лита», 2003. – С.149-150
  6. Видт, Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / Е.И.Видт // Педагогика. –2002.-№3.- С.4-7
  7. Ганшина, К.А. Французско-русский словарь / К.А.Ганшина. – М.: Русский язык, 2002. С. 185
  8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. / В.Даль. – [репринт. изд.]. - М.: Русский язык, 2008. –Т.2. И-О. - М.: 2009.- С.152
  9. Захарченко, М.В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления: Монография/ М.В.Захарченко. – СПБ.: СПбАППО, 2007. – С. 59-60.
  10. Иванов, В.Г. Проектирование содер­жания профессионально-педагогической под­готовки преподавателя высшей технической школы /В.Г. Иванов. - Казань: Карпол, 2007. - 258 с.
  11. Инженерное образование в стране и мире: вызовы и решения (итоги международ­ного симпозиума и международной научной школы / В.В. Кондратьев, Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, М.Н. Кузнецова //Казан. наука. - 2013. - № 10. - С. 13-21.
  12. Казакова, У.А. Значимость ряда ха­рактеристик системы дополнительного// Вестник Казанского технологического университета, 2010. - № 12.
  13. Казакова, У.А. Ценностные приори­теты преподавателей высшей школы и их удовлетворенность качеством жизни / У.А. Казакова // Казан. пед. журнал. - 2008. - № 7. - С. 13-22.
  14. Кудрявцев, Ю.М. Основные принципы и закономерности функционирования и раз­вития воспитательной системы высшего учеб­ного заведения / Ю.М. Кудрявцев, О.Ю. Мака­рова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15, № 8. - С. 56-63.
  15. Кудрявцев, Ю.М. Психолого-педаго­гическая подготовка преподавателей выс­ших учебных заведений к воспитательной ра­боте с социально запущенными студентами / Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова // Казан. нау­ка. - 2012. - №7. - С. 12-20.
  16. Лифинцева Н.И. Художественно-эстетическое мировосприятие как предпосылка формирования целостной картины мира у развивающегося человека: традиции и современность / Н. И. Лифинцева, Н. Г. Медведева // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. – 2011. – № 2. – С. 6-23.
  17. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М. : Правда, 2006. – 638 с
  18. Макарова Л.Н. Компетентность и саморазвитие преподавателя вуза в системе повышения квалификации / Л.Н. Макарова, Н.Е. Копытова // Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – № 1. – 2012. – С. 172-177
  19. Матухин Д.Л. Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы / Д.Л. Матухин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – №5. – 2012. – С. 110-115
  20. Методологические и методические основы профессионально-педагогической под­готовки преподавателя высшей технической школы: моногр. / А.А. Кирсанов, В.Г. Иванов, Л.И. Гурье и др. - Казань: Карпол, 2007. - 293 с.
  21. Мичурин В.А. Некоторые закономерности поведения человека в коллективе в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева / В.А. Мичурин // Теория этногенеза и будущее России. СПбГУ, СПб, 2008. – С. 26-32
  22. Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования / О.В. Налиткина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 94. – 2009. – С. 170-174
  23. О значении авторитета в воспитании / История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М. : Академия, 2002. – 400 с
  24. образования в процессе формирования про­фессионального сознания слушателей / У.А. Казакова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 12. - С. 179-181.
  25. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: «Русский язык», 2006.
  26. Осипкова О.В. Психологические особенности ценностно-целевых ориентаций студентов вуза в отношении к здоровью: дисс. канд. псих. наук: Сочи, 2011. – 187 c
  27. Пестрецов А.Ф. Пассионарность как интегрирующий фактор национальной общности [Текст] / О.Л. Краева, А.Ф. Пестрецов // Вестн. ННГУ. Сер. «Социальные науки». – 2006. – Вып. 1(5). – С. 506-512
  28.  Подымов Н.А. Психологический анализ педагогической деятельности / Н.А. Подымов // Вестник тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – № 4. – 2008. – С. 4-24
  29. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики/ С.Д. Поляков. – М.: Типография ОХО МУП, 2003. – 64 с.
  30. Полякова Е.С. Философско-теоретические аспекты образования и воспитания в музыкально-педагогическом процессе / Е.С. Полякова // Философский век. Альманах. Вып. 30. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Том 3 / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. – СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. – 321 с.
  31. Пригожин, А.И. Современная социология организаций/ А.И.Пригожин. – М.: ИНТЕРПРАКС, 2005. – С.31
  32. Проблемы научно-исследовательской деятельности преподавателя высшей школы: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, М.Н. Гарани­на, Г. И. Ибрагимов и др. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012. - 317с.
  33. Российская идентичность в условиях трансформаций: опыт социологического анализа. Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. – М.: Наука, 2005. –396с.
  34. Рысев Ю.В. О синергетическом и пассионарном подходе в педагогике / Ю.В. Рысев // Личность и культура №5, 2005. – С. 36-39
  35. Рысев Ю.В. О синергетическом и пассионарном подходе в педагогике / Ю.В. Рысев // Личность и культура №5, 2005. – С. 36-39
  36. Словарь иностранных слов. –15 изд., испр. – М.: Русский язык, 2008. – С.246
  37. Словарь русского языка. В 4Т. Под ред. П.А.Евгеньевой. – М.: Русский язык, 2001-2004. Т.2. К- О. – 2002. С.91
  38. Cовременный толковый словарь русского языка. Под ред. С.А.Кузнецова. – СПб.: «Норинт», 2003. – С. 285
  39. Соловьев И.О. Развитие профессионала в акмеологической среде: дисс. докт. псих. наук: Москва, 2011. – 640
  40. Ухтомский А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448с.
  41. Ушаков, К.М., Фишбейн, Д.Е. Базовые представления педагогического сообщества: данные одного исследования / К.М.Ушаков, Д.Е.Фишбейн // Директор школы. –2005. – №2.
  42. Фуллан, М. Новое понимание реформ в образовании / М.Фуллан. – М.: Просвещение, 2006. – С. 92-99
  43. Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений / А.В.Хуторской // Школьные технологии. –2005.- №5. – С.10-24
  44. Чернышев А.С. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар // национальный психологический журнал – 2010. – №2(4). – С. 112-117.
  45. Штомпка, П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе / П.Штомпка // Социс. –2001.-№2. – М.: Наука. – С.4-5
  46. Юрьев А.И. Концепция психологии личности как психология веры / А.И. Юрьев // Русская история и русский характер. Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л. Н. Гумилева, СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С. 224-230

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское