Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте
1.1. Понятие «умственная отсталость» и его виды
1.2. Особенности развития ребенка дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость»
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми детьми дошкольного возраста
2.1. Методы и организация эксперимента
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации к составлению программы освоения детьми с умственной отсталостью в дошкольном возрасте сезонных изменений в природе
Заключение
Литература
Приложения
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в педагогике и психологии. Занимаются ими, однако, не только психологи, но и олигофренопедагоги, невропатологи, дефектологи, психиатры, генетики и т.д. Внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. В дошкольном возрасте для обучения и адаптации в социуме, умственно отсталым детям необходимо усвоение знаний в различных областях, но, прежде всего, в познании окружающего мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью путем освоения ими различных знаний в области естествознания, что и составляет социальную значимость нашей работы.
Вопросами изучения особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками занимались такие отечественные ученые как Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Головина, Ю.В. Кузнецов, В.С. Никитина, Н.Д. Соколова и др. Однако на современном этапе развития научной мысли мы можем говорить о том, что имеющиеся исследования, прежде всего, направлены на изучение особенностей развития детей с умственной патологией в школьном возрасте. В дошкольный период внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников уделяется сегодня явно не достаточно. Это определяет научную значимость настоящего исследования.
Разработка рекомендаций к составлению программ для занятий с умственно отсталыми дошкольниками по освоению ими знаний в области изменений в природе предопределяет практическую значимость данной работы.
Итак, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей с умственной отсталостью рассматривается в научной психолого-педагогической литературе достаточно широко. Особенно важным является организация образовательного процесса в дошкольном возрасте, когда у умственно отсталых детей закладываются основные знания об окружающим их мире. В то же время известно, что проблеме освоения дошкольниками знаний в области естествознания и природоведения уделяется недостаточно внимания. Это и составляет проблему нашего исследования.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками
Объект исследования – психологические особенности освоения информации об окружающем мире детьми дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость».
Предмет исследования – особенности понимания сезонных изменений в природе дошкольниками с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования – у умственно отсталых детей дошкольного возраста затруднено понимание процессов, связанных с сезонными изменениями, происходящими в природе.
Задачи исследования:
- Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
- Изучить особенности понимания сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками.
- Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к составлению программы обучения, при помощи которой дошкольники с умственной отсталостью смогут ознакомиться с сезонными изменениями, происходящими в природе.
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте
1.1 Понятие «умственная отсталость» и его виды
Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [5].
В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости [2].
Первая группа - неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.
Вторая группа - патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).
Третья группа - родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.
Для установления правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех групп симптомов: дизонтогенетических синдромов (связанных с дисфункцией созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС) той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдромов, отражающих вторичные защитные механизмы организма.
Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).
Умственно отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют детей-олигофренов (если поражение имело место до 2-3 лет) и дементных детей (если поражение – на более поздних стадиях развития).
Олигофрения (от греч. Olygos-немного, мало; phren-ум) – это стойкое, необратимое, непрогредиентное нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет. Термин введен в 1915 г. немецким психиатром Крепелином Э [21].
При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов, ослаблено активное внутреннее торможение. Часто наблюдается нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения (с преобладанием одного из них), что приводит к инертности временных связей, возникающих в коре головного мозга, затрудняет выработку новых. Эта физиологическая особенность является основой косности мышления детей-олигофренов. Для них характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект может сочетаться с нарушениями восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики.