Курсовая работа|Педагогика

Проблемы нравственного воспитания в современной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 24

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общая характеристика нравственного воспитания

1.1    Нравственное воспитание школьников и его развитие, как личность

1.2 Основные процессы формирования нравственного развития

Глава 2.  Теоритические основы воспитания

2.1 Вклад отечественных ученых в развитие воспитания личности ребенка

2.2 Традиции нравственного воспитания детей в зарубежных исследованиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Проблема моего исследования актуальна. На рубеже XX XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.

Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей школьного возраста в общеобразовательной организации будет наиболее успешным, если учтены:

– психолого-педагогические особенности детей младшего школьного

Возраста;

– основные методы и формы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации;

– возможности фольклора как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;

– результаты первичной диагностики нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • Определить понятия нравственность, нравственное воспитание.
  • Дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.
  • Выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
  • Описать опыт нравственного воспитания школьников.


    Глава 1. Общая характеристика нравственного воспитания
  • Нравственное воспитание школьников и его развитие, как личность

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.

Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития, выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является необходимой основой нравственного развития подростка.

Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения.

В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования - нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не сколько над вопросом "кем быть?", сколько над вопросом "каким быть?".

По мнению И. П. Подласова, мышление у младшего школьника развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и причинноследственным связям. В этот период особенно велика роль учителя [16, с. 73].

Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии [6, с. 79]:

– усвоений действий по образцу, эталону;

– формирование системы действий в рамках заданной модели;

– переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношений.

В это период развивается речь, мышление и способности восприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструктивно-композиционной деятельности [6, с. 80].

В младшем школьном возрасте происходит изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений со стороны взрослых, появление новой значимой фигуры в жизни ребенка — учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений с обществом [14, с. 16].

По мнению Л. И. Петровой, в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга. Так же происходят изменения и в нервных процессах – возбуждение и торможение. Дети младшего школьного возраста в процессе обучения учатся контролю за своим поведением, так же увеличивается возможность тормозных реакций. Это дает ему возможность подчиниться требованиям взрослых, сдерживать импульсивные поступки, что увеличивает его самостоятельность [15, с. 30].

По мнению Б. С. Волкова, в младшем школьном возрасте совершенствуется механическая память. Многие дети на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему [11, с. 98].

Кроме того, отмечает особенность детей младшего школьного возраста в их безграничном доверии к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание ему. Характеризуя себя как личность, школьник в основном повторяет то, что о нем говорит взрослый. Самооценка ребенка в этот период взаимосвязана от оценок, которые они получает от учителя в процессе различных видов деятельности [5, с. 10].

  1. Абрамова Г. С.Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 1997. 672 с.
  1. Абдулаева, М. А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника / М. А. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9546/ (дата обращения: 02.05.2021).
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988.370 с.
  1. Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.:Просвещение, 1995. 238 с.
  1. Бережнова Л. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Академия, 2007. 240 с.

6.Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер,
  2. 304 с.
  3. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: Институт практической психологии, 1997. 575 с.
  1. Бордовская Н. В., Реан. А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001. 310 с.
  2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. М.: Астрель, 2008. 350 с.

Виды воспитания детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] URL: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6510 (дата обращения21.11.2017).

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
  1. Горецкий В. Г. Народное творчество.СПб.: Питер, 1991. 46 с.
  2. Горлова Е. Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. М.: АСТ, 2002. 110 с.
  1. Гусейнова А. А. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  2. Зотова Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016 URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 21.10.2017).
  1. Тихонова, Э. В. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка / Э. В. Тихонова, А. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 607-609. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41380/ (дата обращения: 02.0

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское