ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нравственного воспитания
1.1 Нравственное воспитание школьников и его развитие, как личность
1.2 Основные процессы формирования нравственного развития
Глава 2. Теоритические основы воспитания
2.1 Вклад отечественных ученых в развитие воспитания личности ребенка
2.2 Традиции нравственного воспитания детей в зарубежных исследованиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Проблема моего исследования актуальна. На рубеже XX XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей школьного возраста в общеобразовательной организации будет наиболее успешным, если учтены:
– психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
Возраста;
– основные методы и формы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации;
– возможности фольклора как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;
– результаты первичной диагностики нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Определить понятия нравственность, нравственное воспитание.
- Дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.
- Выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
- Описать опыт нравственного воспитания школьников.
Глава 1. Общая характеристика нравственного воспитания
- Нравственное воспитание школьников и его развитие, как личность
Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.
Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития, выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является необходимой основой нравственного развития подростка.
Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения.
В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования - нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал.
У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не сколько над вопросом "кем быть?", сколько над вопросом "каким быть?".
По мнению И. П. Подласова, мышление у младшего школьника развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и причинноследственным связям. В этот период особенно велика роль учителя [16, с. 73].
Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии [6, с. 79]:
– усвоений действий по образцу, эталону;
– формирование системы действий в рамках заданной модели;
– переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношений.
В это период развивается речь, мышление и способности восприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструктивно-композиционной деятельности [6, с. 80].
В младшем школьном возрасте происходит изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений со стороны взрослых, появление новой значимой фигуры в жизни ребенка — учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений с обществом [14, с. 16].
По мнению Л. И. Петровой, в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга. Так же происходят изменения и в нервных процессах – возбуждение и торможение. Дети младшего школьного возраста в процессе обучения учатся контролю за своим поведением, так же увеличивается возможность тормозных реакций. Это дает ему возможность подчиниться требованиям взрослых, сдерживать импульсивные поступки, что увеличивает его самостоятельность [15, с. 30].
По мнению Б. С. Волкова, в младшем школьном возрасте совершенствуется механическая память. Многие дети на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему [11, с. 98].
Кроме того, отмечает особенность детей младшего школьного возраста в их безграничном доверии к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание ему. Характеризуя себя как личность, школьник в основном повторяет то, что о нем говорит взрослый. Самооценка ребенка в этот период взаимосвязана от оценок, которые они получает от учителя в процессе различных видов деятельности [5, с. 10].