Курсовая работа|Логопедия

Коррекция параротацизма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 45

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ПАРАРОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

1.1. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте

1.2. Формирование правильного произношения звуков [р] и [р′] в онтогенезе

1.3. Характеристика нарушений произношения звуков [р] и [р′] у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПАРАРОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

2.1. Процедура и технологии обследования произношения звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

2.2. Организация и технологии коррекционной работы по коррекции параротацизма у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.

Речь – это главное приобретение человечества, основное средство человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения, т.е. обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Нарушения речи в дошкольном возрасте системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляется в нарушении процессов формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства вследствие дефектов в восприятии и произношении фонем [9].

Дети с ФФН – это дети, имеющие такие нарушения, как ринолалия, дизартрия, дислалия, в частности её акустико-фонематическую и артикуляторно-фонематическую форму, согласно клинико-педагогической классификации.

Изучением такого речевого нарушения как фонетико-фонематическое недоразвитие речи занималось множество отечественных исследователей, среди них Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Л.С. Правдина, Е.А. Соботович, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцев и др.

Одним из самых распространенных видов неправильного звукопроизношения является параротацизм, который проявляется в замене или смешении звуков [р], [р′] происходит их замена на другие фонемы. Чаще всего на месте рычащей фонемы дети произносят [л], [ль], [йот].

Роль правильного звукопроизношения в обучении в школе способствует процессу становления и формировании личности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественное новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность [11].

Этим и обусловлена актуальность проблемы коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольном возрасте.

Объект исследования: произношения звуков [р] и [р′] детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием

Предмет исследования: технологии обследования и коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Целью исследования является изучение и анализ теоретических аспектов, технологий обследования и коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Изучить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
  2. Изучить формирование правильного произношения звуков [р] и [р′] в отногенезе.
  3. Проанализировать нарушения произношения звуков [р] и [р′] у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
  4. Изучить литературу по проблеме коррекции нарушения произношения звуков [р] и [р′] у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
  5. Изучить процедуру и технологии обследования произношения звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
  6. Изучить организацию коррекционной работы и технологии по коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературы диагностических и коррекционных технологий по исследуемой теме.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании особенностей произношения звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Практическая значимость заключается анализе и систематизации технологий обследования и коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Структура работы введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ПАРАРОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

1.1. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте.

В соответствии с представленной Р.Е. Левиной психологопедагогической классификации речевой патологии у детей выделяется две основные группы нарушений средств общения, такие как фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи. Остановимся подробнее на их сравнительной характеристике, позволяющей провести теоретический анализ проблемы изучения произносительной стороны речи у дошкольников [7].

Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается дизонтогенез произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, что обусловило выделение нескольких групп детей:

–дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

–дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

–дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков, что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия и звукопроизношения. Таким образом, нарушение средств общения при ФФН ограничено исключительно составляющими внешнего оформления высказывания, а именно: звукопроизношением, фонематическим слухом и слоговой структурой.

В приложении 1 нами представлено строение речевого аппарата, что способствует упрощению восприятия определения артикуляционных нарушений и гармонизирует проблему разработки упражнений для дошкольников при коррекции и исправлении фонетико-фонематического недоразвития речи.

Исследователи А.Р.Лурия, Швачкин, Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, предполагали, если у ребенка возникает нарушение артикуляции слышимого звука, то в разной степени будет ухудшаться восприятие данного звука.

Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах [4].

Наиболее часто встречаются несформированность шипящих и свистящих [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует гласный [ы] [3].

У детей с ФФНР сложность заключается в концентрации внимания, они часто отвлекаются. Таким детям сложно дается запоминание речевого материала. Наблюдается большое количество ошибок в речевом материале.

Самым распространённым и ведущим диагнозом в структуре речевого дефекта при ФФНР, является – псевдобульбарная дизартрия.

Псевдобульбарная дизартрия – это патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортикобульбарных проводящих трактов.

У детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдается нечеткость артикуляционных обликов, следствием чего является исчезновение разницы между акустическими различительными признаками звуков, что приводит к трудностям их дифференциации [1].

Данной речевой группе характерно разделение нарушения звукопроизношения на антропофонические (искажение звука) при таких нарушениях наблюдается недостаток в работе речедвигательного анализатора, фонологические (отсутствие звука, замена, смешение, недифференцированное произношение), присутсвует недостаток работы речеслухового анализатора. Особенно устойчиво у детей сохраняются антропофонические дефекты по типу искажения. Причинами служит отсутствие контроля и слухового восприятия.

Нарушения звукопроизношения можно разделить на две группы:

  • мономорфные (при которых присутсвует дефект одной фонетической группы звуков, например - шипящие [ш, ж, щ, ц].
  • полиморфные (нарушение нескольких фонетических групп звуков, например – свистящие [с, з, с’, з’], сонорные [м, н, л, л’].

Детям с псевдобульбарной дизартрией свойственны именно полиморфные нарушения. В частности, звуки сложные по артикуляторным функциям, так как в первую очередь страдают сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения [8]. К ним относятся звуки [ж, ш, ч, р, л,].

Из группы сонорных звуков в основном выражаются в искажении звука [л] по типу губно-губного, губно-зубного и межзубного ламбдацизма.

Среди аффрикат наиболее часто страдает произношение [ц], реже [ч]. Звук [ц] обычно заменяется на мягкий вариант [с] или искаженный [с];[ч] –на мягкий [т'] или искажается, [щ] – на искаженный [ч] или [ш], реже на мягкий [с'][20].

Заднеязычные звуки [к, г, х], заменяются переднеязычными [д, т, с], по типу паракаппацизмов (недостатки произношении звуков [к] и [к’], выраженные в замене данных звуков).

Следствием всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что фонетико – фонематическое недоразвитие речи является ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии [6].

  1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. – 2007. – № 1. – С. 27-34.
  2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
  3. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму [Текст] : конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120 с.
  4. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Педагогика, 1981.
  5. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В.И. Мирясова. – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 46 с.
  6. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М.: Просвещение: Владос, 1996.
  7. Волкова, Л. С. Логопедия. [Текст] / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС. – 2008. – 703 с.
  8. Волосовец, Т. В. Основы логопедии [Текст] : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
  9. Воспитание дошкольников в игре/ Сост. А.Е. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Педагогика, 1983.
  10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  11. Жукова Н.С. и др. Логопедия - Екатеринбург, 1998. - 647 с.
  12. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М.: Просвещение, 1994.
  13. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. Селиверстова В.И.- М.: Просвещение,1987.
  14. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников.- М.: Учпедгиз, 1971.
  15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
  16. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
  17. Логопедия. Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М.: Эксмо, 2020.
  18. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др.. М.: Эксмо, 2017.
  19. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д, Феникс, 2016.
  20. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с
  21. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение. – 1989. – 239 с.
  22. Хватцев, М. Е. Логопедия. [Текст] : пособие для студентов пед. институтов и учителей спец. школ / М. Е. Хватцев. – М. : Учпедгиз, 1959. – 476 с.
  23. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Лань, 1997. – 32 с.
  24. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240 с.
  25. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
  26. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : учеб. пособие / Н. Х. Швачкин, К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с
  27. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 116 с. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское