ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
1.1 Сущность и принципы транспортной логистики
1.2 Логистический подход к организации перевозки грузов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОМПАНИИ PONY EXPRESS (АО «ФРЕЙТ ЛИНК»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности PONY EXPRESS
2.2 Анализ организации логистической деятельности и грузоперевозок на предприятии
2.3 Оценка эффективности организации транспортной логистики и перевозок грузов оператора PONY EXPRESS в г. Казань
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ОПЕРАТОРА PONY EXPRESS В Г. КАЗАНЬ
3.1 Мероприятия по совершенствованию эффективности организации автомобильных грузоперевозок на основе использования логистических принципов оператора PONY EXPRESS в г. Казань
3.2 Оценка эффективности рекомендуемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В хозяйственной деятельности коммерческих предприятий важное место занимают перевозки различного рода груза, затраты на которые ежегодно возрастают. Проблема осуществления грузоперевозок особо усугубилась в условиях санкционного режима со сторон стран Евросоюза и США. В условиях развития конкуренции в целях привлечения клиентов коммерческие предприятия, каждое предприятие заинтересовано, с одной стороны, в снижении себестоимости перевозок грузов, а с другой, повышения качества системы транспортного обслуживания. Реализации этих задач вызывает необходимость повышения эффективности перевозочного процесса за счет внедрения принципов логистики в системе транспортного обслуживания, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений по совершенствованию организации автомобильных перевозок грузов в междугороднем сообщении с использованием принципов логистики.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— изучить теоретические основы применения принципов логистики при организации перевозок грузов;
— провести анализ логистической деятельности оператора PONY EXPRESS в г. Казань;
— дать оценку эффективности организации перевозок грузов автомобильным транспортом на исследуемом предприятии;
— разработать мероприятия по совершенствованию эффективности перевозок с использованием принципов транспортной логистики на предприятии PONY EXPRESS в г. Казань;
— провести расчет экономической эффективности мероприятий по совершенствованию междугородных автомобильных перевозок с использованием принципов транспортной логистики.
Объектом исследования является логистический оператор в г. Казань транспортно-экспедиционной компании PONY EXPRESS (АО «Фрейт Линк»).
Предметом исследования работы обозначены принципы логистики в системе организации автомобильных перевозок грузов в междугороднем сообщении.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по совершенствованию организации автомобильных перевозок грузов в междугороднем сообщении с использованием принципов логистики могут быть использованы для эффективного управления транспортно-экспедиционными процессами оператора PONY EXPRESS в г. Казань.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили системный подход, анализ, наблюдение, сравнение, методы математического и статистического анализа и т.д.
При написании работы использовались нормативно-техническая документация, аналитические данные, статистическая и финансовая отчетности логистического оператора PONY EXPRESS за 2019 – 2021 гг.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы логистической деятельности транспортно-экспедиционных компаний. Во второй главе отражена среда функционирования предприятия, проведена оценка системы транспортного обслуживания и ее эффективности в PONY EXPRESS .
В третьей главе определены мероприятия по совершенствованию логистической деятельности транспортно-экспедиционной компании PONY EXPRESS .
Выпускная квалификационная работа изложена на 54 листах пояснительной записки, в т.ч. 16 таблиц, 6 рисунков. Список использованной литературы содержит 43 наименования.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
1.1 Сущность и принципы транспортной логистики
Под логистикой понимают методологию эффективного управления материальными и, связанными с ними информационными и финансовыми потоками для полного удовлетворения требований потребителей с оптимальными затратами всех ресурсов [14, с. 102].
Проще говоря, для того, чтобы произвести, а затем выгодно продать какой-либо продукт, нужно с оптимальными затратами и в заданные сроки доставить к месту производства все необходимые ресурсы (сырье, материалы, энергию и др.). После этого необходимо также с оптимальными затратами по хранению, перемещению и расходованию всех ресурсов произвести в установленные сроки готовый продукт (товар), который пользуется спросом потребителей. И, наконец, нужно через систему распределения доставить товар потребителям.
Таким образом, материальный поток проходит в несколько этапов (их называют звеньями) логистического процесса [14, с. 106].
Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правило «7R», которое представлено на рисунке 1. Итак, правило «7R» («логистический микс») можно сформулировать следующим образом: «Поставка нужной продукции в правильном количестве и должном качестве в установленное время в необходимое место конкретному потребителю с оптимальными затратами».
Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
Рисунок 1 – Основное правило логистики – правило «7R»
Логистика как организационное и научное направление деятельности предприятий, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными, финансовыми и информационными потоками в различных функциональных сферах и с необходимостью перемещения товарных и других масс ресурсов, ориентирована на максимальное удовлетворение потребителя транспортными услугами с наименьшими затратами. Движение разнообразных потоков рассматривается в интегрированных системах «производство-реализация» [14, с. 106].
В рыночных условиях это предполагает максимальное сокращение запасов на всех уровнях и уменьшение рисков в деятельности АТП в том числе. Анализ работы зарубежных компаний в сфере логистики показал возможность снижения производственных площадей на 50%, а запасов готовой продукции на 80% только за счет ускорения движения материальных потоков на базе совершенствования технологий (и прежде всего доставки и перевозки) [14, с. 106].
Логистику часто рассматривают как науку о выборе техники и технологии. Однако для транспорта ее основные аспекты должны быть сведены к развитию логистических систем, в которых транспортным предприятиям передается часть несвойственных им ранее функций и операций, технологически принадлежащих к сферам производства или обращения. В этих условиях транспортные предприятия берут на себя создание и планирование единой технологии транспортирования с привлечением множества участников к ее реализации. Подобные фирмы снижают конкуренцию на РТУ, сводя ее в область видовой взаимодополняемости [14, с. 109].
Исходные положения, на основе которых создаются и функционируют все эффективные логистические системы, называются принципами логистики. Различают шесть главных принципов логистики рисунок 2.
Рисунок 2 – Главные принципы логистики
- Принцип гибкости заключается в высокой степени приспосабливаемости логистической системы к изменениям условий её функционирования. Для реализации данного принципа необходимо проведение работ по прогнозированию новых тенденций внешней экономической среды и разработке адекватных ответных действий.
- Принцип системности предусматривает необходимость формирования интегрированной системы управления материальными и сопутствующими потоками в рамках производственно-сбытовой системы, которая включает закупку сырья, производство и сбыт продукции.
- Принцип надёжности поставок предполагает обеспечение бесперебойного снабжения компании необходимыми материальными ресурсами и безусловного выполнения графика поставок готовой продукции. Для реализации данного принципа необходима полная синхронизация стадий товародвижения, координация всех процессов поставок и перевозок, создание резервов и производственных запасов.
- Принцип оптимальности заключается в достижении оптимального уровня согласованности стадий процесса товародвижения и действий его участников. Достигнув вышеупомянутой согласованности можно добиться наибольшей эффективности производственно-сбытовой деятельности компании.
- Принцип обратной связи предусматривает создание соответствующего блока логистической системы, чья работа заключается в сборе и обработке информации о требованиях товарного рынка
- Принцип компьютеризации предполагает максимальную степень автоматизации всех логистических функций. Информационно-управленческие системы, осуществляющие регулирование и контроль товародвижения с момента закупки сырья до поступления заказчику готовой продукции, позволяют добиться существенной экономии времени и высококачественного обслуживания потребителей [14, с. 106].
Существенным элементом логистической системы является автомобильный транспорт, преимущества которого проявляются при доставке грузов в районах со слаборазвитой сетью железных дорог. Кроме того, автомобильный транспорт, обеспечивая высокий уровень сервиса, отличается мобильностью и способностью к адаптации в сложных условиях. В таблице 1 представлены преимущества и недостатки автомобильного транспорта.
В технологическом аспекте логистика – это развитие таких технологий и процессов, как единая технология транспортирования; контейнеризация, пакетирование, создание унифицированной и стандартизированной тары, упаковки, маркировки; консолидация и разукрупнение партий грузов (с ориентацией на наименее рисковые виды доставки товаров – бесперегрузочное сообщение, прямая перегрузка) и др.
Таблица 1 – Особенности автомобильного транспорта
№ п/п
|
Достоинства
|
Недостатки
|
1.
|
возможность доставки грузов «от двери до двери»
|
относительно высокая себестоимость перевозок
|
2.
|
высокая маневренность, гибкость, динамичность
|
низкая производительность
|
3.
|
возможность использования различных маршрутов и схем доставки
|
сравнительно малая грузоподъемность
|
4.
|
возможность отправки груза мелкими партиями
|
срочность разгрузки
|
5.
|
регулярность поставки
|
зависимость от погодных и дорожных условий вероятность
|
6.
|
наименее жесткие требования к упаковке товара
|
большое количество экологически вредных выбросов и шума
|
7.
|
широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика
|
кражи груза и угона самого транспортного средства
|
В техническом аспекте – это новая типизация транспортных средств и их унификация для перевозки практически всей номенклатуры грузов; стандартизация весогабаритных размеров и параметров транспортных средств на различных видах транспорта и обслуживающего оборудования; формирование крупных перегрузочных комплексов, терминалов, современных автоматизированных складов; развитие информационных и телекоммуникационных систем слежения за грузами и транспортными средствами в пути, а также при выполнении других технологических операций доставки.
В экономическом аспекте – это общая методология исследования конъюнктуры РТУ, построения единой системы тарифов и использования методов добросовестной конкуренции; формирование системы методов и инструментов поиска резервов затрат на логистику и транспортировку, эффективных методов организации труда в отрасли и т.д. [22, с. 44].
Логистика позволила сформировать цели и условия работы транспорта в связке с другими отраслями, предложила транспорту единую технологию управления производственно-транспортными процессами и процессами обращения.
Единая технология транспортирования предполагает непрерывность транспортного обслуживания с минимизацией возможных рисковых ситуаций, требует детального расчета потребности в типах и количествах транспортных средств, перегрузочной техники, согласования операций по видам транспорта и видам работ (в соответствии с графиками производственного процесса и организацией обращения товаров. Обеспечение непрерывности процесса транспортного обслуживания возможно на основе организации бесперегрузочного сообщения, мультимодальной и интермодальной перевозки, доставки точно вовремя, доставки от двери до двери и др. [18, с. 132].
Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, тат как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки. Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств. Транспорт, является важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса. Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса. Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход не может быть начат и окончен [18, с. 133].
Для автотранспортных организаций установлен типовой договор. Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается. Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием. Перечень документов необходимых для перевозки грузов:
- товарно-транспортная накладная;
- накладные;
- доверенность на перевозку;
- спецификация;
- счет - фактура поставщика
- доверенность на перевозку;
- сводные ведомости.
Транспортно – логистическая цепочка наиболее эффективно реализуется в сфере транспортирования грузов. Развитие конкуренции между участниками рынка за качественное обслуживание. Цепочка ценностей состоит из четырех звеньев:
- связь с поставщиками;
- потребителями технологических процессов внутри предприятия;
- логистических процессов внутри предприятия между его подраз-делениями;
- объединенной связи между предприятиями транспортно-логисти-ческой цепи.
Важным стратегическим ресурсом для транспортной логистики является логистическая информация. От полноты и точности информационных ресурсов в транспортной логистике зависит степень удовлетворенности запросов потребителей на перевозку. Транспортно - логистические процессы включают себя поиск, обработку и распределение информации. Логистический подход необходим для предприятий, оказывающих транспортные услуги; сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять потребность клиента.
В логистических цепях при доставки грузов возникают технологические процессы, которые имеют свои особенности, зависящие от характеристики груза.
Доставка груза – это комплекс мероприятий, проводимых после получения продукции к перевозке и до получения ее потребителем. Они включают в себя доставку материалов, их складирование и хранение, а также упаковку и перевозку любым видом транспорта. Сюда же включаются такие операции, как разработка графика движения и выбор маршрута. Они стремятся к одной цели – надежная доставка грузов и исключение разрыва между производством и потребителем. Транспортно-экспедиторское обслуживании – основная часть процесса движения груза от производителя до потребителя. Основными участниками системы являются экспедиторы, перевозчики, склады и так далее. При выполнении заказа от грузопроизводителя фирма выступает в роли организатора процесса доставки, подбирая и координируя работу участников процесса, и при этом несет ответственность перед грузопроизводителем и участниками системы. Распределение продукции включает в себя работу по движению товаров от производителей к конечным или промежуточным потребителям.