Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии повышения конкурентных преимуществ предприятия
1.1. Конкурентоспособность фирмы: формальная и реальная
1.2. Конкурентный потенциал и конкурентные преимущества организации
1.3. Определение и виды конкурентных стратегий предприятия
Глава 2. Конкурентные стратегии в маркетинге
2.1. Стратегии лидера рынка
2.2. Стратегии компании-претендента
2.3. Стратегии компании-последователя
2.4. Стратегии компании, обслуживающей рыночную нишу
Заключение
Литература
К пониманию важности и необходимости стратегического планирования своей деятельности рано или поздно приходит любой мало-мальски успешный руководитель. Причем к планированию, основанному не на внутреннем чутье и интуиции, а на глубоко научном методичном подходе.
Несомненно, в условиях нестабильности ситуации в мире, не только экономической, но и социальной, политической, демографической, прогнозирование становится крайне сложной задачей. Но при этом, вопрос управления конкурентоспособностью отнюдь не снимается, а наоборот даже обостряется в условиях всеобщей паники. Конкуренция – явление вечное, а потому и стратегическое управление конкурентоспособностью фирмы задача постоянная. Задача, которую необходимо решать любой организации, не зависимо от ее формы собственности, рода деятельности, масштабов, уровня развития и т.д.
Важно понимать, что все предприятия мира завязаны в общий клубок и так или иначе напрямую или косвенно взаимодействуют друг с другом. Особое место в этой связке занимают MLM-компании или компании сетевого маркетинга. Это бизнес, связанный с прямым распространением информации, продуктов или услуг независимыми консультантами компании или дистрибьюторами. Говоря проще, это люди рассказывающие другим людям о прекрасных идеях, продуктах или услугах, которые нравятся им самим. Вы делаете это постоянно, например, когда посмотрите отличный фильм или пообедаете в прекрасном ресторане – однако никто Вам за это не платит. Сетевой маркетинг (MLM) – наиболее мощный из всех имеющихся на сегодняшний день способов распространения товаров и услуг. И как бы ни парадоксально звучало, финансовый кризис лишь придает ускорение развитию этой сферы бизнеса. Так было в 1998 году в России, когда десятки и сотни тысяч «белых воротничков» остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя своё второе рождение как бизнесмены. И сложившаяся экономическая ситуация сулит лишь дальнейший всплеск этого уникального бизнеса, многие миллионы россиян в ближайшие годы найдут в нём своё новое призвание и удовлетворение.
Такие компании являются скорее косвенными конкурентами предприятий, работающих в той же сфере бизнеса, но занимающихся продажами по традиционной схеме.
Одна из самых жестких конкурентных войн ведется между косметическими MLM-компаниями. На данный момент на российском рынке представителей таких фирм больше десятка, как отечественных, так и зарубежных. В силу отличия способа реализация своей продукции от классической схемы продаж и управление конкурентоспособностью в них осуществляется по-другому, точнее, с акцентом на другие конкурентные преимущества. Об этих особенностях и пойдет речь в данной работе.
Как мы видим, рассматриваемая тема является крайне актуальной. Косметический MLM-бизнес в России процветает, не смотря ни на что, а значит и активная конкуренция существует. И не важно, сколько времени компания существует на мировом и российском рынках, без управления своей конкурентоспособностью и четкой конкурентной стратегии ей не выжить.
При написании работы использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Градов А.П., Данько Т.П., Котлер Ф., Миронов М.Г., Портер М., Рубин Ю.Б., Томпсон А.А., Фатхутдинов Р.А., Чарльз В. Кинг, Шевченко Л.С. и других.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии повышения конкурентных преимуществ предприятия
1.1. Конкурентоспособность фирмы: формальная и реальная
Любая фирма стремится к получению максимального результата от своей деятельности. Для этого ей необходимо найти наиболее эффективный способ распределения всех ресурсов, будь то производственные, человеческие или какие-либо другие средства. Это обеспечит ей наличие конкурентных преимуществ по сравнению с соперниками. Но как показывает опыт, не всем все удается одинаково – кто-то оказывается более успешным, а кто-то нет. Кроме того, все в этой жизни относительно, поэтому и выделяют формальную и реальную конкурентоспособность.
Вообще под конкурентоспособностью мы понимаем «способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента[1]». Также «конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику[2]». А, по мнению Рубина Ю.Б., конкурентоспособность это «реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов[3]».
Противостояние конкурентам может быть либо успешным, либо безуспешным, либо относительно успешным/относительно безуспешным.
Оценить степень успеха или неуспеха предприятия можно по тому, в какой мере в процессе конкуренции компании удается сформировать, воспроизвести, приумножить свои конкурентные преимущества, или же в какой мере она вынуждена уменьшить свои ранее наработанные конкурентные преимущества вплоть до их полной утраты. Конкурентоспособность субъекта предпринимательского бизнеса состоит в его способности обнаруживать преимущества над соперниками, а уровень конкурентоспособности компании определяется на основе оценки динамики совокупности конкурентных преимуществ, которыми обладает данная компания.
Конкурентоспособность организации находится в прямой зависимости от ее конкурентных преимуществ. Увеличение конкурентных преимуществ однозначно говорит о росте конкурентоспособности, и наоборот, потеря конкурентных преимуществ – о снижении уровня конкурентоспособности. Сохранение состава и объема конкурентных преимуществ – о примерном сохранении достигнутого уровня конкурентоспособности, что может рассматриваться как свидетельство относительного успеха и одновременно относительной неудачи предпринимательской фирмы.
В понятиях «конкурентоспособность» и «уровень конкурентоспособности» находят воплощение следующие важные положения теории конкуренции[4]:
- наличие у субъекта предпринимательского бизнеса конкурентного потенциала (его человеческого, организационного, предпринимательского потенциала);
- сравнительная оценка степени организационной устойчивости, кадровой состоятельности и предпринимательской активности субъекта предпринимательского бизнеса;
- сравнительная оценка ресурсного потенциала субъекта предпринимательского бизнеса, используемого в процессе деловой деятельности и противостояния конкурентам;
- сравнительная оценка степени эффективности текущих и единовременных затрат, осуществляемых субъектом предпринимательского бизнеса в процессе деловой деятельности и противостояния конкурентам;
- сравнительная оценка степени привлекательности продукции (услуг) компании для ее клиентов, а также степени доверия клиентов к выпускаемой и новой продукции;
- сравнительная оценка степени надежности, предсказуемости компании для ее контрагентов, а также степени доверия к ней со стороны действующих и гипотетических контрагентов;
- сравнительная оценка степени опасности компании и одновременно ее полезности в плане освоения чужого опыта для ее конкурентов;
- сравнительная оценка степени привлекательности деятельности компании и ее внешнего имиджа для различных слоев общественности.