ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Язык как социальное явление
1.2 Структурные компоненты учебной деятельности на уроках русского языка
1.3 Орфография в контексте современного образования
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ №
2.1 Теоретические основы экспериментальных исследований
2.2 Проведение экспериментальных исследований
2.3 Результаты экспериментальных исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Педагогическая система: система – это любой процесс, происходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями.
Педагогическая система – объединение компонентов, которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения превышают некий допустимый порог, система разрушается, а на ее месте возникает новая система с другими свойствами.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, во-первых, важностью такого явления как язык. Являясь основным инструментом общественной коммуникации, объективируя мысли человека, язык выступает в качестве многоаспектного явления: устная и письменная речь, официальное взаимодействие и межличностное общение, государственный язык и язык конкретного народа.
Во-вторых, актуальность исследования подтверждается относительно небольшим отрезком времени с момента нормативного регулирования данного феномена. Правовое регулирование, а именно создание специализированного лингвистического законодательства на территории бывшего СССР началось в конце 80-х годов XX века. Зарождение и становления международного регулирования в лингвистической сфере началось несколькими десятками лет раньше.
В- третьих, исследование в сфере языкового законодательства Российской Федерации актуально по причине того, что Российская Федерация является многонациональным, многоязычным государством.
В работе рассматривается технология изучения русского языка, а так же взаимосвязь структурных компонентов учебной деятельности на уроках русского языка при изучении орфографии. В педагогике существуют многочисленные определения технологии обучения (В.Н. Козлов, Ф. Янушкевич, В.Н. Михелькевич, В.М. Мегедь, А.И. Сурыгин, М.А. Коротков).
В исследовании уделяется особое внимание определение, данное
Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным: технология обучения – это «совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств». Технология обучения может быть выработана только в результате педагогической деятельности.
Цель исследования – установить взаимосвязь структурных компонентов учебной деятельности на уроках русского языка при изучении орфографии младшими школьниками.
Объект исследования – учебная деятельность на уроках русского языка при изучении орфографии младшими школьниками.
Предмет исследования – ууд младших школьников.
Гипотеза исследования: создание оптимальных условий в образовательном процессе для формирования ууд младших школьников посредством детального использования на уроках русского языка аппарата ориентировки в учебнике, обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
- проанализировать теоретические аспекты изучения структурных компонентов учебной деятельности;
- изучить структурные компоненты учебной деятельности на уроках русского языка;
- провести экспериментальные исследования по изучению ууд младших школьников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения структурных компонентов учебной деятельности
1.1 Язык как социальное явление
Согласно одному из определений, данному С. И. Ожеговым, язык есть сложившаяся исторически система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Важнейшим в данном С.И. Ожеговым определении признаком языка является то, что язык является комплексом средств, то есть упорядоченной совокупностью приёмов, способов, в данном случае звуковых, словарных и грамматических.
Можно ли представить общество без языка? Автор настоящего исследования полагает, что существование человека, осуществляющего свою деятельность в обществе, невозможно без такого средства взаимодействия как язык. Так же невозможно и существование языка без человека.
Исходя из вышеуказанного определения, язык объективирует, то есть выражает вовне, мысли человека, способствуя при этом уяснению этих мыслей другими людьми. Следовательно, для достижения понимания между людьми, следует определиться с языковыми правилами. В этом контексте следует упомянуть Правила русской орфографии и пунктуации, утверждённые АН СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г., которые применяются на сегодняшний момент.
Кроме того, выделяют определённый круг функций языка как важнейшего средства общения, отражающие особую роль языка в общественной жизни:
1) коммуникативная функция (язык выступает способом общения людей в процессе их жизнедеятельности), которая подразделяется на интегрирующую функцию (в контексте международного общения) и дифференцирующую (использование языка носителем языка);
2) когнитивная функция (объективизация мыслительного процесса);
3) аккумулятивная функция (наличие языка позволяет сохранить и отразить информацию).
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации русским языком владеют около 138 млн. человек, что составляет более 99% населения Российской Федерации, при этом английским языком владеет 5% населения или 7,5 млн. человек, татарским языком владеет 3% населения или, примерно, 4 млн. человек, чеченским, башкирским, украинским, чувашским языком владеют около 1 млн. человек каждым, а например, мансийским языком – всего 938 человек. В совокупности население Российской Федерации владеет несколькими сотнями языков.
Указанные данные отражают общую языковую ситуацию в Российской Федерации: в стране существует главенствующий, доминирующий, базовый язык – русский.
Вместе с тем, по сравнению с полученными по результатам Всероссийской переписи населения 2002 года данными население, владеющее некоторыми другими языками снижается (например, татарским примерно на 1 млн. человек).
Указанные данные свидетельствуют о постепенной языковой ассимиляции носителей не русского языка. С одной стороны, такая ассимиляция носит отрицательный характер по причине утраты населением (носителем не русского языка) исторически сложившихся практических и теоретических знаний о своём исконном языке.
С другой стороны, языковая унификация ведёт к укреплению народного единства вследствие укрепления основного средства общения населения – русского языка.