Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей технологии театрализованных форм досуга детей и подростков
1.1. Сущность и функции досуга
1.2. Театрализованные формы досуга
1.3. Идея, сущность и эффективность праздника
Глава 2. Методика проведения театрализованных форм досуга
2.1. Современные технологии театрализованных форм досуга
2.2. Методические рекомендации по проведению детского праздника
Заключение
Список литературы
Приложение
Театрализованный праздник является преимущественной формой досуговой деятельности. Традиции детских театрализованных праздников уходят корнями в глубокую архаическую древность, в обрядовую культуру. Средневековая школа активно использовала эту форму в воспитательных целях, прививая ученикам традиции христианской морали и этики преимущественно через постановку моралите. В петровской России школьными праздниками отмечались военные победы. В елизаветинские времена кадеты готовили театрализованные представления для дворцовых торжеств. В XIX и XX веках в форме театрализованного представления школа праздновала самые разнообразные события: государственные и муниципальные праздники, христианские и языческие, внутришкольные и общемировые. Формы проведения таких праздников бесконечно разнообразны: создание театрально-литературных композиций, костюмированные балы, конкурсы инсценированной песни, внутришкольные театральные конкурсы и фестивали, карнавальные и фольклорные игры Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. И помочь в этом могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально.
В настоящее время ситуация в социальной культурной сфере характеризуется негативными процессами наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей и молодежи, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры и современных культурно-досуговых центров, индивидуализированного проведения досуга за компьютерными играми и видеофильмами. Дети, чаще всего подростки, проводят свой досуг вне институтов общества, призванных организовывать творческую досуговую деятельность, они лишены богатства межличностного общения со сверстниками или уходят в неконтролируемую зону, что может привести к деструктивному характеру времяпрепровождения.
Практикой проверено, что творческие возможности детей наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Этот вид деятельности воздействуют на воображение детей словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность детей, помогает достичь быстрых и качественных результатов через развитие творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика.
Объект – технологии театрализованных форм досуга.
Предмет – организация досуговой деятельности.
Цель – изучить особенности технологии театрализованных форм досуга.
Задачи:
- определить сущность и функции досуга детей и подростков,
- ознакомится с театрализованными формами досуга,
- выяснить особенности технологии театрализованных форм досуга.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей технологии театрализованных форм досуга детей и подростков
1.1. Сущность и функции досуга
Досуг - это совокупность форм деятельности в свободное время, т.е. время, находящееся за пределами обязательной (профессиональной учебной) деятельности человека. Это время, остающееся у человека после выполнения его профессионально-трудовых (учебных) и семейных обязанностей, удовлетворения санитарно-гигиенических, физиологических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями.[1]
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Цель досуга и развлечений – порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме получить дополнительные знания.
Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Для того чтобы снизить ориентацию подростков на развлекательные способы проведения свободного времени, что ведет к снижению их уровня культуры усвоению примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений, важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг содержательным, способствующим совершенствованию личности.
1.2. Театрализованные формы досуга
В достижение этой цели помогают досуговые программы, которые используют в своей работе культурно-досуговые центры. В соответствии с предложенной А.Б.Гальченко классификацией, за основу которой взяты два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени, выделяются 6 типов программ:
разовая игровая программа;
конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
игра-спектакль;
театрализованная игра;
зрелище;
праздник;
длительная досуговая программа.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа.
С особым интересом дети воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.