Курсовая работа|Педагогика

Изучение особенностей понимания изменений в природе умственно отсталыми детьми дошкольного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 42

Введение                                                                                              

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте

1.1. Понятие «умственная отсталость» и его виды                                     

1.2. Особенности развития ребенка дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость»                                                                  

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми детьми дошкольного возраста                                               

2.1. Методы и организация эксперимента                                               

2.2. Анализ результатов исследования                                                     

2.3. Рекомендации к составлению программы освоения детьми  с умственной отсталостью в дошкольном возрасте сезонных изменений в природе                                                                                                                  

Заключение                                                                                                  

Литература                                                                                                   

Приложения                                                                                                 

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в педагогике и психологии. Занимаются ими, однако, не только психологи, но и олигофренопедагоги, невропатологи, дефектологи, психиатры, генетики и т.д. Внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. В дошкольном возрасте для обучения и адаптации в социуме, умственно отсталым детям необходимо усвоение знаний в различных областях, но, прежде всего, в познании окружающего мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью путем освоения ими различных знаний в области естествознания, что  и составляет социальную значимость нашей работы.

   Вопросами изучения особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками занимались такие отечественные ученые как Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Головина, Ю.В. Кузнецов, В.С. Никитина, Н.Д. Соколова и др. Однако на современном этапе развития научной мысли мы можем говорить о том, что имеющиеся исследования, прежде всего, направлены на изучение особенностей развития детей с умственной патологией в школьном возрасте. В дошкольный период внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников уделяется сегодня явно не достаточно. Это определяет научную значимость настоящего исследования.

   Разработка рекомендаций  к составлению программ для занятий с умственно отсталыми дошкольниками по освоению ими знаний в области изменений в природе предопределяет практическую значимость данной работы.  

Итак, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей с умственной отсталостью рассматривается в научной психолого-педагогической литературе достаточно широко. Особенно важным является организация образовательного процесса в дошкольном возрасте, когда у умственно отсталых детей закладываются основные знания об окружающим их мире.  В то же время известно, что проблеме освоения дошкольниками знаний в области естествознания и природоведения уделяется недостаточно внимания.   Это и составляет проблему нашего исследования.

В связи с этим,  целью нашего исследования является изучение особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками

Объект исследования – психологические особенности освоения информации об окружающем мире детьми дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость».

Предмет исследования – особенности понимания сезонных изменений в природе дошкольниками с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования – у умственно отсталых детей дошкольного возраста затруднено понимание процессов, связанных с сезонными изменениями,  происходящими в природе.

Задачи исследования: 

  1. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
  2. Изучить особенности понимания сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками.
  3. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к составлению программы обучения, при помощи которой дошкольники с умственной отсталостью смогут ознакомиться с сезонными изменениями, происходящими в природе.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте

1.1 Понятие «умственная отсталость» и его виды

  Умственно отсталые  -  это  дети,  у  которых  в  результате  органических поражений  головного  мозга  наблюдается  нарушение   нормального   развития психических,   особенно   высших   познавательных,   процессов    (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [5].

  В отечественной психиатрии выделяют 3 группы  этиологических  (указывающих причину) факторов умственной отсталости [2].

Первая   группа   -   неполноценность   генеративных    клеток    родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа - патология внутриутробного  развития  (воздействия  инфекций, интоксикаций, травм).

Третья  группа  -  родовая  травма  и  постнатальные  поражения  центральной нервной системы.

   Для установления правильного диагноза  необходимо  учитывать  соотношение трех   групп   симптомов:   дизонтогенетических   синдромов   (связанных   с дисфункцией  созревания  ЦНС),  энцефалопатических  синдромов  (связанных  с повреждением  ЦНС)  той  или  иной  локализации,   включая   и   минимальные дисфункции, и синдромов, отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических  критерия  умственной  отсталости:  клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический  (стойкое нарушение    познавательной    деятельности);     педагогический     (низкая обучаемость).

Умственно отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют детей-олигофренов (если поражение имело место до 2-3 лет) и дементных детей (если поражение – на более поздних стадиях развития).

Олигофрения (от греч. Olygos-немного, мало; phren-ум) – это стойкое, необратимое, непрогредиентное нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет. Термин введен в 1915 г. немецким психиатром Крепелином Э [21].

При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов, ослаблено активное внутреннее торможение. Часто наблюдается нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения (с преобладанием одного из них), что приводит к инертности временных связей, возникающих в коре головного мозга, затрудняет выработку новых. Эта физиологическая особенность является основой косности мышления детей-олигофренов. Для них характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект может сочетаться с нарушениями восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики.

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М.: Учпедгиз, 1999. - 390с.
  4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1997. - Т.5. - 275с.; - Т.3. - 301с.
  5. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М., 2002.
  6. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1995.
  7. Горощенко В. П., Никитина В.С., Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. – М.: Просвещение,
  8. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отста­лыми детьми//Обучение и воспитание умственно отсталых детей. - М., 2000. С. 5-14.
  9. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 176 с.
  10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. - М., 1995.
  11. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. Саморуковой П. Г. –2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 2001.
  12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.
  13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова, М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  14. Кузнецов Ю.В. Работа с календарем природы и труда во вспомогательной школе // Дефектология. –1997. –№6.
  15. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1994. - №3.
  16. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 1998.
  17. Мершон Б. Л., Орлова А. А. Из опыта проведения практических работ на предметных уроках в 3 классе вспомогательной школы // Специальная школа. –1995. –вып.1.
  18. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. Воронковой В. В. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  19. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методи­ка начального обучения». – М.: Просвещение,
  20. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов. - М.: Педагогика, 1999. - 231с.
  21. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.
  22. Пороцкая Т. И., Янчева Л. В. Наблюдения за природой в 1-8 классах вспомогательной школы // Специальная школа. –1995. –вып.1.
  23. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - 188с.
  24. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. - М., 1996.
  25. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика М., 1998.
  26. Русских В. В. Олигофрения и смежные формы. - М., 1997. - 154 с.
  27. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 2002.
  28. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика - М., 2002.
  29. Усвайская А. В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы. – М., 1999.
  30. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское