Актуальность исследования: В современном мире актуальной темой является взаимодействие человека с природой. Наиболее серьёзной проблемой нашего общества является экологическое воспитание. Любой уровень экологической культуры ¾ это результат воспитания, поэтому одна из главной функции воспитания детей дошкольного возраста является формирование нравственных норм к окружающему миру.
Экологическому воспитанию в дошкольном возрасте уделяется особое внимание, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Поэтому началом формирования экологической культуры у личности считается дошкольный возраст, так как именно в таком возрасте закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде.
Экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, её отдельная грань, взаимосвязь человека с природой [5, с. 35].
Актуальность темы продиктована необходимостью формирования экологической культуры и введением федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из целевых ориентиров на завершении ступени предшкольного образования называется «формирование у ребенка начальных знаний о природном мире, в котором он живет» [18].
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обучение экологической культуре через ознакомление дошкольников с окружающей средой рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» [18].
Экологическое воспитание – это систематическая деятельность педагога, которая направлена на развитие экологической культуры личности.
Основной категорией, отражающей функцию экологического воспитания, является «экологическая культура» личности.
Экологическая культура является основным средством воспитания у детей осознанного отношения к природе, что важно и необходимо в воспитании детей дошкольного возраста.
В настоящее время существует ряд исследований, направленных на формирование представлений об экологической культуре дошкольников, представленных такими авторами как: М. Д. Маханёва, Л. В Моисеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, и др.
По мнению В. П. Арсентьева, Н. Н. Вересова, именно в дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, важно учить ребенка в игре, тогда процесс воспитания становится интересным и увлекательным.
Среди всех видов игровой деятельности, познавательная деятельность, в том числе познание окружающего мира, формируется зачастую с помощью дидактических игр, так как именно дидактические игры помогают увидеть целостность отдельного организма, каждого объекта природы, экосистемы и понять, что вмешательство человека может повлечь за собой процессы в природе.
Дидактическая игра - это вид учебного занятия, организуемое в виде учебной игры, которое реализует принципы игрового и активного обучения, и отличается наличием правил и фиксированной структурой игровой деятельности [2, с. 45].
Исследование дидактических игр, как средств развития дошкольников, начало своё развитие в трудах педагогов прошлого, таких как: А.И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Ф. Фребеля. В советской педагогике целая система дидактических игр была создана рядом известных педагогов и психологов: В.Н. Аванесова, Л. А, Венгер, А.Л. Усова. В настоящие время изучением дидактических игр занимаются учёные: З.М. Богуславская, А. К. Бондаренко, О.М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, С. Н. Николаева, Т. А. Серебрякова, Е. О. Смирнова, Н. Я. Михалко.
Использование дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста развивает познавательную активность, поддерживает их интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения активным. Следовательно, дидактические игры имеют огромное значение в формировании экологической культуры, они должны быть в арсенале каждого воспитателя.
Возникает противоречие между признанием значимости дидактической игры как средства формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраст и недостаточной разработанностью методического инструментария, включающего средства формирования экологической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
Проблема исследования заключается в поиске средств, направленных на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств является, на наш взгляд, дидактическая игра.
Объект исследования: формирование экологической культуры у старших дошкольников
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать дидактическую игру как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы представить теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить особенности дидактической игры как средства формирования экологической культуры у старших дошкольников.
- Описать диагностики и представить результаты уровня формирования экологической культуры у старших дошкольников.
- Разработать проект по формированию экологической культуры у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: предполагаем, что дидактическая игра может быть средством формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, если:
система дидактических игр будет строиться с учетом возрастных особенностей детей;
- если система дидактических игр будет направлена на развитие основных компонентов экологической культуры: когнитивного, аксиологического, деятельностного;
- если в системе дидактических игр будут применяться различные их виды (игры с предметами, настольно-печатные, словесные).
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнение, обобщение.
Эмпирические: беседа, опрос, диагностические методики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида, 21 ребенок, 12 мальчиков, 9 девочек.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1. Экологическая культура: сущность, содержание, подходы к организации
Экологическое воспитание дошкольников – процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [14, с.36].
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит дошкольникам в дальнейшем успешно усваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Базисными категориями, отражающими функцию экологического воспитания, являются: «экологическая культура», «экологическая воспитанность» и «экологическая ответственность» личности.
«Экологическая культура» представляет собой комбинацию определенных экологических знаний, представлений об экокультурных традициях в месте проживания, а также личностных качеств, сформированных в результате экологического воспитания, которые основаны на степени значимости экологических ценностей в общей системе ценностных приоритетов. Данные приоритеты проявляются в усвоении принятых в обществе правил и норм поведения по отношению к природе и к окружающей среде [23, с. 123].
Существует несколько подходов к содержанию самого понятия «экологическая культура», рассмотрим некоторые из них. Так, Е. В. Никонорова считает широкой сферу проявления экологической культуры, по её мнению, экологическая культура является формой связи человека с природой, с окружающим его миром, с самим собой.
По мнению В. Д. Бондаренко экологическая культура охватывает материальную и духовную сферу жизни и представляет собой культуру всех видов деятельности, так или иначе связанных с познанием, использованием, преобразованием природы [21, с. 33].
В. А. Ситаров отмечает, что культура ¾ это проявление сознательной деятельности, она характеризуется степенью свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.
По мнению И. Д. Зверева и И.Т Суравегиной экологическая культура должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, которая вызывает потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура в этом случае, будет строиться на понимании и уважении закономерности живых систем. Главным показателем культуры является индивидуальная и социальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.
Д. В. Владышевский связывает сущность экологической культуры с природопользованием: недопустимость несдержанного использования ресурсов планеты, сбережение природы.
Б. С. Кубанцева в теории экологической культуры предлагает переход от антропоцентрического мышления (когда в центре стоит человек) на экологическое биоцентрическое мышление (когда человек будет рассматривать себя наравне с природой) [15, с. 22].
В. А. Игнатова всесторонне изучает процесс становления экологической культуры, исходя из позиции, что экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, её отдельная грань, взаимосвязь человека с природой. Критерием сформированности экологической культуры являются действия экологически сообразные природной среде: поступки, поведение и деятельность [5, с. 35].