Курсовая работа|Педагогика

Игра как средство формирования экологической культуры у детей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования  экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста на основе дидактической игры

1.1 Экологическая культура: сущность, содержание, подходы  к организации

 1.2 Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

2. Проектирование деятельности педагога по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе дидактической игры

2.1 Описание диагностических  методик и результатов изучения  уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Проект деятельности педагога по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе   дидактической игры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования: В современном мире актуальной темой является взаимодействие человека с природой. Наиболее серьёзной проблемой нашего общества является экологическое воспитание. Любой уровень экологической культуры ¾ это результат воспитания, поэтому одна из главной функции воспитания детей дошкольного возраста является формирование нравственных норм к окружающему миру.         

Экологическому воспитанию в дошкольном возрасте уделяется особое внимание, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Поэтому началом формирования экологической культуры у личности считается дошкольный возраст, так как именно в таком возрасте закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде.

Экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, её отдельная грань, взаимосвязь человека с природой [5, с. 35].

Актуальность темы продиктована необходимостью формирования экологической культуры и введением федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из целевых ориентиров на завершении ступени предшкольного образования называется «формирование у ребенка начальных знаний о природном мире, в котором он живет» [18].

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обучение экологической культуре через ознакомление дошкольников с окружающей средой рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» [18].

Экологическое воспитание – это систематическая деятельность педагога, которая направлена на развитие экологической культуры личности.

Основной категорией, отражающей  функцию экологического воспитания, является «экологическая культура» личности.

Экологическая культура является основным средством воспитания у детей осознанного отношения к природе, что важно и необходимо в воспитании детей дошкольного возраста.

В настоящее время существует ряд исследований, направленных на формирование  представлений об экологической культуре дошкольников, представленных такими  авторами как: М. Д. Маханёва, Л. В Моисеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, и др.

По мнению В. П. Арсентьева, Н. Н. Вересова, именно в дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира.  Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, важно учить ребенка в игре, тогда процесс воспитания становится интересным и увлекательным.

Среди всех видов игровой деятельности, познавательная деятельность, в том числе познание окружающего мира, формируется зачастую с помощью дидактических игр, так как именно дидактические игры помогают увидеть целостность отдельного организма, каждого объекта природы, экосистемы и понять, что вмешательство человека может повлечь за собой процессы в природе.

         Дидактическая игра - это вид учебного занятия, организуемое в виде учебной игры, которое реализует принципы игрового и активного обучения, и отличается наличием правил и фиксированной структурой игровой деятельности [2, с. 45].

         Исследование дидактических игр, как средств развития дошкольников, начало своё развитие в трудах педагогов прошлого, таких как: А.И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Ф. Фребеля. В советской педагогике целая система дидактических игр была создана рядом известных педагогов и психологов: В.Н. Аванесова, Л. А, Венгер, А.Л. Усова. В настоящие время изучением дидактических игр занимаются учёные: З.М. Богуславская, А. К. Бондаренко, О.М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, С. Н. Николаева, Т. А. Серебрякова, Е. О. Смирнова, Н. Я. Михалко.

Использование дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста развивает познавательную активность, поддерживает их интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения активным. Следовательно, дидактические игры имеют огромное значение в формировании экологической культуры, они должны быть в арсенале каждого воспитателя.

 Возникает противоречие между признанием значимости  дидактической игры как средства формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраст и  недостаточной  разработанностью  методического инструментария, включающего средства формирования экологической культуры  в соответствии с требованиями ФГОС.

Проблема исследования заключается в поиске средств, направленных на  формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств является, на наш взгляд, дидактическая игра.

Объект исследования: формирование экологической культуры у старших дошкольников

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования   экологической культуры у старших дошкольников.

Цель   исследования: обосновать дидактическую игру как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы представить теоретические основы формирования экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить особенности дидактической игры как средства формирования  экологической культуры у старших дошкольников.
  3. Описать диагностики и представить результаты уровня формирования экологической культуры у старших дошкольников.
  4. Разработать проект по формированию   экологической культуры у старших дошкольников посредством дидактических игр.

Гипотеза исследования: предполагаем, что дидактическая игра может быть средством формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, если:

система дидактических игр будет строиться с учетом возрастных особенностей детей;

- если система дидактических игр будет направлена на развитие основных компонентов экологической культуры: когнитивного, аксиологического, деятельностного;

- если в системе дидактических игр будут применяться различные их виды (игры с предметами, настольно-печатные, словесные).

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы, сравнение, обобщение.

Эмпирические: беседа, опрос, диагностические методики.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида, 21 ребенок, 12 мальчиков, 9 девочек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.1. Экологическая культура: сущность, содержание, подходы к организации

Экологическое воспитание дошкольников – процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [14, с.36].

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит дошкольникам в дальнейшем успешно усваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Базисными категориями, отражающими функцию экологического воспитания, являются: «экологическая культура», «экологическая воспитанность» и «экологическая ответственность» личности.

«Экологическая культура» представляет собой комбинацию определенных экологических знаний, представлений об экокультурных традициях в месте проживания, а также личностных качеств, сформированных в результате экологического воспитания, которые основаны на степени значимости экологических ценностей в общей системе ценностных приоритетов. Данные приоритеты проявляются в усвоении принятых в обществе правил и норм поведения по отношению к природе и к окружающей среде [23, с. 123].

Существует несколько подходов к содержанию самого понятия «экологическая культура», рассмотрим некоторые из них. Так, Е. В. Никонорова считает широкой сферу проявления экологической культуры, по её мнению, экологическая культура является формой связи человека с природой, с окружающим его миром, с самим собой.

По мнению В. Д. Бондаренко экологическая культура охватывает материальную и духовную сферу жизни и представляет собой культуру всех видов деятельности, так или иначе связанных с познанием, использованием, преобразованием природы [21, с. 33].

В. А. Ситаров отмечает, что культура ¾ это проявление сознательной деятельности, она характеризуется степенью свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.

По мнению И. Д. Зверева и И.Т Суравегиной экологическая культура должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, которая вызывает потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура в этом случае, будет строиться на понимании и уважении закономерности живых систем. Главным показателем культуры является индивидуальная и социальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Д. В. Владышевский связывает сущность экологической культуры с природопользованием: недопустимость несдержанного использования ресурсов планеты, сбережение природы.

Б. С. Кубанцева в теории экологической культуры предлагает переход от антропоцентрического мышления (когда в центре стоит человек) на экологическое биоцентрическое мышление (когда человек будет рассматривать себя наравне с природой) [15, с. 22].

В. А. Игнатова всесторонне изучает процесс становления экологической культуры, исходя из позиции, что экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, её отдельная грань, взаимосвязь человека с природой. Критерием сформированности экологической культуры являются действия экологически сообразные природной среде: поступки, поведение и деятельность [5, с. 35].

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2004. – 145 с.
  2. Баженова Е.С. Дидактическая игра в формировании универсальных предпосылок учебной деятельности//Забайкальский государственный университет/Чита. 2013 г. – С. 41-44
  3. Горькова, Л. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина – М.: ВАКО, 2005. – 240с.
  4. Залунин В. И. Социальная экология: учеб.пособие / В. И. Залунин; Ред. В. В. Прищепа. – Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2003. – 245 с.
  5. Игнатова В. А. Концепции современного естествознания. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005 г – 208 с.
  6. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004. –159 с.
  7. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с
  8. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. – №22. – 2015. С. 826-830.
  9. Мартыненко А. Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. №1. 2011. С.20-32.
  10. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.– 252 с.
  11. Моисеева Л. В., Мартыненко А. Г., Формирование экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки//Астраханский вестник экологического образования № 1 (19) 2012. С. 36-45
  12. Моисеева Л.В., Зебзеева В.А., Михеева Е.В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития: монография / Л.В. Моисеева и др. – Екатеринбург, 2009. – 301 с.
  13. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М. , 2003. – 248 с.
  14. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2006. – 208 с.
  15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
  16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольни­ков: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Нико­лаева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
  17. Потапова Л.М. Детям о природе: экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль, 2002. – 345 с.
  18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf (Дата обращения 09.12.16)
  19. Рыжова Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9 С. 40.
  20. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / М.:. 2000 г. С. 47
  21. Сосунова И.А. Экологическая культура как основа образования для устойчивого развития//Вестник международной академии наук//Москва 2008 г С. 33-40
  22. Чуйкова Л.Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок // Журнал Астраханский вестник экологического образования // 2012 г. №1, С. 35-44.
  23. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания // Журнал Астраханский вестник экологического образования // 2012 г. №4, С. 122-129.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское