ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ПАРАРОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте
1.2. Формирование правильного произношения звуков [р] и [р′] в онтогенезе
1.3. Характеристика нарушений произношения звуков [р] и [р′] у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПАРАРОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Процедура и технологии обследования произношения звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
2.2. Организация и технологии коррекционной работы по коррекции параротацизма у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.
Речь – это главное приобретение человечества, основное средство человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения, т.е. обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.
Нарушения речи в дошкольном возрасте системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляется в нарушении процессов формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства вследствие дефектов в восприятии и произношении фонем [9].
Дети с ФФН – это дети, имеющие такие нарушения, как ринолалия, дизартрия, дислалия, в частности её акустико-фонематическую и артикуляторно-фонематическую форму, согласно клинико-педагогической классификации.
Изучением такого речевого нарушения как фонетико-фонематическое недоразвитие речи занималось множество отечественных исследователей, среди них Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Л.С. Правдина, Е.А. Соботович, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцев и др.
Одним из самых распространенных видов неправильного звукопроизношения является параротацизм, который проявляется в замене или смешении звуков [р], [р′] происходит их замена на другие фонемы. Чаще всего на месте рычащей фонемы дети произносят [л], [ль], [йот].
Роль правильного звукопроизношения в обучении в школе способствует процессу становления и формировании личности ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественное новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность [11].
Этим и обусловлена актуальность проблемы коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольном возрасте.
Объект исследования: произношения звуков [р] и [р′] детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием
Предмет исследования: технологии обследования и коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Целью исследования является изучение и анализ теоретических аспектов, технологий обследования и коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- Изучить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
- Изучить формирование правильного произношения звуков [р] и [р′] в отногенезе.
- Проанализировать нарушения произношения звуков [р] и [р′] у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- Изучить литературу по проблеме коррекции нарушения произношения звуков [р] и [р′] у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- Изучить процедуру и технологии обследования произношения звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- Изучить организацию коррекционной работы и технологии по коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературы диагностических и коррекционных технологий по исследуемой теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании особенностей произношения звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Практическая значимость заключается анализе и систематизации технологий обследования и коррекции звуков [р] и [р′] у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Структура работы введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ПАРАРОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте.
В соответствии с представленной Р.Е. Левиной психологопедагогической классификации речевой патологии у детей выделяется две основные группы нарушений средств общения, такие как фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи. Остановимся подробнее на их сравнительной характеристике, позволяющей провести теоретический анализ проблемы изучения произносительной стороны речи у дошкольников [7].
Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается дизонтогенез произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, что обусловило выделение нескольких групп детей:
–дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
–дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
–дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.
Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков, что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия и звукопроизношения. Таким образом, нарушение средств общения при ФФН ограничено исключительно составляющими внешнего оформления высказывания, а именно: звукопроизношением, фонематическим слухом и слоговой структурой.
В приложении 1 нами представлено строение речевого аппарата, что способствует упрощению восприятия определения артикуляционных нарушений и гармонизирует проблему разработки упражнений для дошкольников при коррекции и исправлении фонетико-фонематического недоразвития речи.
Исследователи А.Р.Лурия, Швачкин, Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, предполагали, если у ребенка возникает нарушение артикуляции слышимого звука, то в разной степени будет ухудшаться восприятие данного звука.
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах [4].
Наиболее часто встречаются несформированность шипящих и свистящих [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует гласный [ы] [3].
У детей с ФФНР сложность заключается в концентрации внимания, они часто отвлекаются. Таким детям сложно дается запоминание речевого материала. Наблюдается большое количество ошибок в речевом материале.
Самым распространённым и ведущим диагнозом в структуре речевого дефекта при ФФНР, является – псевдобульбарная дизартрия.
Псевдобульбарная дизартрия – это патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортикобульбарных проводящих трактов.
У детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдается нечеткость артикуляционных обликов, следствием чего является исчезновение разницы между акустическими различительными признаками звуков, что приводит к трудностям их дифференциации [1].
Данной речевой группе характерно разделение нарушения звукопроизношения на антропофонические (искажение звука) при таких нарушениях наблюдается недостаток в работе речедвигательного анализатора, фонологические (отсутствие звука, замена, смешение, недифференцированное произношение), присутсвует недостаток работы речеслухового анализатора. Особенно устойчиво у детей сохраняются антропофонические дефекты по типу искажения. Причинами служит отсутствие контроля и слухового восприятия.
Нарушения звукопроизношения можно разделить на две группы:
- мономорфные (при которых присутсвует дефект одной фонетической группы звуков, например - шипящие [ш, ж, щ, ц].
- полиморфные (нарушение нескольких фонетических групп звуков, например – свистящие [с, з, с’, з’], сонорные [м, н, л, л’].
Детям с псевдобульбарной дизартрией свойственны именно полиморфные нарушения. В частности, звуки сложные по артикуляторным функциям, так как в первую очередь страдают сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения [8]. К ним относятся звуки [ж, ш, ч, р, л,].
Из группы сонорных звуков в основном выражаются в искажении звука [л] по типу губно-губного, губно-зубного и межзубного ламбдацизма.
Среди аффрикат наиболее часто страдает произношение [ц], реже [ч]. Звук [ц] обычно заменяется на мягкий вариант [с] или искаженный [с];[ч] –на мягкий [т'] или искажается, [щ] – на искаженный [ч] или [ш], реже на мягкий [с'][20].
Заднеязычные звуки [к, г, х], заменяются переднеязычными [д, т, с], по типу паракаппацизмов (недостатки произношении звуков [к] и [к’], выраженные в замене данных звуков).
Следствием всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что фонетико – фонематическое недоразвитие речи является ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии [6].